ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(198)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(198)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация. В данной статье определено понятие общего недоразвития речи и описаны его уровни. И описаны особенности формирования высших психических функций детей с общим недоразвитием речи. А также описаны особенности памяти, мышления, внимания, эмоционально-волевой и личностных сфер детей с ОНР и приведена педагогическая характеристика.
Ключевые слова: ОНР, нарушения речи, особенности ВПФ.
На сегодняшний день, общее недоразвитие речи (ОНР) в детском возрасте, рассматривается, как комплексные нарушения речевой функции, при которых происходит генерализованное нарушение в формирования всех компонентов речевой системы включая как смысловые, так и звуковые стороны, при нормальном онтогенезе слуха и интеллекта [1]. В зависимости от характера и протекания расстройства, речевое недоразвитие может проявляться в виде полного отсутствия речи в самых тяжелых случаях, или в виде лексико-грамматических и фонетико-фонематических девиаций [2].
Принято выделять 4 уровня сформированности речевого развития, как отражение состояния всех основных элементов языковой системы у детей с ОНР [3].
Первый уровень сформированности речевого развития (РР) характеризуется существенной ограниченностью активного словарного запаса ребенка, который представляет собой лепет, звукоподражание, а также звукокомплексы. При речевой деятельности дети активно пользуются жестами и мимикой, компенсируя при этом скудность активного словаря. Характерным так же является употребление одного и того же лепетного слова при обозначении совершенно различных или схожих по смыслу явлений. Возможна замена существительных глаголами и наоборот, как проявление ассоциативности. Весте с этим пассивный словарь ребенка хоть и характеризуется определённой степенью ограниченности, но представлен гораздо шире активного словаря. На этом уровне так же наблюдается практическая полное не понимание понятие числа, времени, рода, а так же слабо выражена дифференциация глаголов и существительных. При воспроизведении звуков, отмечается нечеткость т.к. фонематическая сторона речи находится в зачаточном состоянии. Ослаблена возможность воспроизведения слоговой структуры слова.
При переходе ко второму уровню РР активность речевой деятельности становится выше. Обогащается активный словарный запас, за счет использования в быту всё больше существительных и глаголов, которые относятся в первую очередь к предметной области. И хотя отсутствует согласование различных частей речи между собой, присутствуют ошибки грамматических конструкций, падежных форм. Ребенок начинает в высказываниях использовать всё больше простых предложений в том числе и нетипичные о быту. Отмечается не только понимание обращенной речи, но и обогащение, хоть и не достаточное, пассивного словарного запаса. Однако не достаточно сформирован глагольный словарь относящегося к трудовой деятельности, происходят ошибки в дифференциации цветов и оттенков, животного и растительного мира. К тому же наличествуют ошибки в произношении слоговой структуры слов, и отдельных звуков.
Уже на третьем уровне РР появляется развернутая фразовая речь, а также первые употребления предложений не только простых, но и сложных конструкций. И хотя всё же присутствуют ошибки в виде лексико-грамматических и фонетико-фонематических девиаций, лексика ребенка содержит в себе все части речи и происходят попытки словообразования. Однако всё ещё можно присутствуют аграмматизмы, слабая дифференциация артикулируемых звуков, а также их подмена, смещение и пр. Однако ребенок уже может самостоятельно произносить слова сложной структуры из 4-5 слогов вслед за взрослым и в целом его уровень РР находится близко к уровню нормы.
На четвертом уровне РР ребенок испытывает трудности с различением схожих по слуху звуков (например т-с-ц, л-р и др.), трудности с фиксацией в оперативной памяти ребенка фонемы слова при полном понимании значения слова. Нечеткая дикция создаёт эффект смазанной речи. Наличествуют затруднения в воспроизведении сложносоставных и труднопроизносимых слов и предложений с придаточными [4].
Как отмечал в своих работах Л.С. Выготский интеллектуальная деятельность ребенка формируется в тесной взаимосвязи с речевой [5]. Именно поэтому дети с ОНР имеют некоторые особенности речи, а также аномалии в развитии высших психических функций (ВПФ) по отношению к норме. У детей с ОНР проявляются девиации в таких ВПФ как внимание, память, оптико-пространственное ориентирование, дифференциация модальностей, мышление и др. [5]
Память у детей с ОНР снижена, отмечается недостаточность вербальной памяти и ригидность к запоминанию и усвоению нового материала. Говоря об интеллектуальная сфере детей с ОНР, отмечают интеллектуальную ригидность.
Дети с ОНР хоть и обладают всеми возможностями к освоению мыслительных операций согласно возрастным нормам, у них наблюдаются трудности с освоением таких мыслительных операций как синтез, анализ, сравнение, классификации, обобщений и дифференциации характерных признаков явлений и предметов. Низкая скорость мыслительных процессов. Доминирование наглядно-образных приемов мышления и при этом недостаточная сформированность абстрактных понятий и номинативной речи.
Внимание детей с ОНР неустойчивое внимание и ослабленное внимание. Возникают трудности с переключаемостью внимания, а также его длительной фиксации, на одном предмете.
Всё это не может не откладывать свой отпечаток на личности ребенка. У детей с ОНР часто отмечают низкую самооценку, агрессивность, тревожность, трудности с выстраиванием коммуникативных связей и пр.
Ряд авторов при этом отмечают ряд особенностей артикуляционного аппарата у детей с ОНР. Такие как: гипофункцию мускулатуры артикуляционного аппарата, быструю истощаемость, которые могут быть устранены специальными методами артикуляционной гимнастики [7]. Именно поэтому ребенок испытывает затруднения в автоматизации слов и звуков.
Так же у детей с ОНР наблюдаются девиации в волевой сфере. Трудности с саморегуляцией и рефлексией, а также самоконтролем, в следствии чего возникают трудности в коммуникации как со сверстниками, так и со взрослыми. Дети неусидчивы, переключаемы, им трудно ставить и добиваться собственных целей. В свою очередь, это накладывает свой отпечаток в усвоении школьных задач требующих значительных волевых и интеллектуальных усилий. У детей с ОНР отмечается нестойкость интересов, низкую мотивацию, негативизм, раздражительность [7].
При рассмотрении особенностей формирования ВПФ детей с ОНТ в педагогическом плане авторы отмечают нестабильное поведение, частые изменения эмоционального фона, частую утомляемость и ослабленность внимания на занятиях.
Однако в заключении хотелось бы отметить возможность коррекции всех девиаций ВПФ при ОНР методами специальных тренировок и проведением специальных психолого-педагогических занятий с ребенком.