Статья:

АНАЛИЗ ИМИДЖА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(192)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Кюльбяков Г.Р. АНАЛИЗ ИМИДЖА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ) // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 13(192). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/192/108033 (дата обращения: 25.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АНАЛИЗ ИМИДЖА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Кюльбяков Георгий Русланович
студент, ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Кузьмина Екатерина Александровна
научный руководитель, канд. полит. наук, доцент, ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов

 

Органы внутренних дел в Российской Федерации являются одним из социальных конструктов государства, призванных обеспечивать защиту населения, общества и государства от различных посягательств. Эффективность деятельности сотрудников органов внутренних дел зависит от множества факторов, включая общий профессионализм сотрудников, созданные социально-экономические условия в обществе, наличие необходимых мер государственной поддержки и т.д. Одним из важнейших факторов эффективности деятельности органов внутренних дел, в частности в регионах Российской Федерации, является налаженный уровень взаимодействия указанных органов с населением страны, которое во многом строится на институте доверия органам внутренних дел со стороны общества. В свою очередь указанный институт доверия базируется на основе положительного имиджа органов внутренних дел, поэтому исследование механизмов его формирования и развития всегда носит особо актуальный характер.

Говоря о механизмах формирования имиджа органов внутренних дел в Российской Федерации, необходимо в первую очередь отметить, что из себя представляет институт имиджа государственных органов в современной науке. Отметим, что исследователи, сравнивая различные понятия имиджа, определяли его и как особую технику манипуляции общественным сознанием, и как стремление индивида/объекта к самопрезентации и самосовершенствованию и как институт, позволяющий подчеркнуть необходимые позитивные стороны явления, и как один из способов коммуникации в социуме [1, с. 30-31]. Передня Д.Г., посвятивший часть своих научных работ вопросам механизмов формирования имиджа сотрудников правоохранительных органов, отмечал, что имидж в контексте правоохранительной деятельности государственных органов представляет собой образ, сохраненный в общественном сознании и построенный на методе ассоциаций, в рамках которого сотрудники правоохранительных органов наделяются некоторыми свойствами, которые могут и не иметь реального отражения в их деятельности, однако, являются настолько социально-значимыми, что неосознанно переносятся на всех сотрудников указанных органов[2, с. 142]. Таким образом, можно заключить, что имидж органов внутренних дел представляет собой отражение их образа в общественном сознании, то есть, то, как современное общество видит и представляет себе работу таких органов. Отсюда возникает потребность в проведение различных социологических опросов, направленных на выявление указанного образа у населения.

В рамках нашего исследования было проведено анкетирование, направленное на выявление отношения населения Ростовской области к деятельности органов внутренних дел в регионе. Всего в опросе приняло участие 25 человек, при этом 44% из опрошенных вошли в возрастную категорию от 18 до 25 лет, еще 28% в категорию от 25 до 35 лет, оставшиеся 28% составили категорию от 35 лет и выше. В опросном листе было представлено 10 вопросов, касающихся отношения опрашиваемых к деятельности органов внутренних дел в Ростовской области.

Первым вопросом в представленном опросном листе стал следующий вопрос: «Интересуетесь ли Вы с деятельностью ОВД (органов внутренних дел) в Ростовской области?».  Большая часть опрошенных (44%) отметили, что активно интересуются деятельностью органов внутренних дел, 24% опрошенных, напротив, указали на отсутствие такого интереса. 32% опрошенных, из которых большую часть составляла категория от 18 до 25 лет затруднились ответить на этот вопрос.

На вопрос о том, из каких источников опрошенные получают основную информацию о деятельности ОВД в регионе, было получено несколько ключевых ответов. Вне зависимости от возраста большинство опрошенных предпочитают получать информацию от родственников, знакомых (48% опрошенных) или по средствам просмотра новостных каналов (24%). Опрошенные от 18 до 35 лет также получают необходимые сведения из интернет-источников (Telegram, YouTube, ЯRUS, различные социальные сети), их количество в числе опрошенных составило 16%. 12% опрошенных предпочитают получать информацию с непосредственных порталов органов внутренних дел (к примеру, регионального сайта МВД РФ).

Результаты удовлетворенности опрошенных деятельностью органов внутренних дел в Ростовской области отразились следующим образом: полностью удовлетворены – 28%, частично удовлетворены – 36%, не удовлетворены – 24%. Оставшиеся 12% опрошенных затруднились ответить. Однако, стоит отметить, что большая часть опрошенных напрямую не сталкивалась с работой органов внутренних дел, поэтому объективно оценить уровень удовлетворенности работой указанных органов и доверия к сотрудникам органов внутренних дел мы не можем. Результаты, отраженные в исследовании, свидетельствуют о том уровне удовлетворенности работой органов внутренних дел в области, который сформирован у опрашиваемых за счет полученной информации из новостных ресурсов, от знакомых и иных источников.  

