КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(189)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(189)
КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ
Аннотация. Автором статьи дается оценка нормам административного права в контексте борьбы с коррупцией, а рассматриваются различные подходы к основаниям отнесения противоправных деяний к правонарушениям коррупционной направленности.
Ключевые слова: коррупция, государственная и муниципальная служба, административное право, коррупционные правонарушения
Часть 1 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» закрепляет следующее определение коррупции: «Коррупция – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица» [1].
Деятельность по противодействию коррупции регулируется широким кругом законов и нормативно-правовых актов, однако меры, применяемые в борьбе с коррупционными правонарушениями, являются недостаточно эффективными. Вся проблема заключается в том, что законодателем был применен узкий подход к толкованию коррупции. Определение «коррупция» содержит лишь перечень деяний, имеющих частные характеристики, что делает его недостаточно полным и является препятствием для отнесения правонарушения к коррупционным.
В соответствии с закрепленным в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» определением коррупции по большей части к ней относятся имущественная выгода и корыстные побуждения. Несмотря на принятие данного закона, ни в одном нормативно-пра-вовом акте, даже таких, как Уголовный Кодекс Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, не определена квалификация коррупции, а также не содержится запрета на коррупцию как противоправного деяния. Данная проблема вызвала немало дискуссий в научном сообществе. За достаточно короткое время было предложено большое количество трактовок понятиям «коррупция», «коррупционное правонарушение», «коррупционное преступление». Следующим целесообразным шагом должно было стать определение составов данных правонарушений, однако этого не последовало, что сейчас и находит отражение в трудностях в борь- бе с преступлениями коррупционной направленности.
Таким образом, в нормативно-правовом массиве нашей страны не содержится четкого понимания того, какие же правонарушения относятся к коррупционнным. Попытаемся разобраться в этом в данной статье.
Еще раз следует отметить, что законодательно определение «административное правонарушение коррупционной направленности» не регламентировано. Поэтому неясно, какие правонарушения, закрепленные в Кодексе об административных правонарушениях, являются коррупционными. На этот счет есть несколько подходов в юридической науке.
Первый подход является наиболее традиционным, который заключается в том, что коррупционными правонарушениями являются правонарушения, закрепленные в статьях 19.28 и 19.29 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Данные статьи были закреплены в связи с принятием Федерального закона от 25 декабря 2008 года №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций про- коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции». Следовательно, антикоррупционное законодательство берет начало из данных нормативно-правовых актов.
Второй подход представляется более широким и заключается в том, что перечень коррупционных правонарушений не ограничивается ст. 19.28 и ст. 19.29 Кодекса об административных правонарушениях. Приверженцем данного подхода является Илий С.К., который считает, что какое-либо деяние сле-дует относить к административным правонарушениям коррупционной напра-вленности только лишь по определенным характеристикам, например, если есть признаки подкупа, злоупотребления служебным положением, нарушения норм, обеспечивающих законное функционирование механизма государственного управления, а также механизма борьбы с коррупцией. Соответственно, по мне-нию Илия С.К., в Кодексе об административных правонарушениях содержится 11 статей, которые можно отнести к коррупционным правонарушениям.
Третий подход является наиболее радикальным и представляет собой закрепление в Кодексе об административных правонарушениях новых составов преступлений коррупционной направленности. В их перечень следует включить протекционизм, фальсификацию государственными и муниципальными служащими сведений о доходах и расходах, осуществление предпринимательской и иной оплачиваемой деятельности, запрещенной законом, за бездействие при наличии конфликта интересов.
Таким образом, каждый из этих подходов по-своему хорош и имеет пра-во на существование. Однако, по моему мнению, первый подход слишком узконаправленный и не позволяет охватить весь круг коррупционных правонарушений, поскольку он явно шире, чем две статьи Кодекса об административных правонарушениях. Второй и третий подход являются более реалистичными и эффективными в контексте борьбы с коррупцией, так как позволяют пресечь правонарушение, не давая перетечь ему в более опасную стадию – стадию преступления.
Следует отметить, что необходимо на законодательном уровне откорректировать понятие «коррупция», поскольку существующее на сегодняшний день толкование не отвечает реалиям нашего времени и не позволяет точно определить, какое правонарушение является коррупционным и предусмотрена ли за него ответственность. Является целесообразным закрепить понятие «административные правонарушения коррупционной направленности», упорядочить административные нормы, касающиеся коррупционных правонарушений и борьбы с коррупцией в отдельный раздел, и дополнить его новыми составами преступлений. Меры по противодействию коррупции будут эффективными только в том случае, если нормы антикоррупционного законодательства будут более четкими, содержательными, а также будут структурированы. К сожалению, сегодня антикоррупционное законодательство не отвечает данным требованиям и нуждается в дальнейшем совершенствовании.