ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФРУСТРАЦИОННЫХ РЕАКЦИЙ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(194)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(194)
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФРУСТРАЦИОННЫХ РЕАКЦИЙ
Рассмотрим определение фрустрации, которое дает А.А. Неклюдова. Согласно мнению автора, фрустрация представляет собой эмоциональный отклик, который пробуждается в человеке, когда его действия на практике встречают некоторое препятствия. Когда человек находится в таком состоянии для него бывают характерны два типа реакций. Первое связано с проявлением агрессии, гнева, вторая реакция связана с проявлением потери надежды, чувством безысходности, ощущением вины. В первом случае человек направляет весь свой гнев на окружающих, а во втором случае только на себя [1, с.58].
Принято использовать термин фрустрация в разных значениях. Часто данным понятием также обозначают некий эмоциональный стресс. Здесь может рассматриваться как сама ситуация, так и психическое состояние человека. Но и в том, и в другом случае подразумевается разлад между поведением человека и результатом его деятельности. Получается, что на практике поведение индивида не соответствует сложившейся ситуации, а значит цель для него становится недостижимой, задачи не реализуются, результат может быть и абсолютно противоположным. Ситуации фрустрации часто бывают связаны с обширным количеством потребностей личности, которые не всегда можно удовлетворить в данном случае.
Потребность – это нужда человека в чем-либо. Принято выделять две группы потребностей первичные и вторичные. Первичные потребности также называют физиологическими – потребность в пище, воде, кислороде. Вторичные потребности прямо не связаны с физиологией человека – карьерный рост, рождение и воспитание детей, создание семьи, досуг и др. Когда человек не может удовлетворить ту или иную потребность у него возникает некий дискомфорт, напряжение.
Если личность не может достичь целой группы потребностей, и они между собой рассогласованные, психическое напряжение становится очень высоким. Все это приводит к проявлению таких реакций как фрустрация, что выражается в нарушении адекватного поведения человека. Такая ситуация возникает при конфликте мотивов, побуждающих к действию сигналов индивида. Разногласие данных интересов ведет к проявлению риска, мешает выстраиванию адекватной формы поведения в конкретной ситуации. Как часто у индивида возникают реакции фрустрации зависят от самой личности [4, с.11].
Каждый человек имеет свой порог фрустрации, он зависит от эмоциональности индивида, его темперамента, принципов, убеждений, установок, возраста, самой ситуации, которая сложилась в данный момент времени. Рассмотрим также степени остроты фрустрационных реакций личности. Острота реакции часто во многом определяется следующими факторами:
-степень защиты от реакций фрустрации;
-стойкость индивида к стрессовым ситуациям;
-мощность и сила самого фрустрационного воздействия.
Важным фактором здесь также выступает функциональное состояние человека, который оказался в противоречивой для него ситуации. В современных источниках литературы психологического содержания способность человека противостоять воздействию фрустрации принято именовать как фрустрационную толерантность. Если человек выработал в себе данную способность, это говорит о том, что он может верно оценивать сложившуюся ситуацию, видеть масштабы проблемы, варианты решения и выхода из ситуации. Эти люди не принимают быстрых решений.
Все это позволяет им находясь в экстремальных ситуациях держать себя в руках, не терять самообладания, максимально концентрироваться на имеющихся ресурсах, подстраивать их под внешние показатели. Если говорить об экспериментальных исследованиях в области фрустрационных реакций личности, то многие из них связаны с утверждением положения о том, что фрустрация – это есть агрессия индивида, человека. Интересен опыт, который был проведен в 1940 году зарубежными педагогами и психологами. Детям дошкольного возраста показали комнату с большим количеством разнообразных игрушек, но не разрешили играть с ними. Они выждали определенный промежуток времени и только потом получили доступ к игрушкам в комнате.
При этом наблюдалась следующая картина, дети швыряли игрушки на пол, в стены, тем самым давая выход отрицательной энергии, которая в них накопилась. Другая группа детей дошкольного возраста получила доступ к комнате с игрушками сразу же, без ограничений во времени. Такие дети не выражали агрессивных эмоций и реакций, они играли дружно, размеренно, не проявляя при этом бурных всплесков чувств и эмоций. Говоря о фрустрационных реакциях невозможно обойти и те причины, которые непосредственно связаны с ними.
А.К. Пахомов рассматривает в данном отношении три группы причин:
-утрата объектов или предметов, которые удовлетворяли потребности человека;
-отсутствие необходимых для удовлетворений нужд благ, предметов;
-одновременное сосуществование в человеке противоречивых желаний, чувств.
Все это свойственно для каждого человека в обществе, поэтому наблюдается повышенный интерес к реакциям фрустрации личности со стороны психологов. Многие ученые едины во мнении, что ряд реакций фрустрационного характера вызывают отношения людей в кругу семьи. Причем все это связано напрямую с процессом организации семейных дел (уборка дома, готовка пищи, починка техники и др.) [2, с.120].
