АНАЛИЗ ИМИДЖА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(192)
Рубрика: Социология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(192)
АНАЛИЗ ИМИДЖА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Органы внутренних дел в Российской Федерации являются одним из социальных конструктов государства, призванных обеспечивать защиту населения, общества и государства от различных посягательств. Эффективность деятельности сотрудников органов внутренних дел зависит от множества факторов, включая общий профессионализм сотрудников, созданные социально-экономические условия в обществе, наличие необходимых мер государственной поддержки и т.д. Одним из важнейших факторов эффективности деятельности органов внутренних дел, в частности в регионах Российской Федерации, является налаженный уровень взаимодействия указанных органов с населением страны, которое во многом строится на институте доверия органам внутренних дел со стороны общества. В свою очередь указанный институт доверия базируется на основе положительного имиджа органов внутренних дел, поэтому исследование механизмов его формирования и развития всегда носит особо актуальный характер.
Говоря о механизмах формирования имиджа органов внутренних дел в Российской Федерации, необходимо в первую очередь отметить, что из себя представляет институт имиджа государственных органов в современной науке. Отметим, что исследователи, сравнивая различные понятия имиджа, определяли его и как особую технику манипуляции общественным сознанием, и как стремление индивида/объекта к самопрезентации и самосовершенствованию и как институт, позволяющий подчеркнуть необходимые позитивные стороны явления, и как один из способов коммуникации в социуме [1, с. 30-31]. Передня Д.Г., посвятивший часть своих научных работ вопросам механизмов формирования имиджа сотрудников правоохранительных органов, отмечал, что имидж в контексте правоохранительной деятельности государственных органов представляет собой образ, сохраненный в общественном сознании и построенный на методе ассоциаций, в рамках которого сотрудники правоохранительных органов наделяются некоторыми свойствами, которые могут и не иметь реального отражения в их деятельности, однако, являются настолько социально-значимыми, что неосознанно переносятся на всех сотрудников указанных органов[2, с. 142]. Таким образом, можно заключить, что имидж органов внутренних дел представляет собой отражение их образа в общественном сознании, то есть, то, как современное общество видит и представляет себе работу таких органов. Отсюда возникает потребность в проведение различных социологических опросов, направленных на выявление указанного образа у населения.
В рамках нашего исследования было проведено анкетирование, направленное на выявление отношения населения Ростовской области к деятельности органов внутренних дел в регионе. Всего в опросе приняло участие 25 человек, при этом 44% из опрошенных вошли в возрастную категорию от 18 до 25 лет, еще 28% в категорию от 25 до 35 лет, оставшиеся 28% составили категорию от 35 лет и выше. В опросном листе было представлено 10 вопросов, касающихся отношения опрашиваемых к деятельности органов внутренних дел в Ростовской области.
Первым вопросом в представленном опросном листе стал следующий вопрос: «Интересуетесь ли Вы с деятельностью ОВД (органов внутренних дел) в Ростовской области?». Большая часть опрошенных (44%) отметили, что активно интересуются деятельностью органов внутренних дел, 24% опрошенных, напротив, указали на отсутствие такого интереса. 32% опрошенных, из которых большую часть составляла категория от 18 до 25 лет затруднились ответить на этот вопрос.
На вопрос о том, из каких источников опрошенные получают основную информацию о деятельности ОВД в регионе, было получено несколько ключевых ответов. Вне зависимости от возраста большинство опрошенных предпочитают получать информацию от родственников, знакомых (48% опрошенных) или по средствам просмотра новостных каналов (24%). Опрошенные от 18 до 35 лет также получают необходимые сведения из интернет-источников (Telegram, YouTube, ЯRUS, различные социальные сети), их количество в числе опрошенных составило 16%. 12% опрошенных предпочитают получать информацию с непосредственных порталов органов внутренних дел (к примеру, регионального сайта МВД РФ).
