Статья:

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА БАЛТИЙСКОГО МОРЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(194)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Пашинина А.С. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА БАЛТИЙСКОГО МОРЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 15(194). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/194/109374 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА БАЛТИЙСКОГО МОРЯ

Пашинина Анастасия Семеновна
студент, Санкт – Петербургский государственный экономический университет, РФ, г. Санкт-Петербург
Левитанус Борис Александрович
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Санкт – Петербургский государственный экономический университет, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Вопросы охраны окружающей среды и рационального использования ресурсов в наши дни приобретают всё большую актуальность. Нельзя сказать, что сейчас указанные вопросы являются приоритетными в государственной политике, но с течением времени им уделяется всё большее внимания. В том числе возрастает и необходимость в охране, снижении негативного воздействия на Балтийское море и улучшении его экологии.

Балтийское море – это довольно сложная экосистема, так как вследствие своих природных характеристик и антропогенного фактора она сталкивается с большим количеством проблем. Международная морская организация в 2004 году даже присвоила Балтийскому морю статус «особо уязвимого морского района».

Долгое время ситуация, которая складывалась в Балтийском море не настораживала и не вызывала опасений, что морская среда может просто не выдержать оказываемого на неё давления. Море использовалось для судоходства, рыболовства, для захоронения оружия, сброса сточных вод и химикатов. Однако в 1960-е года состояние стремительно ухудшающейся среды Балтийского моря начало волновать прибрежные государства и требовалось срочно найти решение проблемы, чтобы избежать экологической катастрофы.

Для начала я расскажу об экологических проблемах, которые вызваны влиянием антропогенного фактора на водную среду Балтийского моря.

Первая проблема, которую можно выделить – это эвтрофикация Балтийского моря. Что это означает? Эвтрофикация – это такое явление, которое вызвано переизбытком элементов азота и фосфора, попадающих в акваторию из сточных вод. При эвтрофикации активно растут нитчатые водоросли, что сокращает разнообразие фауны и биоразнообразие в целом. Прибрежная местность становится зелёная и скользкая, зарастает камышами. Активно усиливается также развитие фитопланктона, или другими словами «цветения воды». Главная проблема, вызванная эвтрофикацией – это снижение биоразнообразия, что приводит к «мертвым зонам» в морской среде. Согласно статистике на данный момент 97% моря подвержено эвтрофикации, 66% морской среды испытывает острый дефицит кислорода и 40% - уже сформировавшиеся участки «мертвого дна».

Вторая проблема – это загрязнение моря опасными веществами. Согласно исследованиям, наиболее высокая концентрация опасных веществ, загрязняющих Балтийское море у ртути и PBDE. Кроме того, опасным загрязнителем считается и фармацевтическая промышленность и нефть, поступающая в результате интенсивного судоходства. Более того, после Второй Мировой Войны в акватории моря осталось огромное количество отравляющих веществ.

Третья проблема Балтийского моря – это наличие мусора. По статистике на каждые 100 метров пляжей Балтийского моря приходится от 50 до 300 единиц мусора, что вызывает беспокойство. Большее количества мусора составляет пластик, около 70% от объема всего мусора. И это становится серьёзной проблемой в связи с тем, что он медленно разлагается и оказывает сильное влияние на обитателей морской среды. Например, у животных может повредиться пищеварительный тракт при заглатывании пластика. Более того, мусор меняет привычные для обитателей морской среды места обитания, так как меняет их структуру и биохимию. Кроме пластика на побережьях также есть такой мусор, как окурки, упаковки от еды, одноразовая посуда и прочее.

И последние две важные проблемы – это подводный шум и избыточная рыбная ловля. Что касается подводного шума, в настоящее время законодательно он никак не регулируется, хотя и имеет серьёзную нагрузку для фауны Балтийского моря, так как мешает, например, таким видам морских обитателей, которые используют эхолокацию. Больше всего шума производится на маршрутах морского транспорта.

Избыточная рыбная ловля заключается в том, что вылавливается чрезмерное количество рыбы, что превышает нормы и уровни, рекомендуемые учеными.

В 1970-е годы становится очевидно, что усилиями какой-либо одной страны решить экологические проблемы Балтийского моря не получится, так как воды Балтийского моря омывают несколько государств. В это время и начинает развиваться международное сотрудничество в целях обеспечения охраны и защиты Балтийского моря от всех видов загрязнения.

В 1974 году государствами принимается Конвенция по защите морской среды Балтийского моря. Эту конвенцию можно считать одной из первых конвенций, регламентирующих защиту и охрану акватории Балтийского моря от всех видов загрязнений. Но данная конвенция касалась только экологического загрязнения и не предусматривала решения таких проблем, как, например, подводный шум и избыточная рыбная ловля на территории Балтийского моря.

