ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ЛЮДЕЙ С РАЗНЫМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(194)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(194)
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ЛЮДЕЙ С РАЗНЫМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ
Личность человека в общественной среде находится под постоянным влиянием различных факторов. Для начала, давайте рассмотрим их более подробно:
1. Политика. Наличие политических прав, чувства свободы, возможность обсуждения вопросов общественной жизни или отсутствия данных прав, угнетение и подавление воли – факторы влияющие на психологию личности.
2. Идеология. Обретение индивидуальных и социальных установок через формирование системы идей об обществе.
3. Внутригрупповые взаимодействия. Само слово взаимодействие уже подразумевает активное воздействие друг на друга, в процессе этого общения формируются общие взгляды, мнения, социальные установки.
Таким образом, личность – это человек, являющийся представителем определенной группы (социальной, этнической, религиозной, политической и т.д.), имеющий и осознающий свое отношение к окружающей его социальной действительности, вовлеченный в разные взаимоотношения, а также наделенный специфическими индивидуальными и социально-психологическими особенностями.
Формирование личности обусловлено разными факторами, к которым обычно относят: индивидуальность физиологии ВНД, анатомо-физиологические особенности, окружающую среду и общество. Осведомленность об этих факторах и учитывание специфики их проявления - зависит эффективность правильного понимания всех индивидуальных и социальных действий и поступков человека.
1. Физиология ВНД личности – это особенность функционирования нервной системы: соотношение процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, проявлении темперамента, эмоций, чувств, поведения и т.д.
2. Анaтомо-физиологические особенности личности – это влияние анатомической и физиологической структуры тела человека на его психику и поведение, подверженность влиянию обстоятельств и других людей. Например, слабое зрение естественно сказываются на его поведении и должны учитываться в процессе взаимодействия.
В основе функционирования анатомо-физиологической специфики находится проявление задатков человека, за которые отвечают врожденные анатомо-физиологические характеристики организма, помогающие развитию способностей. Например, подвижная нервная система способствует развитию способностей, связанных с адекватным реагированием на смену ситуации, помогает подстраиваться под темп и ритм работы, легко выстраивать взаимоотношения с другими людьми. Исходя из этого, это может специфически проявляться и, безусловно, должно приниматься во внимание.
3. Окружающая среда и общество. Общество, социум и профессиональная среда оказывают влияние и тем самым формируют из человека личность, без этого этот процесс невозможен.
Отнюдь, не только человек оказывает влияние на человека, природно-географическая среда также является немаловажной в процессе влияния на развитие личности. Известно, например, что выросшие на Крайнем Севере люди более выдержанны, организованны, умеют ценить время и правильно относиться к тому, чему их обучают.
Природные особенности индивида (в том числе активность и эмоциональность) заложены в нем от рождения. Активность проявляется в виде стремления к разного рода деятельности, проявлению себя, в скорости протекания психических процессов, и т.д. Эмоциональность выражается в проявлении нервной возбудимости индивида, динамике его эмоций и чувств, характеризующих его отношение к окружающему миру. Общество также подразделяется на два вида, а именно: 1) макросреда, т.е. общество в совокупности, оно оказывает очень высокое влияние на формирование личности. 2) Микросреда, т.е. микрогруппа – в качестве микрогруппы, как правило, выступает семья, которая также является важной детерминантой формирования личности. Именно здесь закладываются важнейшие нравственные и морально-психологические характеристики человека, которые, с одной стороны, необходимо принимать во внимание, а с другой – совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания.
4. Общественно-полезнaя деятельность = труд, в процессе развития человека через призму общения с другими людьми – что есть воспитание и самовоспитание, также формируют личность.
Следует иметь в виду специфику появления и развития психологических особенностей личности, формирующихся в момент социализации. Это необходимо т.к, с одной стороны, есть прямая связь между спецификой формирования определенных качеств человека и их функционированием в социальной среде, а с другой – присутствует и определенная корреляционная зависимость собственно социально-психологических качеств личности от специфики функционирования ее индивидуально-психологических особенностей. Долгие годы перед учеными стоит вопрос об оптимальном или наилучшем стиле руководства. Изначально, в момент возникновения первых исследований по данной теме – считалось, что демократичный стиль лидерства является наиболее оптимальным, и по словам К. Левина, и с аргументами сторонников данной точки зрения – поскольку, в демократическом стиле лидерства проглядывалось большее количество привлекательных черт, чем в других стилях. Создание благоприятной психологической атмосферы, которая необходима для творческой работы и восполнения важных социальных потребностей людей. Безусловно, этот стиль лидерства эффективен в решении группой сложных задач и воспринимается наиболее хорошо, тем не менее, утверждать, что он является наилучшим у нас нет оснований. В качестве примера можно привести слаборазвитую группу, пока неспособную к саморегуляции, нуждающуюся в строгой дисциплине и стоящую перед сложной задачей с весьма сжатыми сроками – на помощь в данной ситуации придут один из двух стилей лидерства (авторитарный или даже либеральный).
Подводя итог можно сказать, что самым удачным типом лидерства скорее является не один какой-либо из перечисленных, а сам лидер, который очень тонко умеет прочувствовать все условия: время, место, обстоятельства и применить необходимую лидерскую стратегию.
Эффективность группы обусловлена от взаимодействия стиля лидерства и степени благоприятности ситуации. Способствовать лидеру в данных обстоятельствах могут такие факторы: если группа доверяет и поддерживает своего лидера, выполняет четко поставленные задачи, и в случае, если положение лидера подкреплено реальной властью. В некоторых ситуациях, более эффективными будут лидеры, ориентированные на задачу, например, в условиях краткосрочного проекта, в других же – могут быть лидеры, ориентированные на отношения.
Каждая ситуация — это сочетание лидера, подчиненных, времени, месту и другим факторам, где важным является создание мировоззрения, заинтересованности людей, поддержание и удовлетворение их потребностей, и формирования чувства причастности к общему делу.