ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(284)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(284)
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Проблема учебной мотивации – одна из ключевых проблем педагогики. Если рассматривать обучение как процесс приобретения индивидуального опыта, то становится понятным, что именно мотивы учения – первые в структуре мотивов человека и во многом обусловливают всю ее активность. Важность изучения мотивов учения является общепризнанной, и поэтому существует значительное количество соответствующих исследований. Учебная мотивация является одним из важнейших параметров, характеризующих психическое развитие ребёнка.
Цель статьи: проанализировать психолого-педагогические условия формирования учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Мотивация понимается как источник активности и одновременно как система стимулов любой деятельности, и изучается с нескольких сторон, в связи, с чем имеет множество трактовок. Часть исследователей высказывают мнение, что мотивация выступает особой областью, а специфическая мотивация представляет собой единую систему мотивации либо особую область, которая включает в себя потребности, мотивы, цели и интересы, причудливо переплетенные и взаимодействующие друг с другом [1].
Рассмотрим виды мотивации:
1. Внутренняя мотивация,
2. Внешняя мотивация,
3. Интрузивная мотивация.
Учебная мотивация отражает внутренние стремления, интересы и цели ученика, которые поддерживают его активность и поиск знаний в образовательной среде.Начало формы
Начало формы
Эффективная мотивация требует как понимания индивидуальных особенностей каждого человека, так и создания подходящей среды, которая поддерживает и мотивирует их к достижению целей и успеху. Для этого важно учитывать множество факторов, включая потребности, ценности, уровень самооценки, ожидания и предпочтения каждого человека [5].
Учебная мотивация младших школьников может рассматриваться как составляющая эффективного педагогического процесса. За основу мы берем данное определение: учебная мотивация — это совокупность мотивов, адекватных задачам учебной деятельности, направляющая действия ученика и определяющая его поведение в системе школьных ценностей. Рассмотрим понятие мотива учения [3].
Мотив учения — это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности [1].
У младших школьников мотивы развиваются определенным образом. Рассмотрим подробнее каждый.
Непосредственно-побуждающие мотивы у детей младшего школьного возраста: развиты навыки самоконтроля, самоконтроля, саморегуляции и самооценки.
Начало формы
Перспективно-побуждающие мотивы учебной деятельности у детей младшего школьного возраста: интенсивно развиваются познавательные процессы, которые становятся произвольными, осознанными. Дети постепенно учатся управлять своим вниманием, восприятием, памятью. Среди психических функций доминирует мышление. Оно перестраивается: от словесно-логического переходит к наглядно-образному, чему способствует построение школьного обучения.
Начало формы
Интеллектуально-побуждающие мотивы учебной деятельности у детей младшего школьного возраста: развит навык самоорганизации.
Задержка психического развития (ЗПР) — это психолого-педагогическое определение для наиболее встречающейся патологии в психофизическом развитии детей старшего дошкольного возраста.
Задержка психического развития характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, обусловленное недоразвитием речи и мышления, а также присутствием расстройств в эмоционально-волевой сфере. Таким образом, задержка психического развития проявляется как в эмоционально-волевой незрелости, так и в интеллектуальной недостаточности [2].
Причины возникновения задержки психического развития многообразны, следовательно, и сама группа детей с задержкой психического развития крайне неоднородна.
Процесс стимулирования учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития является комплексным и требует учета особенностей их психологического состояния и индивидуальных потребностей. В связи с этим рассмотрим основные аспекты формирования учебной мотивации у детей с задержкой психического развития.
Развитие непосредственно-побуждающих мотивов: у детей с задержкой психического развития восприятие характеризуется замедленностью. У детей с задержкой психического развития незрелость эмоций, воли, поведения.
Развитие перспективно-побуждающих мотивов: дети с задержкой психического развития не перешли на главный вид деятельности. У них остается главный вид деятельности - игра. Также у этих детей несформированность навыков интеллектуальной деятельности.
