Статья:

Особенности тактики допроса потерпевших по половым преступлениям

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(19)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Тарасова С.Н. Особенности тактики допроса потерпевших по половым преступлениям // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 19(19). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/19/27596 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности тактики допроса потерпевших по половым преступлениям

Тарасова Стелла Николаевна
магистрант, Кубанский государственный аграрный университет, РФ, г. Краснодар

 

Допрос – это сложное следственное действие, которое требует качественной подготовки, четкого определения тактических приемов, которые следователь собирается применить в процессе его производства. Допрос потерпевших по половым преступлениям имеет ряд дополнительных особенностей, которые значительно усложняют процесс его поведения.

В первую очередь это обусловлено тем, что половое преступление вторгается в интимную сферу жизнедеятельности. Следовательно, установлению подлежат обстоятельства, которые для большинства людей являются сугубо личными и не подлежат обсуждению с посторонними лицами, не выносятся на всеобщее обозрение.

Во-вторых, действия потерпевших, предшествующие половому преступлению, могут не соответствовать общепринятым моральным нормам (употребление спиртных напитков, приход в малознакомую компанию и т.д.). Потерпевшие понимают, что их поведение являлось аморальным, и не испытывают сильного желания, чтобы это стало достоянием гласности. Некоторые из них даже считают, что именно из-за их поведения, они стали жертвами полового преступления.

Следовательно, при допросе потерпевших от половых преступлений следует уделять повышенное внимание этической составляющей допроса. Анализ материалов уголовных дел по данной категории преступлений показал, что в ряде случаев нетактичные действия, высказывания следователя создали серьезный эмоциональный барьер между ним и потерпевшими, препятствовали доверительному общению и замедляли и затрудняли ход расследования.

Любому допросу предшествует подготовка к нему, одним из составляющих ее элементов является – изучение личности допрашиваемого. Однако следует сказать, что в подавляющем количестве случаев следователь в силу объективных обстоятельств [3, с. 255] не имеет возможности для получения точной и подробной информации о личности допрашиваемого. При расследовании половых преступлений следователь должен приложить максимальные усилия для получения информации о личности потерпевших. Так как использование этих знаний в значительной степени поможет ему в установлении психологического контакта с допрашиваемым, что бесспорно будет способствовать доверительному общению. Если предварительно получить информацию о личности потерпевших не удалось, то следователь должен вводную часть допроса для восполнения этого пробела. В ходе заполнения анкетной части протокола допроса, разъяснения прав и обязанностей, предупреждения об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и дачу заведомо ложных показаний, следователю, используя метод беседы и наблюдения, необходимо сформировать представление о допрашиваемом. При этом возможно делать пометки на листе бумаги, отражая существенные элементы личности потерпевшей (его). Изучение личности, по нашему мнению, лучше всего проводить по структуре личности, разработанной А.А. Платоновым [1, с. 179], т.к. она наиболее информативна, надежна, валидна и проста в использовании.     

Вторая стадия допроса – установление психологического кон­такта, т. е. создание условий, которые способствуют общению следователя с допрашиваемым [6, с. 15-16]. При допросе потерпевших от половых преступлений следователь должен исходить из того, что значительное их количество находиться в угнетенном состоянии либо состоянии депрессии. Иногда пережитое физическое насилие приводит к шоку и не позволяет произвести качественный безотлагательный допрос. В таком случае его лучше отложить пока потерпевшая (ий) восстановит относительно нормальное психическое состояние.   

В остальных случаях задача следователя снять эмоциональное напряжение допрашиваемого. Для этого необходимо показать допрашиваемому, что следователь понимает его состояние и выражает сочувствие в отношении произошедшего. Не следует допускать грубых высказываний, выражать негативное отношение по поводу легкомысленного либо аморального поведения потерпевших в момент совершения преступления или до него (даже если оное имело место). Необходимо доступно разъяснить допрашиваемому, что установление всех подробностей произошедшего преступления – это не праздное любопытство следователя, а необходимое условие установления истины по уголовному делу. Кроме того, разъяснение прав и обязанностей потерпевших от половых преступлений и предупреждение их об уголовной ответственности по ст.ст. 307, 308 УК РФ желательно проводить в форме доверительной беседы.           

На стадии свободного рассказа допрашиваемый подробно рассказывает о произошедшем событии, желательно в хронологическом порядке. Следователь не должен проявлять нетерпение и без необходимости прерывать ход изложения потерпевшими показаний. Однако все, что касается полового акта, иных действий сексуального характера и т.п. должно излагаться с использованием нормативной лексики и медицинской терминологии. Следует отметить, что культурный уровень развития допрашиваемых различный и некоторые из них данной терминологией не владеют. Соответственно, следователь должен в доступной для их понимания форме с этой терминологий ознакомить, не используя при этом не нормативные выражения.

