Статья:

ШКОЛА СТУДЕНЧЕСКОГО АКТИВА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОГО ДОСУГА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(193)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Рослякова А.Э. ШКОЛА СТУДЕНЧЕСКОГО АКТИВА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОГО ДОСУГА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 14(193). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/193/108933 (дата обращения: 22.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ШКОЛА СТУДЕНЧЕСКОГО АКТИВА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОГО ДОСУГА

Рослякова Александра Эриковна
магистрант департамента социально-культурной деятельности и сценических искусств, Московский городской педагогический университет, РФ, г. Москва
Левина Ирина Дмитриевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент департамента социально-культурной деятельности и сценических искусств, Московский городской педагогический университет, РФ, г. Москва

 

SCHOOL OF STUDENT ASSETS AS A FORM OF ORGANIZING STUDENT LEISURE

 

Alexandra Roslyakova

Master student of the department of socio-cultural activities and performing arts, Moscow City Pedagogical University, Russia, Moscow

Irina Levina

Scientific director, cand. ped. Sciences, Associate Professor of the Department social and cultural activities and performing arts Moscow City Pedagogical University, Russia, Moscow

 

Аннотация. Полноценный качественный досуг открывает человеку одни из самых широких возможностей: с одной стороны, для того, чтобы набраться сил и снять утомление, а с другой –для саморазвития, самосовершенствования, самоутверждения. В то время как праздная ленность, лишённая разнообразия, создающая видимость отдыха и тормозящая развитие человеческой личности, тем самым не является рациональным. В связи с этим в данной статье рассматривается школа студенческого актива в качестве досуговой деятельности молодёжи.

Abstract. A full–fledged high-quality leisure opens up one of the widest opportunities for a person: on the one hand, in order to gain strength and relieve fatigue, and on the other - for self-development, self-improvement, self-affirmation. While idle laziness, devoid of diversity, creating the appearance of rest and inhibiting the development of the human personality, is thus not rational. In this regard, this article considers the school of student activism as a leisure activity of young people.

 

Ключевые слова: досуг, свободное время, интенсив, мастер-класс, студенты, социализация, профессиональная ориентация, карьера.

Keywords: leisure, free time, intensive, master class, students, socialization, professional orientation, career.

 

Активный досуг, как важнейший показатель качественного, интересного, разностороннего досуга и условие высокого показателя качества жизни человека в обществе, предполагает наличие более широкого спектра досуговых предпочтений за счёт культурной, развлекательной, рекреационной, общественной и иной деятельности. Этот тип досуговой активности на самом деле наиболее богат, разнообразен и социально привлекателен [1;3]. По данным Н.Н.Седовой, активный досуг – явление, свойственное около 28 % россиянам. Из них можно выделить одну из групп активного досуга, с целью развлечения и занятий спортом можно отнести 9%. Следующую группу досуга, направленного на саморазвитие, культурное и интеллектуальное совершенствование личности человека составляют 16% россиян. И, наконец, третья группа - люди, с активной гражданской позицией, проявляющаяся в том, что такие люди на добровольной основе в своё свободное время выбирают участвовать в работе различных общественных, политических организаций. В неё по данным исследования включено около 3% россиян. [4, 65] У молодёжи выбор досуговой модели демонстрирует наибольшую активность. При этом стоит отметить, что в равной степени эта модель сфокусирована на спортивно-развлекательной и культурной составляющих. [4, 66] Что касается категории студентов, для них предпочтителен выбор досуга, который будет преимущественно воспитательную и просветительную функцию, о чем свидетельствует их регулярное нахождение в образовательной среде. В первую очередь, о воспитании мы говорим, когда подразумеваем в основном подрастающее поколение, но это не совсем верное утверждение. Потому что в действительности, в период вторичной социализации и онтогенеза личности в целом досуг обязательно выполняет воспитательную функцию. Поэтому эти функции остаются актуальны как в детстве, так и в юношестве и даже в более зрелом возрасте человека. В это время ему в меньшей степени, чем ребенку, но тем не менее также необходимо расширять свой кругозор, одновременно с тем, чтобы строить социальные связи, отзываться на требования времени. Также стоит отметить тенденции досуга в современной реальности:

1. В значительной степени наблюдается снижение доли россиян, которые в свободное время пренебрегают нахождением дома, выбирая активный досуг.

2. Как следствие, люди чаще склоняются к выбору пассивного досуга, не оказывающего положительного эффекта на физическое и личностное развитие.

