Статья:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА И ЕГО ОЦЕНКА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(194)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Афонина А.А. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА И ЕГО ОЦЕНКА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 15(194). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/196/109228 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА И ЕГО ОЦЕНКА

Афонина Анастасия Алексеевна
студент, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, РФ, г. Санкт-Петербург
Зорина Наталья Анатольевна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Роль человека в экономике всегда находится на ключевой позиции, поскольку само слово «экономика» переводится с древнегреческого, как хозяйство, которое ведется человеком. Основным субъектом на рынке товаров, капитала, однако на рынке труда человек рассматривается как объект, где изучается его поведение в качестве рабочей силы, трудового ресурса для организации, государства и общества в целом. Однако, человеческая роль в самом процессе производства меняется в зависимости от конкретного вида производства и исторического этапа развития человечества. В самом начале истории человек вел свое хозяйство, опираясь лишь на собственные физические способности, постепенно процессы хозяйствования усложнялись, человек получал интеллектуальное развитие. Пользуясь этим, он старался упростить свой труд, делая продукт труда более технологичным. Благодаря данным процессам мы находимся в современной реальности, когда человек в большинстве случаев может воспользоваться технологическими изобретениями для упрощения производственных процессов и более качественного и быстрого удовлетворения своих потребностей и потребностей общества.

Такое развитие стало возможным благодаря большому числу факторов, важнейшими из которых становятся развитие умственных способностей, появление образования, развитие культуры и здравоохранения[1]. Образовательная деятельность позволяет обществу генерировать, передавать и накапливать знания во всех областях жизнедеятельности. Культурные аспекты в данном контексте представляют собой способы передачи информации и формировании ценностей общества, необходимых для создания благ. Развитие здравоохранения позволяет увеличить комфорт и продолжительность жизни человечества для увеличения возможности раскрытия способностей человека, сохранения более продолжительного периода трудовой активности индивида. Каждая из этих составляющих формирует человеческий капитал индивида, организации, государства, мира. Все эти уровни человеческого капитала влияют друг на друга, особенное влияние оказывает сформированный в государстве уровень человеческого капитала и его направления развития на организации, осуществляющие деятельность в данном государстве. Иными словами, чем эффективнее государство воздействует на национальный человеческий капитал, тем эффективнее будут работать организации внутри него, поэтому перед тем, как приступить к изучению вопросов человеческого капитала организаций, необходимо определить уровень человеческого капитала в государстве, в данном случае в России.

В изучении человеческого капитала, а особенно его измерении существует определенная сложность – это качественный характер компонентов, входящих в него, то есть качество образования, медицины и общий уровень культуры в обществе. Некоторые количественные критерии можно интерпретировать как качественные при установлении взаимосвязи: если с ростом одного показателя другой также растет.

В трудах многих ученых особое внимание из всех компонентов человеческого капитала уделяется такой составляющей, как уровень образовательной подготовки в государстве. [1, 110] Это объясняется тем, что уровень образования в большей степени влияет на такие измерители, как ВВП, производительность труда и экономический рост; можно построить простую взаимосвязь: люди с профессиональными навыками в большей степени влияют на объем производимых благ и уровень их конкурентоспособности, то есть в данном случае связь более линейна. Например, если построить эконометрическую зависимость между количеством занятого населения с высшим образованием и производительностью труда в Российской Федерации, то подобная зависимость будет выглядеть следующим образом (таблица 1):

Таблица 1

Данные для построения эконометрической модели

Год

 

 

Производительность труда, тыс. руб.

Занятое население с высшим образованием (тыс. чел)

Y

Х1

2009

438,5

19704

2010

516,8

20381

2011

613,1

21129

2012

733,7

21740

2013

786,3

22616

2014

842,2

23045

2015

869,7

23847

2016

889,8

24216

2017

1051,5

24761

2018

1182,3

24819

2019

1252,4

24632

 

Получим линейную зависимость, с высоким уровнем связи между фактором и результатом, коэффициент корреляции равен 94,59, можно записать уравнение регрессии (формула 1):

                                                                                         (1)

где Х – количество людей с высшим образованием за конкретный год (тыс. чел.), Yпроизводительность труда за конкретный год (тыс. руб.).