Развитие интеллектуально-побуждающих мотивов: у детей с задержкой психического развития повышенная истощаемость и в результате нее низкая работоспособность, замедленная включаемость в работу, поэтому у них не сможет сформироваться этот вид мотивов, так как интеллектуально-побуждающий мотив основан на получении удовлетворения от самого процесса познания.
Эффективное формирование учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития требует применения индивидуальных подходов и разнообразных методов обучения, способствующих активному участию и интересу к обучению.
Метод игровой терапии представляет собой ценный инструмент для формирования учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. В рамках этого метода, учитывая особенности каждого ребенка, психологические и педагогические специалисты создают игровую среду, способствующую развитию познавательных и творческих способностей обучающихся.
Игровая терапия структурирована в виде подготовки, игровой деятельности и рефлексии, что позволяет детям не только участвовать в специально спроектированных играх и упражнениях, но и осознавать свои мысли, чувства и впечатления от игры. Такой комплексный подход способствует эмоциональному и психологическому благополучию детей, развивает их социальные навыки и способствует успешной адаптации в образовательной среде.
Несмотря на ряд недостатков, таких как не всегда высокая структурированность метода и требование к высококвалифицированным специалистам, метод игровой терапии остается важным инструментом в работе с детьми с задержкой психического развития. Его преимущества, включая психологическую адаптацию, развитие эмоционального благополучия и социального взаимодействия, делают его эффективным средством для формирования учебной мотивации и успешной интеграции детей в образовательный процесс.
Таким образом, Начало формы и исследование мотивации является ключевым аспектом в образовательном процессе, поскольку понимание мотивации учеников позволяет создать эффективные стратегии обучения и максимально раскрыть потенциал каждого ученика. Различные виды мотивации, такие как внутренняя, внешняя и интрузивная, представляют собой сложный и многогранный феномен, который требует глубокого анализа и понимания. Внутренняя мотивация, основанная на собственных интересах, целях и убеждениях, является основой для эффективного обучения, поскольку она способствует углубленному и устойчивому усвоению материала. С другой стороны, внешняя мотивация, основанная на внешних стимулах, может быть эффективной в краткосрочной перспективе, но часто не поддерживает долгосрочное обучение и саморазвитие. Поддержка учителя играет ключевую роль в развитии внутренней мотивации учеников. Стиль поведения учителя, который поддерживает автономию, самостоятельность и интересы учеников, способствует формированию позитивного обучающего опыта и мотивации к саморазвитию.
Понимание различных аспектов мотивации и применение соответствующих стратегий мотивации имеют решающее значение для создания поддерживающей обучающей среды, которая способствует успешному обучению и развитию каждого ученика.
Эффективное формирование учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития требует комплексного подхода, включающего в себя индивидуальную работу с каждым ребенком, поддержку со стороны педагогов и создание благоприятной образовательной среды.Начало формы
При изучении мотивационной сферы детей с задержкой психического развития следует учитывать их особенности в сравнении с нормально развивающимися детьми. Важно отметить, что у них наблюдается дисгармоничность развития мотивации, а также других аспектов психики. Эта дисгармония обусловлена соотношением реального уровня развития и потенциала. Среди основных проблем, связанных с мотивацией учения, у детей с задержкой психического развития можно выделить недостаточную устойчивость интереса к учебной деятельности. У них часто наблюдается быстрое смена заинтересованности и спад активности, что затрудняет успешное усвоение учебного материала. Кроме того, сталкиваясь с трудностями в обучении и ощущая давление со стороны общества, они склонны к неадекватным эмоциональным проявлениям.
Также характерна недостаточная ответственность и заинтересованность при выполнении учебных заданий. Это связано с тем, что содержание школьной деятельности остается для них непонятным, и они слабо включаются в учебный процесс. Такие дети испытывают трудности с концентрацией на учебных задачах, что дополнительно осложняет их учебный процесс.
Метод игровой терапии представляет собой перспективное направление в работе с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития, обеспечивая комплексное и эффективное развитие их личности и образовательных достижений. Все эти особенности мотивации учения детей с задержкой психического развития требуют специального подхода и комплексных коррекционных мероприятий с целью стимулирования их учебной мотивации и успешной адаптации к школьной деятельности.