Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(284)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Бондаренко Н.Ю. ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 17(284). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/284/147997 (дата обращения: 28.09.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Бондаренко Наталья Юрьевна
студент, Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт, РФ, г. Нижний Тагил
Темникова Елена Юрьевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт, РФ, г. Нижний Тагил

 

Проблема учебной мотивации – одна из ключевых проблем педагогики. Если рассматривать обучение как процесс приобретения индивидуального опыта, то становится понятным, что именно мотивы учения – первые в структуре мотивов человека и во многом обусловливают всю ее активность. Важность изучения мотивов учения является общепризнанной, и поэтому существует значительное количество соответствующих исследований. Учебная мотивация является одним из важнейших параметров, характеризующих психическое развитие ребёнка.

Цель статьи: проанализировать психолого-педагогические условия формирования учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Мотивация понимается как источник активности и одновременно как система стимулов любой деятельности, и изучается с нескольких сторон, в связи, с чем имеет множество трактовок. Часть исследователей высказывают мнение, что мотивация выступает особой областью, а специфическая мотивация представляет собой единую систему мотивации либо особую область, которая включает в себя потребности, мотивы, цели и интересы, причудливо переплетенные и взаимодействующие друг с другом [1].

Рассмотрим виды мотивации:

1. Внутренняя мотивация,

2. Внешняя мотивация,

3. Интрузивная мотивация.

Учебная мотивация отражает внутренние стремления, интересы и цели ученика, которые поддерживают его активность и поиск знаний в образовательной среде.Начало формы

 Начало формы

Эффективная мотивация требует как понимания индивидуальных особенностей каждого человека, так и создания подходящей среды, которая поддерживает и мотивирует их к достижению целей и успеху. Для этого важно учитывать множество факторов, включая потребности, ценности, уровень самооценки, ожидания и предпочтения каждого человека [5].

Учебная мотивация младших школьников может рассматриваться как составляющая эффективного педагогического процесса. За основу мы берем данное определение: учебная мотивация — это совокупность мотивов, адекватных задачам учебной деятельности, направляющая действия ученика и определяющая его поведение в системе школьных ценностей. Рассмотрим понятие мотива учения [3].

Мотив учения —  это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности [1].

У младших школьников мотивы развиваются определенным образом. Рассмотрим подробнее каждый.

Непосредственно-побуждающие мотивы у детей младшего школьного возраста: развиты навыки самоконтроля, самоконтроля, саморегуляции и самооценки.

Начало формы

Перспективно-побуждающие мотивы учебной деятельности у детей младшего школьного возраста: интенсивно развиваются познавательные процессы, которые становятся произвольными, осознанными. Дети постепенно учатся управлять своим вниманием, восприятием, памятью. Среди психических функций доминирует мышление. Оно перестраивается: от словесно-логического переходит к наглядно-образному, чему способствует построение школьного обучения. 

Начало формы

Интеллектуально-побуждающие мотивы учебной деятельности у детей младшего школьного возраста: развит навык самоорганизации.

Задержка психического развития (ЗПР) — это психолого-педагогическое определение для наиболее встречающейся патологии в психофизическом развитии детей старшего дошкольного возраста.

Задержка психического развития характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, обусловленное недоразвитием речи и мышления, а также присутствием расстройств в эмоционально-волевой сфере. Таким образом, задержка психического развития проявляется как в эмоционально-волевой незрелости, так и в интеллектуальной недостаточности [2].

Причины возникновения задержки психического развития многообразны, следовательно, и сама группа детей с задержкой психического развития крайне неоднородна.

Процесс стимулирования учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития является комплексным и требует учета особенностей их психологического состояния и индивидуальных потребностей. В связи с этим рассмотрим основные аспекты формирования учебной мотивации у детей с задержкой психического развития.

Развитие непосредственно-побуждающих мотивов: у детей с задержкой психического развития восприятие характеризуется замедленностью. У детей с задержкой психического развития незрелость эмоций, воли, поведения.

Развитие перспективно-побуждающих мотивов: дети с задержкой психического развития не перешли на главный вид деятельности. У них остается главный вид деятельности - игра. Также у этих детей несформированность навыков интеллектуальной деятельности.

Развитие интеллектуально-побуждающих мотивов: у детей с задержкой психического развития повышенная истощаемость и в результате нее низкая работоспособность, замедленная включаемость в работу, поэтому у них не сможет сформироваться этот вид мотивов, так как интеллектуально-побуждающий мотив основан на получении удовлетворения от самого процесса познания.