Тактические приемы, используемые при допросе потерпевших от половых преступлений можно разделить на две группы:

1) приемы, направленные на устранение эмоционального и смыслового барьера с допрашиваемым;

2) приемы, помогающие допрашиваемому в припоминании, детализации тех или иных фактических данных излагаемого им события.

Следовательно, при допросе потерпевших от половых преступлений в бесконфликтной ситуации наиболее часто применяются следующие приемы:

– направленные на установление психологического контакта (проявление сопереживания и понимания психического состояния допрашиваемого лица);

– вовлекающие в беседу (снятие эмоциональной напряженности, формирование активной мыслительной деятельности);

– раскрывающие гражданскую значимость добросовестной пози­ции допрашиваемого в ситуации его нерешительности, обусловленной чувством стыда, стеснительностью и т.д.;

– оказывающие мнемическую помощь доращиваемому в припоминании каких-либо обстоятельств дела (возбуждение ассоциаций по каузальности (причинно-следственных), временной и про­странственной смежности, сходству и контрасту) [5, с. 111].

Специфические особенности имеет тактика допроса несовершеннолетних потерпевших от половых преступлений. Так в соответствии ч. 1 ст. 191 УПК РФ в допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. При производстве допроса с участием несовершеннолетнего, достигшего возраста шестнадцати лет, педагог или психолог приглашается по усмотрению следователя. Педагог (психолог) в допросе выступает в качестве специалиста в области дет­ской (подростковой) психихологии и оказывает содействие следователю в получении достоверных показаний от несовершеннолетних допрашиваемых.

Закон не устанавливает, в какой следственной ситуации привлекать к допросу несовершеннолетнего педагога, а в какой – психолога. Не установлено также знакомого или незнакомого несовершеннолетнему педагога (психолога), следует привлечь следователю для участия в допросе. Этот вопрос разрешает следователь. При проведении допроса несовершеннолетних потерпевших от половых преступлений следователю, по нашему мнению, не следует привлекать школьного психолога либо педагога из учебного заведения, где обучается допрашиваемый (На практике чаще всего приглашают классного руководителя подростка, исходя из того, что он наиболее осведомлен о качествах его личности). В большинстве случаев несовершеннолетний испытывает стыд, что о подробностях происшествия приходится рассказывать в присутствии знакомого ему педагога. Кроме того, у него может возникнуть боязнь, что эти подробности станут известны широкому кругу лиц (педагогическому коллективу школы, его одноклассникам и т.д.). Наиболее рациональными в данной ситуации будут следующие действия следователя: предварительно до допроса выяснить у несовершеннолетнего в присутствии какого педагога (мужчины или женщины, знакомого или незна­комого) он предпочитает давать показания. Такой шаг со стороны следователя:

1) удовлетворяет претензии несовершеннолетнего на взрослость (подросток понимает его мнением считаются);

2) спо­собствует установлению психологического контакта с несовершеннолетним;

3) наиболее эффективно разрешает проблему выбора соответствующего специалиста.

Следователю необходимо предварительно проинст­руктировать педагога (психолога) об их роли и поведении во время допроса: как включиться в допрос; какие обстоятельства подлежат установлению; недопустимости постановки наводящих вопросов; критических высказываний и замечаний в адрес допрашиваемого либо по поводу его поведения.

 

Список литературы:
1. Грицаев С.И., Влезько Д.А., Шевель Д.В. Использование психологических знаний в расследовании преступлений: Учеб. пособие. – Краснодар: КубГАУ, 2013. – С. 179.
2. Еникеев М.И., Образцов В.А., Эминов В.Е. Следственные действия: психология, тактика, технология: Учеб. пособие. – М.: Проспект, 2007. – С. ?
3. Криминалистика: Учебник / Под ред. В.Д. Зеленского, Г.М. Меретукова. – СПб.: Изд-во «Юридический центр», 2015. – С. 255.
4. Криминалистика: Учебник / Под ред. Е.П. Ищенко. – М.: Контракт, ИНФРА-М, 2010. – С. 25-27
5. Основные положения следственной тактики: Монография / В.Д. Зеленский, Д.А. Влезько, М.В. Головин, С.И. Грицаев. – Краснодар: КубГАУ, 2011. – С. 111.
6. Тактика допроса на судебном следствии: Учеб. пособие / В.Д. Зеленский, А.В. Руденко, Д.А. Влезько и др. – Краснодар: КубГАУ, 2015. – С. 15-16.
7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. –2001. – № 52 (ч. I). – Ст. 4921.