На вопрос о том, чем на взгляд опрошенных руководствуются в работе большинство сотрудников ОВД в Ростовской области, большинство (40%) опрошенных ответило: «интересами граждан». 32% опрошенных считают, что основным мотиватором деятельности сотрудников органов внутренних дел выступают пожелания руководства. Еще 24% опрошенных заявило, что сотрудники органов внутренних дел в своей работой руководствуются только законодательством РФ. 4% опрошенных отметило, что сотрудники могут руководствоваться собственными интересами.

По оценкам опроса уровень профессионализма современных сотрудников ОВД в Ростовской области составил: «высокий» - 36%, «средний»- 40%, «низкий» - 16%. 8% опрошенных воздержались от ответа.

В качестве основных ключевых проблем деятельности органов внутренних дел в Ростовской области были названы: отсутствие четкой организации деятельности сотрудников, кумовство, несвоевременный характер деятельности, отсутствие налаженного взаимодействия между органами внутренних дел и иными органами государства.

В опросе также содержались вопросы, касающиеся непосредственного имиджа сотрудников органов внутренних дел в современном обществе. Более половины опрошенных отмечали, что на сегодняшний день существует слишком большое различие между «новостным» и реальным имиджем представителей власти. Так, в качестве ключевой проблемы формирования имиджа сотрудников органов внутренних дел в Ростовской области называли отсутствие реальной заинтересованности представителей указанных органов в работе с гражданами, неприветливое обращение и неподобающий внешний вид. Также ряд опрошенных отмечал, что в настоящее время многие из сотрудников органов внутренних дел не имеют достаточной информационной грамотности и не знают, как правильно себя вести в Интернет-пространстве.

В качестве предложений по улучшению имиджа органов внутренних дел в Ростовской области поступали следующие:

- улучшение критерия отбора сотрудников органов внутренних дел и качественная образовательная и воспитательная работа с ними;

- усиление мониторинга за информацией о работе органов внутренних дел в социальных сетях, интернет-ресурсах и иных информационных источниках;

- повышение уровня взаимодействия органов внутренних дел и граждан области (по средствам проведения различных мероприятий, улучшения качества информирования населения о работе органов и т.д);

- повышения качества материально-технического обеспечения органов внутренних дел.

На основе проведенного исследования можно выделить несколько ключевых проблем формирования положительного имиджа органов внутренних дел в современном обществе. В первую очередь необходимо отметить, что несмотря на бурное развитие информационной эпохи большинство российских граждан по-прежнему предпочитают получать основную информацию о деятельности сотрудников указанных органов через знакомых и родственников, то есть опосредованно, что отчасти мешают им формировать собственное мнение. В указанной связи нам представляется необходимым более активное развитие имиджа органов внутренних дел в рамках современного информационного общества, а именно по средствам сети Интернет, которая является одним из основных источников информации. Отметим, что в условиях развития санкционных ограничений и нестабильной обстановки особое внимание необходимо уделять тем ресурсам, которые ранее не становились площадками для размещения официальной информации (к примеру, созданию каналов в Telegram, блогов в Яндекс.Дзен, каналов на RuTube и т.д.). Подобный подход не только позволит существенно увеличить охват аудитории, но и обеспечить дополнительные инструменты борьбы с так называемыми «фейками», порочащими честь системы органов внутренних дел в России. Одновременно с указанными мерами также должна проводится комплексная работа по улучшению имиджа сотрудников органов внутренних дел в реальной жизни, а именно должны разрабатываться меры воспитательного и образовательного воздействия, которые позволят соотносить представленный образ сотрудников органов внутренних дел с реальными представителями профессии.

 

Список литературы: 
1. Ануфриева Д.А. Восприятие сотрудника органов внутренних дел как фактор, влияющий на формирование имиджа полиции // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2020. № 4 (88). С. 215-219.
2. Борщевский Г.А. Связи с общественностью в органах власти: учебник и практикум для ВУЗов / Г.А. Барщевский. – М.: Юрайт, 2021. – 267 с.
3. Гостев А.Н., Демченко Т.С., Демченко М.В. Доверие граждан институту полиции: общественные механизмы укрепления // Вестник Академии права и управления. 2021. № 3. С. 14-25. 
4. Передня Д.Г., Захаров Д.В. Имидж сотрудников полиции сквозь призму социальных ожиданий граждан // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 2. С. 141-149. 
5. Скуртова Л.И., Федорова Е.В. Основные подходы к интерпретации понятия «имидж»: типология имиджа // International journal of professional science. 2020. № 7. С. 29-37.