Эффективное формирование учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития требует применения индивидуальных подходов и разнообразных методов обучения, способствующих активному участию и интересу к обучению.

Метод игровой терапии представляет собой ценный инструмент для формирования учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. В рамках этого метода, учитывая особенности каждого ребенка, психологические и педагогические специалисты создают игровую среду, способствующую развитию познавательных и творческих способностей обучающихся.

Игровая терапия структурирована в виде подготовки, игровой деятельности и рефлексии, что позволяет детям не только участвовать в специально спроектированных играх и упражнениях, но и осознавать свои мысли, чувства и впечатления от игры. Такой комплексный подход способствует эмоциональному и психологическому благополучию детей, развивает их социальные навыки и способствует успешной адаптации в образовательной среде.

Несмотря на ряд недостатков, таких как не всегда высокая структурированность метода и требование к высококвалифицированным специалистам, метод игровой терапии остается важным инструментом в работе с детьми с задержкой психического развития. Его преимущества, включая психологическую адаптацию, развитие эмоционального благополучия и социального взаимодействия, делают его эффективным средством для формирования учебной мотивации и успешной интеграции детей в образовательный процесс.

Таким образом, Начало формы и исследование мотивации является ключевым аспектом в образовательном процессе, поскольку понимание мотивации учеников позволяет создать эффективные стратегии обучения и максимально раскрыть потенциал каждого ученика. Различные виды мотивации, такие как внутренняя, внешняя и интрузивная, представляют собой сложный и многогранный феномен, который требует глубокого анализа и понимания. Внутренняя мотивация, основанная на собственных интересах, целях и убеждениях, является основой для эффективного обучения, поскольку она способствует углубленному и устойчивому усвоению материала. С другой стороны, внешняя мотивация, основанная на внешних стимулах, может быть эффективной в краткосрочной перспективе, но часто не поддерживает долгосрочное обучение и саморазвитие. Поддержка учителя играет ключевую роль в развитии внутренней мотивации учеников. Стиль поведения учителя, который поддерживает автономию, самостоятельность и интересы учеников, способствует формированию позитивного обучающего опыта и мотивации к саморазвитию.

Понимание различных аспектов мотивации и применение соответствующих стратегий мотивации имеют решающее значение для создания поддерживающей обучающей среды, которая способствует успешному обучению и развитию каждого ученика.

Эффективное формирование учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития требует комплексного подхода, включающего в себя индивидуальную работу с каждым ребенком, поддержку со стороны педагогов и создание благоприятной образовательной среды.Начало формы

При изучении мотивационной сферы детей с задержкой психического развития следует учитывать их особенности в сравнении с нормально развивающимися детьми. Важно отметить, что у них наблюдается дисгармоничность развития мотивации, а также других аспектов психики. Эта дисгармония обусловлена соотношением реального уровня развития и потенциала. Среди основных проблем, связанных с мотивацией учения, у детей с задержкой психического развития можно выделить недостаточную устойчивость интереса к учебной деятельности. У них часто наблюдается быстрое смена заинтересованности и спад активности, что затрудняет успешное усвоение учебного материала. Кроме того, сталкиваясь с трудностями в обучении и ощущая давление со стороны общества, они склонны к неадекватным эмоциональным проявлениям.

Также характерна недостаточная ответственность и заинтересованность при выполнении учебных заданий. Это связано с тем, что содержание школьной деятельности остается для них непонятным, и они слабо включаются в учебный процесс. Такие дети испытывают трудности с концентрацией на учебных задачах, что дополнительно осложняет их учебный процесс.

Метод игровой терапии представляет собой перспективное направление в работе с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития, обеспечивая комплексное и эффективное развитие их личности и образовательных достижений. Все эти особенности мотивации учения детей с задержкой психического развития требуют специального подхода и комплексных коррекционных мероприятий с целью стимулирования их учебной мотивации и успешной адаптации к школьной деятельности.

 

Список литературы:
1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. [Текст] / К. А. Абульханова-Славская. — М. – Наука. – 1980
2. Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка) – М.: Академия, 2008. – 416 с.
3. Задунова Е. В., Омельченко А. А. Формирование учебной мотивации младших школьников // Начальная школа. – 2007. – № 2. – С. 20–21
4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990
5. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан: Приказ Президента Российской Федерации от 28.04.2011 г. № Пр-1168 // Российская газета 2011. - № 151