Каждая третья семья говорит о том, что в быту систематически встают вопросы, касающиеся решения домашних дел. Результат фрустрации — это не агрессия, а реакции психики человека, которые связаны с переживанием отрицательных эмоций и чувств. Фрустрационные реакции сопровождаются сильным напряжением, возрастанием чувства тревоги, применением неправильных форм психологической защиты от внешних факторов. Фрустрация здесь рассматривается как блокада мотивационного поведения личности.
Ученые физиологи пытались разобраться на практике какие изменения происходят в коре больших полушарий головного мозга при переживании отрицательных чувств и эмоций человеком. Фрустрация не должна изучаться только как агрессия, это и одновременно показатель выносливости в отношении жизненных трудностей, проблем, невзгод.
С.А. Смиронова делит трудности человека на две группы:
-непреодолимые (барьеры к конкретной деятельности);
-преодолимые (требуют определенных усилий со стороны индивида).
Наиболее интересны для ученых те типы фрустраций, которые относятся к непреодолимым. Человек не может достичь цели из-за барьеров, преград, сложных задач на своем пути. Принято выделять следующие виды реакций человека, которые возникают при фрустрационных ситуациях:
- регрессия – более легкая задача заменяет сложную. Здесь человек возвращается к поведению, которое позволяло ему на практике удовлетворять потребности и испытывать от этого чувство удовольствия;
- агрессивность – наиболее распространенный тип реакции на ситуацию фрустрации. Здесь человек стремиться преодолеть, обойти каким-то способом сложившуюся проблему. Личность нападает, преследуя задачу захвата. Например, для ребенка — это может быть драка, для подростка грубость, задиристость, взрослый может переживать злобу и др. [3, с.66].
Агрессия всегда рассматривается как сильный импульс, гнев, потеря контроля. Реакция фрустрации у человека наблюдается при его обвинении, неоправданных замечаниях, грубых обращениях, выговорах, несправедливых ситуациях, при получениях отказа. Здесь проявление агрессии выражается в нападении на объект (другого человека), его оскорблении, словесном отпоре и др. Также может наблюдаться уход от ситуации, отступление, личность уходит в себя, но при этом он не замышляет ничего плохого. При отступлении человеку тоже необходимо приложить определенные усилия физического или психического характера – подавление чувств, эмоций, активности, сдерживание.
Для того, чтобы уйти от проблемы личность использует стратегии психологической защиты, самыми распространенными среди них выступают:
- фантазия – используются образы для замещения;
- сублимация – выработка новой линии поведения;
- рационализация – применение мышления для оправдания своего поведения.
С.М. Маленкова рассматривая проблему фрустрации как препятствие человека в достижении поставленных перед собой целей и задач подчеркивает три типа ситуаций:
- конфликт;
- лишения;
- потери.
Также автор выделяет характерные для человека действия при фрустрации, они всегда зависят от особенностей индивида:
- эмоциональность;
- толерантность;
- фиксации [4, с.60].
Толерантность по мнению автора имеет разные формы:
- внешнее равнодушие, за которым скрывается отчаяние;
- напряжение для содержания негативных эмоций;
- спокойствие, восприятие сложившейся ситуации с обучающей точки зрения.
Фиксация также имеет два смысла:
- повторность действий;
- капризное поведение;
- уход в новую деятельность;
-прикованность к фрустратору.
Депрессия рассматривается как ситуация противоположная агрессии. Здесь человек замыкается в оцепенении, апатии. Ряд авторов делят фрустрации в зависимости от содержания, длительности протекания, направленности и др. Некоторые ситуации фрустрации оставляют значимый след в жизни человека, они могут являться для него типичными и нетипичными, формирующими новые черты характера, эпизодическими и др. Сама степень фрустрации зависит от того насколько человек готов к встрече с препятствием, барьером на своем пути [40, с.8].
Реакции фрустрации могут проявляться в разных формах:
- двигательные – неупорядоченные реакции;
- деструкция;
- апатия;
- стереотипия;
- регрессия и др., что указывалось нами выше.
Таким образом, фрустрация — это расстройство планов, крушение замыслов, ей свойственна ситуация травмы, при которой присутствует неудача. Ситуация фрустрации связана с невозможностью достижения цели. Итог фрустрации не агрессия, а состояние человека, связанное с переживанием сложных эмоций. Если человек систематически испытывает ситуации фрустрации, то у него повышается некая конфликтность, которые приводят к психологическим проблемам, а иногда и социальным отклонениям.
Последствия фрустрации — это неуверенность в себе, закрепление способов действия, которые применялись при ситуации фрустрации. Нередки случаи, когда итогом фрустрации рассматривается проблема появления неврозов у человека. Существенное значение в науке педагогике и психологии приобретает проблема выносливости в отношении переживания ситуаций фрустрации.