Результаты удовлетворенности опрошенных деятельностью органов внутренних дел в Ростовской области отразились следующим образом: полностью удовлетворены – 28%, частично удовлетворены – 36%, не удовлетворены – 24%. Оставшиеся 12% опрошенных затруднились ответить. Однако, стоит отметить, что большая часть опрошенных напрямую не сталкивалась с работой органов внутренних дел, поэтому объективно оценить уровень удовлетворенности работой указанных органов и доверия к сотрудникам органов внутренних дел мы не можем. Результаты, отраженные в исследовании, свидетельствуют о том уровне удовлетворенности работой органов внутренних дел в области, который сформирован у опрашиваемых за счет полученной информации из новостных ресурсов, от знакомых и иных источников.
На вопрос о том, чем на взгляд опрошенных руководствуются в работе большинство сотрудников ОВД в Ростовской области, большинство (40%) опрошенных ответило: «интересами граждан». 32% опрошенных считают, что основным мотиватором деятельности сотрудников органов внутренних дел выступают пожелания руководства. Еще 24% опрошенных заявило, что сотрудники органов внутренних дел в своей работой руководствуются только законодательством РФ. 4% опрошенных отметило, что сотрудники могут руководствоваться собственными интересами.
По оценкам опроса уровень профессионализма современных сотрудников ОВД в Ростовской области составил: «высокий» - 36%, «средний»- 40%, «низкий» - 16%. 8% опрошенных воздержались от ответа.
В качестве основных ключевых проблем деятельности органов внутренних дел в Ростовской области были названы: отсутствие четкой организации деятельности сотрудников, кумовство, несвоевременный характер деятельности, отсутствие налаженного взаимодействия между органами внутренних дел и иными органами государства.
В опросе также содержались вопросы, касающиеся непосредственного имиджа сотрудников органов внутренних дел в современном обществе. Более половины опрошенных отмечали, что на сегодняшний день существует слишком большое различие между «новостным» и реальным имиджем представителей власти. Так, в качестве ключевой проблемы формирования имиджа сотрудников органов внутренних дел в Ростовской области называли отсутствие реальной заинтересованности представителей указанных органов в работе с гражданами, неприветливое обращение и неподобающий внешний вид. Также ряд опрошенных отмечал, что в настоящее время многие из сотрудников органов внутренних дел не имеют достаточной информационной грамотности и не знают, как правильно себя вести в Интернет-пространстве.
В качестве предложений по улучшению имиджа органов внутренних дел в Ростовской области поступали следующие:
- улучшение критерия отбора сотрудников органов внутренних дел и качественная образовательная и воспитательная работа с ними;
- усиление мониторинга за информацией о работе органов внутренних дел в социальных сетях, интернет-ресурсах и иных информационных источниках;
- повышение уровня взаимодействия органов внутренних дел и граждан области (по средствам проведения различных мероприятий, улучшения качества информирования населения о работе органов и т.д);
- повышения качества материально-технического обеспечения органов внутренних дел.
На основе проведенного исследования можно выделить несколько ключевых проблем формирования положительного имиджа органов внутренних дел в современном обществе. В первую очередь необходимо отметить, что несмотря на бурное развитие информационной эпохи большинство российских граждан по-прежнему предпочитают получать основную информацию о деятельности сотрудников указанных органов через знакомых и родственников, то есть опосредованно, что отчасти мешают им формировать собственное мнение. В указанной связи нам представляется необходимым более активное развитие имиджа органов внутренних дел в рамках современного информационного общества, а именно по средствам сети Интернет, которая является одним из основных источников информации. Отметим, что в условиях развития санкционных ограничений и нестабильной обстановки особое внимание необходимо уделять тем ресурсам, которые ранее не становились площадками для размещения официальной информации (к примеру, созданию каналов в Telegram, блогов в Яндекс.Дзен, каналов на RuTube и т.д.). Подобный подход не только позволит существенно увеличить охват аудитории, но и обеспечить дополнительные инструменты борьбы с так называемыми «фейками», порочащими честь системы органов внутренних дел в России. Одновременно с указанными мерами также должна проводится комплексная работа по улучшению имиджа сотрудников органов внутренних дел в реальной жизни, а именно должны разрабатываться меры воспитательного и образовательного воздействия, которые позволят соотносить представленный образ сотрудников органов внутренних дел с реальными представителями профессии.