Статья:

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(194)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Сагоян К.С. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 15(194). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/194/109412 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Сагоян Каринэ Саркисовна
магистрант, ФГБОУ ВО Кубанский государственный университет, РФ, г. Краснодар
Игнатович Владлен Константинович
научный руководитель, доц. канд. пед. наук, доц. кафедры педагогики и психологии, ФГБОУ ВО Кубанский государственный университет, РФ, г. Краснодар

 

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF MENTAL FUNCTIONS IN CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS

 

Karine Sagoyan

Master's degree student, Kuban State University, Russia, Krasnodar

Vladlen Ignatovich

Associate Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, Kuban State University, Russia, Krasnodar

 

Аннотация. Актуальностью данной работы является: В связи с постепенно увеличивающимся ростом количества детей лиц с нарушениями речи логопсихология как наука приобретает особую значимость. На современном этапе развития логопсихологии актуальными являются вопросы коррекции и развития не только психических процессов, но и эмоционально-волевой, личностной и поведенческой сфер у детей с нарушениями речи. Знание психологических особенностей детей с нарушениями речи позволяет оптимизировать логопедическую работу в различных образовательных и медицинских учреждениях.

Аbstract. the relevance of this work is: In connection with the gradually increasing increase in the number of children of persons with speech disorders, logopsychology as a science is of particular importance. At the present stage of the development of logopsychology, the issues of correction and development of not only mental processes, but also emotional-volitional, personal and behavioral spheres in children with speech disorders are relevant. Knowledge of the psychological characteristics of children with speech disorders makes it possible to optimize speech therapy work in various educational and medical institutions.

 

Ключевые слова: речь, дети, общее недоразвитие речи (ОНР), восприятие, недостаток, функция речи, психологические.

Keywords: speech, children, general underdevelopment of speech (ONR), perception, lack, speech function, psychological.

 

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности ребёнка и участия его в социальной жизни общества. Считается, что одними из главных функций речи являются коммуникативная, обобщающая и регулирующая. Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи человек не только получает новую информацию, но и усваивает ее. Вместе с тем речь является и средством регуляции высших психических функций человека. В норме регулирующая функция речи формируется к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребенка к школьному обучению. Современные исследования в области детской психологии выявили, что недоразвитие регулирующей функции речи является общим показателем аномального психического развития. В современной обстановке все меньше и меньше встречается абсолютно здоровых детей, такая ситуация связанна с ухудшением экологии, с ухудшением социальной обстановки, с возрастающими нагрузками на детей и т.д [1]. Стоит отметить, что наблюдается и рост детей с различными речевыми растройствами, в том числе у детей с общим недоразвитием речи. ОНР (общее недоразвитие речи) – это несформированность звуковой и смысловой сторон речи, выражающаяся в грубом или остаточном недоразвитии лексико-грамматических, фонетико-фонематических процессов и связной речи, при сохранном интеллекте и слухе.

Цель исследования: выявить и охарактеризовать особенности формирования психических функций у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития.

Методологической основой исследования явились положения о ведущей роли деятельности в развитии и формировании у ребёнка; психолингвистического учения о формировании речевой деятельности, о сложной и иерархичной структуре порождения речи.

Все психические процессы у ребенка — восприятие, память, воображение, мышление — развиваются при непосредственном участии речи [2]. Речь развивается в тесной связи с формированием мыслительных процессов. Одним из важнейших условий организации психической деятельности является внимание, направляющее и регулирующее процессы восприятия, памяти, мышления. В связи с дефектом речи дети мало общаются с окружающими, значительно ограничивается круг представлений в связи с этим, замедляется темп развития мышления.

Внимание детей с общим недоразвитием речи характеризуется недостаточной устойчивостью, быстрой истощаемостью, наблюдаются периодические колебания, неравномерность выполнения, что определяет тенденцию к снижению темпа активности в процессе работы. Трудно собрать концентрацию детского внимания и удержать ее во время той или иной деятельности. Дети импульсивны, часто отвлекаются. Также можно наблюдать проявления инерции. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. Внимание - уже проявляется способность к произвольной концентрации, что является хорошей предпосылкой для обучения в школе.

У детей с ОНР (общее недоразвитие речи) имеются особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук. Это проявляется в недостаточной координации пальцев (например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и расстегивании шнурков, тесемок и т. п.)[3]. Исходя из исследований установлено, что уровень развития речи у детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основании проведенных опытов и обследования большого числа детей установлена ​​такая закономерность, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если отстает развитие движений пальцев, то задерживается и речевое развитие, то есть между функцией руки и речью устанавливается тесная связь. Поэтому в системе учебно-воспитательной, а также коррекционной работы в детских дошкольных учреждениях необходимо уделять внимание развитию движения пальцев рук, тренируя движения пальцев рук[1].

При общем недоразвитии речи формирование пространственных представлений имеет свои особенности, связанные с особенностями развития детей с речевой патологией. Недостаток пространственных представлений у дошкольников с ОНР проявляется в нарушении восприятия схемы собственного тела - формирование представлений о ведущей руке, частях лица и тела происходит позже, чем у нормально развивающихся сверстников. Многие пространственные понятия (перед, зад, верх, низ) усваиваются детьми только в ходе специального обучения [3]. Им трудно понять предлоги и наречия, отражающие пространственные отношения (под, над, около). Дети с общим недоразвитием речи не используют в своей речи предлоги, обозначающие пространственное соотношение предметов, людей и животных. У многих из них есть восприятие целостного образа объекта: они не могут вырезать картинку, не выполняют проектирование по модели из палочек и строительного материала. В дальнейшем у детей возникают трудности с ориентированием в схеме тетрадного листа (пропуск определенного количества строк или клеток, выделение красной строки, соблюдение полей, запись в два-три столбца, зеркальное написание букв)[3].

Таким образом, у детей с различными формами речевых нарушений в ряде случаев имеются определенные психологические (психолого-педагогические, патопсихологические) особенности, отмечается своеобразие формирования личности. Это в разной степени проявляется в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Бесспорным является факт, что нарушения речи в определенной мере влияют на формирование других сторон психики, а в некоторых случаях и именно ими вызываются.

 

Список литературы:
1. Белякова Л.И. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями / Л.И. Белякова, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усанова, Э.Л. Фигередо. – М., 2020г. –  120с. 
2. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: Литур, . – 2020г. – 320с. 
3. Сергеева Г.Ф. Особенности восприятия фонем при некоторых нарушениях речи – М., 2019г. – 275с.