Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО НАВЫКА В ПРОДУКТИВНОЙ РЕЧИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(188)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Тряскин П.С. ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО НАВЫКА В ПРОДУКТИВНОЙ РЕЧИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 9(188). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/188/106728 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО НАВЫКА В ПРОДУКТИВНОЙ РЕЧИ

Тряскин Павел Сергеевич
магистрант кафедры иностранных языков, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, РФ, г. Челябинск

 

FORMATION OF GRAMMATICAL SKILL IN PRODUCTIVE SPEECH

 

Pavel Tryaskin

Master student of the Department of Foreign Languages South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Russia, Chelyabinsk

 

Аннотация. В данной статье автор рассматривает этапы формирования грамматического навыка в продуктивной речи, которые стали основой комплекса учебно-познавательных задач.

Abstract. In this article, the author considers the stages of the formation of a grammatical skill in productive speech, which became the basis of a complex of educational and cognitive tasks.

 

Ключевые слова: грамматические явления, учебно-познавательные задачи.

Keywords: grammatical phenomena, educational and cognitive tasks.

 

Учебно-практические задачи представляют собой описание практические задачи, для решения которых необходимо применить необходимые умения и навыки. Если говорить конкретно об изучении иностранного языка, то учебно-практические задачи связаны с применением языка, как средства различных видов речевой коммуникации: аудирования, чтения, письма и говорения, в формальном и неформальном межличностным общением представителей одной или разных культур.

В основу комплекса учебно-познавательных задач легли следующие основные этапы формирования грамматического навыка в продуктивной речи.

1. Ознакомление с грамматическим явлением, его формой, значением и употреблением в речи. При введении новых грамматических явлений учителю необходимо видеть в какой форме и в каком значение оно используется в практической деятельности, поскольку, понимая смысл грамматического явления, его структуру, обучающийся может применять в разговорной речи. Следует соблюдать определённые этапы знакомства с грамматической структурой.

2. Изложение нового грамматического материала. Чтобы мотивировать обучающихся к изучению новой формы, необходимо использовать её появление через разные средства, например, рассказ, небольшой киноролик, мультфильм. Для запоминания лексико-грамматических форм хорошо подходит прослушивание аудиозаписей:

– послушайте и прочитайте;

– послушайте и соотнесите;

– послушайте и повторите.

3. Закрепление грамматического материала. Для того, чтобы закрепить изученный материал учитель может использовать различные по сложности задания, как групповые, так и индивидуального характера. Изученный грамматический материал необходимо закрепить. Учащиеся должны полностью понять новые структуры, запомнить их и правильно воспроизводить.

Примеры упражнений:

– повторите... вслед за диктором;

– прочтите предложения хором (по цепочке, в парах);

– повторите, добавляя слова (словосочетание, фразу);

– составьте предложения из заданных слов;

– дополните предложения;

– ответьте на вопросы и задайте такой же вопрос партнёру.

4. Контроль понимания изученного. Если исходить из выше сказанного, то можно увидеть возможность для обучающихся самим сформулировать правила грамматики, что показывает понимание её структуры. После этого школьникам предлагается выполнить ряд заданий на основе простых мыслительных операций, таких, как анализ, обобщение, синтез. У обучающихся формируется продуктивное знание на основе его личного опыта, что особенно ценно, поскольку его можно применить в процессе иноязычного общения.  

5. Повторение изученного. После того, как учащиеся познакомились с употреблением грамматической формы и потренировались в её использовании, они получают домашние задание по Рабочей тетради или же с использованием дополнительного раздаточного материала. Через три цикла уроков учащиеся выполняют самостоятельную работу на повторение и систематизацию изученного. Это даёт возможность и преподавателю, и учащемуся понять, насколько хорошо усвоен грамматический материал. Промежуточный контроль осуществляется при помощи тестовых заданий.

6. Закрепление изученного материала на последующих уроках. Насколько качественно и уверенно учащиеся в дальнейшем будут использовать пройденные грамматические темы на 100% зависит от последующих уроков. Как показывает практика, именно будущее повторение изученного помогает учащимся обрести уверенность, а также познакомиться с пониманием пройденных тем совместно с определённым набором коммуникативнх заданий (диалогических и монологических высказываний) по заданной грамматической теме.

В этом случае, отличным примером может послужить повторение по схеме 1-2-4-8. Следующая схема подразумевает повторение пройденного материала и практикует совмещение нескольких тем на одном уроке, где обучающиеся могут проявить свои умения при выполнении одной работы.  

 

Список литературы:
1. Пассов Е. И. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования / Е. И. Пассов, Н. Е.Кузовлева. – М.: Изд-во «Русский язык». Курсы, 2010. – 640 с.
2. Плотникова С. В.  Методические основы начального языкового образования: учебное пособие для студентов Института педагогики и психологии детства / С. В. Плотникова, В. А. Шуритенкова; Урал. гос. пед. унт. – Екатеринбург, 2012. – 251 с.