Позже Конвенция 1974 года была пересмотрена, и в 1992 году подписали новую Хельсинскую Конвенцию по защите морской среды района Балтийского моря.

В Хельсинской Конвенции разработаны и предусмотрены меры по уменьшению загрязнений, поступающих от прибрежных государств в акваторию Балтийского моря.

Кроме Хельсинской Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря, которая занимает центральное и наиболее важное значение в правовом регулировании по защите и охране морской среды Балтийского моря, еще можно выделить такие документы, как:

а. Конвенция ООН по морскому праву, подписанная в 1972 году.

Для начала стоит сказать, что указанный документ непосредственно не относится именно к Балтийскому морю. В Конвенции разработаны и прописаны нормы по порядку использования и по обеспечению сохранения и использования ресурсов морской среды в целом. Но можно отметить, что эта конвенция, так или иначе, касается и морской среды Балтийского моря и также является обязательной для исполнения государствами, берега которых омывает Балтийское море.

б. Резолюции и рекомендации организации ХЕЛКОМ.

Данный пакет документов непосредственно относится к Балтийскому морю, регулирует обеспечение охраны и защиты акватории Балтики. В отличие от ранее перечисленных документов резолюции и деятельность ХЕЛКОМа носят лишь рекомендательный характер, но, я считаю, что эта организация берёт на себя основные функции по сохранению и улучшению экологического состояния Балтийского моря. Считаю необходимым рассказать подробнее о её деятельности и результатах уже проведенных мероприятий.

Первое с чего начну, это с участников организации и основных документах. В состав ХЕЛКОМ входят такие государства, как Россия, Литва, Латвия, Эстония, Швеция, Дания, Финляндия, Германия и Польша. Штаб-квартира комиссии находится в городе Хельсинки в Финляндии. Из основных документов, на которые опирается организация ХЕЛКОМ можно отметить:

а. Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря, 1992 г. (Хельсинкская конвенция).

б. Рекомендации ХЕЛКОМ.

в. План действий по Балтийскому морю (ПДБМ).

г. Наилучшие существующие технологии по реализации ПДБМ [ ]. Такой термин, как «наилучшие существующие технологии» означает наиболее современные технологии и методы деятельности, которые отражают практическую пригодность мер по ограничению сбросов, выбросов и отходов.

Комиссия ХЕЛКОМ имеет свой официальный сайт, где регулярно публикуются экологические цели, планы действий по улучшению экологии, результаты по проведенным мероприятиям в Балтийском море, графики, схемы, достижения и иная важная информация как на английском, так и на русском языках. Я считаю, что организация ХЕЛКОМ имеет ответственный подход создаёт все условия для улучшения экологии Балтийского моря, однако все рекомендации и документы ХЕЛКОМ не имеют юридической силы.

К сожалению, обширной деятельности ХЕЛКОМ недостаточно для поддержания и улучшения экологии Балтийского моря. Следует признать тот факт, что эффективность правового регулирования очень во многом поддерживается механизмом ответственности при нарушении норм права, которого на данный момент нет, так как на сегодняшний день, что очень печально, не разработан порядок привлечения государств к международной ответственности за нарушение положений и Хельсинской Конвенции 1992 года, и организации ХЕЛКОМ.

Таким образом, даже при активной деятельности международных организаций, которые активно пытаются разрешить экологические проблемы в регионе Балтийского моря и избежать экологической катастрофы, необходимо отрегулировать вопрос на государственном уровне и ввести в документы положения об ответственности за правонарушения в отношении экологии Балтийского моря. Кроме того, необходимо, чтобы решения и нормативно-правовые документы ХЕЛКОМ имели юридическую силу для государств, которые омывают воды Балтийского моря, тогда её деятельность станет более эффективной.

Проанализировав экологические проблемы, правовые документы и деятельность по поддержанию и улучшению экологии Балтийского моря, я пришла к выводу о том, что мероприятий по улучшению экологии Балтийского моря достаточно, и во многом данную задачу выполняет Комиссия ХЕЛКОМ. Но важно придать документам, имеющим отношение к улучшению экологии Балтийского моря, юридическую силу и ввести ответственность за нарушение норм. Тогда, есть вероятность, что отношение к Балтийскому морю под страхом привлечения к ответственности будет более бережным. Также я считаю важным информировать людей об экологическом состоянии Балтийского моря и о риске экологической катастрофы в целях повышения информированности о проблеме.

 

Список литературы:
1. http://helcom.ru/
2. http://stateofthebalticsea.helcom.fi/
3. https://docs.cntd.ru/document/1900924
4. https://www.un.org/depts/los/convention_agreements/texts/unclos/unclos_r.pdf