Для молодёжи подобные тенденции сказываются губительно, потенциально развивая последствия, в первую очередь мы говорим об отсутствии мотивации, снижении коммуникативной функции, которая находит возможность компенсации лишь за счёт социальных сетей, что влияет на качество самих коммуникаций, ужесточая дистанцию и формируя установки индивидуализации в молодёжной среде. Невозможно оставить без внимания период 2020-21 годов, когда в силу ограничительных мер обучение приобрело дистанционный характер. С одной стороны, можно наблюдать развитие онлайн-общения, с другой – насколько сильный ущерб это нанесло жизни, текущей вне интернет-среды. «Одомашнивание» досуга не должно быть предпочтительно для молодёжной среды, поэтому имеется необходимость в принятии ряда мер для того, чтобы поспособствовать ослаблению такой тенденции. Таким образом, нужно внедрять новые формы активности, которые будут актуальны и интересны. Одним из таких является Школа Студенческого Актива.

Школа студенческого актива (далее ШСА) – это крупномасштабная площадка, которая даёт возможность и перспективу самостоятельно спроектировать личную внеучебную и карьерную деятельность, а также направлена на развитие надпрофессиональных навыков. Площадка проводит выездные интенсивы. В рамках программы ШСА года от Московского Государственного Педагогического Университета ежегодно проводятся: мастер-классы и тренинги по специализации; спикер-сессия с ведущими специалистами, которые делятся личным профессиональным опытом, раскрывают тонкости собственной профессии, делятся проблемами, с которыми столкнулись на своём пути и какое решение им поспособствовало достичь успеха; мероприятия в развлекательном формате, направленные на раскрытие профессионально-ориентационного и творческого потенциала [5]. В процессе прохождения школы участники получают массу впечатлений, которыми делятся в своих аккаунтах социальных сетей, продолжают общение после окончания мероприятия. У школы также есть собственный аккаунт, в котором публикуются интересные посты на образовательные и актуальные темы среди студентов.

Актуальность существования подобных площадок бесспорно популярна и вместе с тем необходима. Неоценимый вклад обусловлен тем, какие функции досуга выполняются посредством вышеописанного мероприятия:

  1. Игровые начала, которые применяются в методике проведения ШСА способствует интересу к обучению у студентов, помогает моделировать происходящие вокруг них ситуации психики и жизнедеятельности.
  2. Социализирующая функция является одной из основных, поскольку объединяет три фактора социализации: деятельность, общение и самосознание. Школа Студенческого Актива как форма организации студенческого досуга однозначно способствует лучшей социальной ориентации, а также усвоению ценностей, установок, стереотипов поведения, опыта и его социального воспроизводства.
  3. Ценностно-гедонистическая функция обеспечивает эмоциональное состояние удовлетворения, чувство внутреннего совершенства, успеха, личной значимости, достижения личных целей.
  4. Функция развития в данном случае рассматривается как сопутствующая к социализирующей, поскольку рассматривает студенческий досуг как часть существования человека на протяжении всего юношества.
  5. Функция общения осуществляется в качестве процесса социального измерения с течением времени во внеобразовательной среде и предстаёт как социальное взаимодействие. Таким образом, досуг объединяет самые различные аспекты жизни человека в единое целое, формируя представления о полном представлении собственного существования. [2, 72-82]

Стоит также обратить внимание, что выездные интенсивы – отличный способ внедомашнего досуга, что позволяет студентам сменить обстановку и побыть в новой для себя среде не только в процессе получения новой информации, но и на уровне биологических восприятий, что немало важно. А ещё это не требует значительных финансовых затрат, что значительно расширяет возможности молодёжи.

Без рационального досуга жизнь современного человека, особенно студента, нельзя назвать полноценной, насыщенной, яркой и интересной. Для поколения молодёжи это особенно важно, ведь не даром называют студенческие годы «золотыми»!

 

Список литературы:
1. Машевская, С.М. Социология досуга / С.М. Машевская .— Шуя : Издательство Шуйского филиала ИвГУ, 2014 .— 104 с. — ISBN 978-5-86229-379-1 .— URL: https://lib.rucont.ru/efd/303774 (дата обращения: 08.04.2022).
2. Орлов А.С. Социология рекреации. – М., Наука. 1995
3. Понукалина О.В. Социокультурное пространство досуга российского обще-ства в контексте консумеризма: автореф. дис....док. социол. наук / Понука-лина Ольга Викторовна. –Саратов, 2010
4. Седова Н.Н. Досуговая активность граждан// Социс, 2009, No12, с.56-69
5. Официальный сайт Московского городского педагогического университета (МГПУ). – URL: https://www.mgpu.ru/ (дата обращения: 05.04.2022)