Статья:

ЗАЩИТА ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ЭМОДЗИ И NFT ПРОДУКТОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(193)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Кеса Д. ЗАЩИТА ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ЭМОДЗИ И NFT ПРОДУКТОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 14(193). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/193/109053 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЗАЩИТА ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ЭМОДЗИ И NFT ПРОДУКТОВ

Кеса Дмитрий
студент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород

 

PROTECTING THE INTELLECTUAL PROPERTY RIGHTS OF EMOJI AND NFT PRODUCTS

 

Dmitriy Kesa

Student, Belgorod State National Research University, Russia, Belgorod

 

Аннотация. В статье предложены и охарактеризованы пути повышения безопасности интеллектуальной собственности правообладателей эмодзи и NFT продуктов.

Abstract. The article proposes and characterizes ways to improve the security of intellectual property rights holders of emoji and NFT products.

 

Ключевые слова: эмодзи, правообладатель, NFT.

Keywords: emoji, copyright holder, NFT.

 

С появлением интернета и образованием глобальной гипертекстовой системы компьютер быстро проник в нашу жизнь. Интернет стал новым способом обработки, представления и передачи информации, что позволяет внедрять новые модели и концепции, которые до сих пор невообразимы.

В середине 1990-х годов, когда электронная почта и интернет-связь завоевали популярность на Японском рынке интернет-пространства, Сигетака Курита, сотрудник телекоммуникационной компании в Японии, заметил, что эти новые средства связи сталкиваются с серьезной проблемой. Традиционно японский народ общался длинными личными электронными письмами, усыпанными многословными выражениями и поздравлениями, предназначенными для передачи эмоций, которые не всегда можно было выразить конкретно и самое главное кратко.

В результате, стремясь найти новый, более лаконичный способ выражения коннотаций традиционно используемых слов, Курита разработал серию символов, представляющих эмоции или различные абстрактные идеи. Символы, число которых сначала составляло 176 знаков размером 12 пикселей, в итоге превратились в более чем 10000 символов, известных как эмодзи.

Слово "эмодзи" происходит от японского языка и состоит из знаков "е" ( ), включая идеограммы и смайлы, используемые в электронных сообщениях и на веб-страницах. Он может существовать по-разному, отображая выражения лица, общие объекты, места, типы погоды и животных.

Хотя Шигетака Курита не предвидел неизбежного успеха, который должны были иметь придуманные им смайлики, вскоре они стали основой американской культуры после того, как Apple в 2011 году включила клавиатуру emoji с обновлением iPhone iOS 2.25. Более того, за свою короткую жизнь смайлики каким-то образом также контактировали с американской правовой системой. В контексте уголовного процесса суды начали допускать доказательства, которые включают смайлики в содержание текстового сообщения или публикации в интернете.

Исходя из вышеизложенного, неудивительно, что, с одной стороны, многие пытаются таким же образом извлечь пользу из использования смайликов, размещая их на продуктах, а также в кампаниях по их продвижению, чтобы увеличить объем продаж, а с другой стороны, многие, обращаясь к правам интеллектуальной собственности, имеют тенденцию обладать исключительным правом использования этих знаков, тем самым получая право запрещать использование другим лицам в любой форме и любым способом этих уникальных графических знаков.

В то же время сомнительно, что в целом эти графические знаки могут и должны быть защищены, будь то авторское право или регистрация их в качестве товарных знаков, или существует мнение, что эмодзи должны принадлежать общественному достоянию, поэтому любой желающий может использовать их по своему желанию.

Как же всё-таки защитить смайлика авторским правом, и будет ли кто-нибудь признавать смайлики как знаки, которые служат для индивидуализации и отличия продуктов и/или услуг одного физического или юридического лица от продуктов других физических или юридических лиц?

Благодаря четвертой части ГК РФ (ст.1225–1551), граждане могут защитить свои интеллектуальные права в случае их нарушения. Так же, начиная со статьи 1477 по 1515 статью регламентируется право на торговый знак и право на знак обслуживания. В данных статьях упоминается, что он может иметь право собственности на товарный знак только в том случае, если он соответствует следующим условиям защиты:

1. он служит для отличия продуктов и/или услуг физического или юридического лица от продуктов других физических или юридических лиц;

2. он может быть представлен в Национальном реестре товарных знаков таким образом, чтобы позволить компетентным органам, а также общественности четко и точно определить, какой объект защиты предоставляется брендом. Таким образом, выполняя вышеупомянутые условия, смайлики также могут быть зарегистрированы как товарные знаки, поскольку они фактически представляют собой некоторые графические знаки и рассматриваются как таковые при проведении экспертизы Государственным агентством по интеллектуальной собственности.

Что касается авторского права на смайлики, отметим, что в Российской Федерации, как и в остальных странах-членах Бернской конвенции, авторским правом защищены все произведения, выраженные в определенной объективной форме в литературной, художественной и научной сферах, независимо от того, были ли они доведены до сведения общественности, автор пользуется защитой авторского права на свое произведение самим фактом его создания.

В 2017 году появилось новое направление на подобии emoji, NFT. NFT — это non-fungible token, невзаимозаменяемый, или уникальный токен, работающий на блокчейне. NFT- это цифровое имущество (картины в формате JPG, аудиодорожки, видео, фотографии и много другое) плюс набор определенных прав на него. И с технической точки зрения неважно, идет ли речь о настоящем искусстве или о случайно созданном файле.

На данный момент защита прав обладателя продукта NFT ничем не прикреплены именно законодательно. Единственное что может доказать легальность обладания продуктом, это встроенный в код продукта номер кошелька от системы Ethereum, принадлежащий правообладателю. В связи с этим, для продажи NFT продукта, обязательно предъявить данные об обладателе цифрового продукта, в ином случае продажа является не действительной, и что самое главное, не законной.

Таким образом, смайлики можно отнести к категории графических произведений. Следовательно, любой смайлик, включая смайлик, будет защищен авторским правом, если он является оригинальным, в том смысле, что он сам по себе представляет собой интеллектуальное авторское творение, или тот факт, что графическая работа носит название ”эмодзи”, не меняет ситуацию.

NFT продукт можно защитить дополнительно, а именно при помощи добавлении к каждому продукту водяного знака отличия. Он позволит не допустить дополнительную продажу или перепродажу другими лицами, кроме правообладателя.

 

Список литературы:
1. Раздел VII. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации [Текст]: Гражданский кодекс Российской Федерации от 8 дек. 2006 г. (ст. 1477–1515). 
2. Николаева Е. М., Дюкина Э. А. Цифровизация языка в условиях «вынужденной» многозадачности: проблема идентификации // Вестник Челябинского государственного университета. Философские науки. 2021. № 2 (448). Вып. 59. С. 38–44.
3. Что такое NFT и почему они приносят миллионы [Электронный ресурс] // ТРЕНДЫ. URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/604f3f139a794797b44b7a70