Статья:

ОТДЕЛЬНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(196)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Антонович А.Д. ОТДЕЛЬНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 17(196). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/196/110949 (дата обращения: 25.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОТДЕЛЬНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Антонович Алина Дмитриевна
магистрант, Полесский государственный университет, Республика Беларусь, г. Пинск
Конончук Ирина Анатольевна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент кафедры финансового менеджмента, Полесский государственный университет, Республика Беларусь, г. Пинск

 

В транспортной сети Беларуси, имеющей тесные связи с соседями, важная роль отводится автомобильным дорогам – национальному достоянию страны. Рост автомобильных перевозок в значительной степени определяется развитием и состоянием дорожной сети, ее надежностью, экономичностью. При этом важна не только мощность, бесперебойность транспортной системы, но и качество услуг, их доступность, что во многом определяется возможностями и объемами целевого финансирования.

Транспортный налог – это налог (госпошлина), взимаемый с владельцев зарегистрированных транспортных средств. В большинстве стран мира не существует единого транспортного налога. Вместо него могут взиматься следующие налоги:

- налог на имущество (налог, прямо или косвенно зависящий от стоимости автомобиля). Заметим, что от имущественных налогов обычно труднее уклоняться, чем от подоходного налога;

- дорожный налог (налог, деньги от уплаты которого идут на строительство и ремонт автотрасс);

- экологический налог (налог, стимулирующий приобретение автомобилей, меньше отравляющих атмосферу, либо пользование не загрязняющими типами транспорта, например, метро, троллейбус).

С 2014 г. в Республике Беларусь госпошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении была введена в качестве дополнительного источника финансирования развития автомобильных дорог, и ее средства имели законодательно определенный целевой характер использования. Для финансирования дорожной инфраструктуры все владельцы автомобилей в Беларуси уплачивали госпошлину – так называемый дорожный сбор. При этом госпошлину владельцы автомобилей должны были уплачивать во время прохождения техосмотра транспортного средства.

В 2019–2020 гг. разрабатывался проект Указа Президента «О платежах за участие в дорожном движении», который был вынесен на общественное обсуждение. Он предполагал, что дорожный сбор владельцы автомобилей будут уплачивать отдельно от техосмотра. Так же предполагалось, что физические лица получат возможность при единовременном внесении денежных средств за 12 и более месяцев оплачивать дорожный сбор со скидкой. А за те месяцы, когда транспортные средства не используются, пошлину можно было не платить [1].

С 1 января 2021 г. вступил в силу транспортный налог и как следствие был отменён дорожный сбор. В настоящее время, вне зависимости от того используется транспортное средство (автомобиль) в дорожном движении или нет, во всех случаях его собственникам необходимо будет оплачивать транспортный налог. Исключение действует по транспортным средствам, принадлежащим к определенным категориям государственных органов, и транспортным средствам, снятым с учета в органах ГАИ. 

Транспортный налог исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки. Налоговая база определяется исходя из количества транспортных средств. Ставки транспортного налога фиксированные и указаны в приложении 27 НК РБ [2]. Кроме этого, при исчислении транспортного налога учитывается масса транспортного средства.

Основаниями для исчисления транспортного налога плательщикам - физическим лицам являются сведения, представленные в налоговые органы государственными органами и иными организациями, в том числе осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Республики Беларусь.

В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь предусмотрены льготы в виде освобождения от обложения налогом следующих транспортных средств: в отношении которых не истек срок действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, за выдачу которого была уплачена государственная пошлина; снятые с учета до 1 июля 2021 года.

Важное новшество - с введением транспортного налога отменили связку ”Техническое обслуживание (ТО) + пошлина“. Данный шаг направлен на увеличение статистики прохождения техосмотров. А значит, повысить безопасность на дорогах, вернуть работу станциям диагностики и вернуть в бюджет значительные суммы, которые он недополучал из-за отказа автомобилистов от услуг станций ТО и от оплаты пошлины. Из-за высокой ставки госпошлины, которая была ранее, многие автовладельцы просто отказывались от прохождения осмотра и получения разрешения на допуск к участию в дорожном движении. Если стоимость самого техосмотра составляла 35-40 рублей, то 6 базовых госпошлин соглашались платить не многие белорусы. Дешевле было раз в год, а то и реже, оплатить штраф. К тому же размер налога в сравнении с госпошлиной ниже на 25% для физических лиц и 15% для организаций.

Необходимо отметить, что поступления в бюджет с введением транспортного налога прогнозируются выше, чем от государственной пошлины. По предварительным расчетам, ежегодные поступления от транспортного налога составят до 500 миллионов рублей. Взносы зачисляются в дорожный фонд, из которого больше половины направляются в районные бюджеты на ремонт местных дорог. Кроме того, с ростом клиентов увеличится и поступления налоговых отчислений от станций диагностики.

В связи с недавним введением налога, некоторые дискуссионные вопросы остаются открытыми. Например, как выявлять налоговым органам всех налогоплательщиков, которые должны оплатить налог, так как отсутствует общая база для всех налоговых инспекций, а базы МВД и ГАИ считаются закрытыми. Кроме этого, возникает вопрос, кому необходимо оплачивать транспортный налог в случае, если транспортное средство находится на транзитных номерах. Белорусским налоговым законодательством не прописан данный аспект, в силу чего могут возникнуть недопонимания со стороны налогоплательщиков, а также проблемы как с двойным налогообложением, так и с неуплатой транспортного налога. Вместе с тем ведение транспортного налога без связи его с техосмотром положительно воспринято населением страны.

Таким образом, с введением транспортного налога:

- упразднилось взимание государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении;

- увеличились поступления в бюджет, которые расходуются субъектами через дорожные фонды на финансирование мероприятий по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог субъектов Республики Беларусь.

 

Список литературы:
1. Интернет-портал «Myfin»: [сайт]. URL: https://myfin.by/wiki/term/nalogovaya-sistema-respublikibelarus (дата обращения: 16.04.2022).
2. Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 года: зарег. в НРПА Республики Беларусь 2012 г., No 8, 2/1882, 2/1889 (с изм., внесенными Законом Республики Беларусь от 30 декабря 2018 г. No 159-З) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь 28.07.2018, 2/2566.