То есть, при увеличении занятого населения с высшим образованием на 1 тыс. чел., общая производительность труда вырастает в среднем на 1328 руб. Данное уравнение является значимым по критерию Фишера, переменная является значимой по критерию Стъюдента. При этом, стоит отметить, что на производительность труда также влияют другие факторы, не исследуемые в нашей модели, при этом, есть факторы, которые оказывают отрицательное влияние на производительность труда, о чем может свидетельствовать отрицательное значение свободного члена коэффициента регрессии.

Однако, благодаря данной модели можно построить прогноз уровня производительности труда при наметившемся тренде увеличения населения с высшим образованием (рисунок 1):

 

Рисунок 1. Прогнозирование зависимости производительности труда от количества занятого населения с высшим образованием

 

Соответственно, можно сказать, что к 2024 году эффект от уровня образования, оказываемый на производительность Российской Федерации, увеличит ее на 32%, соответственно, чем выше уровень образования в государстве, тем выше производительность. Что подтверждается логическими цепочками: население с высшим образованием в большей степени участвует в инновационной деятельности, осуществляют свою деятельность через новые технологии и более благосклонны к новшествам, за счёт этого достигается увеличение производительности труда общей. 

Используя метод дедукции, можно сказать, что, чем выше уровень образования в организациях, тем выше их производительность, однако в данном случае был рассмотрен уровень высшего образования и его влияния на производительность труда. Нельзя однозначно утверждать, что все занятое в государстве население должно иметь высшее образование, поскольку государству также необходимы трудящиеся со средним профессиональным образованием и соответствующими специальностями, они также вносят свой вклад в уровень производительности труда организаций, деятельность которых в большей степени базируется именно на деятельности людей со средним профессиональным образованием. Стоит заметить, что от количества населения со средним образованием будет зависеть в большей степени объем производства, чем производительность. Построим модель связи количества занятого населения со средним профессиональным образованием по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих и ВВП (таблица 2):

Таблица 2

Данные для построения эконометрической модели

 

Год

ВВП, млрд. руб.

Население со средним профессиональным образованием

по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих (тыс. чел.)

2009

38 807,2

13024

2010

46 308,5

13683

2011

55 967,2

13745

2011

60 114,0

13955

2012

68 103,4

13237

2013

72 985,7

13618

2014

79 030,0

13853

2015

83 087,4

13869

2016

85 616,1

13866

2017

91 843,2

14112

2018

103 861,7

13951

 

По исследуемым данным можно сказать, что связь между фактором и результатом наблюдается средняя, коэффициент корреляции равен 65,74%, вариация фактора на 43,21% объясняет вариацию результата, однако, все факторы в модели являются значимыми по критериям Фишера и Стъюдента, соответственно, можно построить следующее уравнение регрессии (формула 2):

                                                                                    (2)

где Х – количество занятого населения со средним образованием, Y – объем ВВП (млрд. руб.).

Коэффициенты уравнения говорят о том, что при увеличении населения с данным видом среднего образования на 1 тыс. чел., ВВП вырастет на 40197 руб., при этом попытки построить качественную модель взаимосвязи количества занятых со средним образованием и производительностью труда не увенчались успехом.

Рассмотренные взаимосвязи можно считать показателями качества образования в динамике, и в итоге - демонстрацией развития человеческого капитала в государстве. Но, если предметом исследования становятся организации, то для одних организаций показателями влияния внешней среды на человеческий капитал организации будут выступать объем занятого населения с высшим образованием и производительность труда, для других - объем населения со средним профессиональным образованием и объем выпуска.

 

Список литературы:
1. Былков В. Г. Компоненты человеческого капитала: вопросы теории и практики // Проблемы теории и практики управления – 2011. – с. 109 – 116.
2. Беккер Гэри С. Человеческое поведение: экономический подход, 1964 (сборник статей) // М: ГУ ВШЭ – 2003.