Статья:

ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) КОНТРАКТОВ, ЗАКЛЮЧЕННЫХ ПО 44-ФЗ, В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ (COVID-19)

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(198)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Таганова А.В. ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) КОНТРАКТОВ, ЗАКЛЮЧЕННЫХ ПО 44-ФЗ, В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ (COVID-19) // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 19(198). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/198/112556 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) КОНТРАКТОВ, ЗАКЛЮЧЕННЫХ ПО 44-ФЗ, В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ (COVID-19)

Таганова Алена Вадимовна
магистрант, Сибирский юридический университет, РФ, г. Омск

 

FEATURES OF CHANGES IN STATE (MUNICIPAL) CONTRACTS CONCLUDED UNDER 44-FZ IN THE CONTEXT OF THE SPREAD OF A NEW CORONAVIRUS INFECTION (COVID-19)

 

Alena Taganova

Master student, SibLU, Russia, Omsk

 

Аннотация. Вспышка коронавирусной инфекции (COVID-19) серьезно повлияла на российскую экономику. Малый и средний бизнес сильно пострадавший от ограничительных мер вируса требовал от Правительства поддержки и послаблений также и в области закупок. В статье рассматриваются особенности изменения государственных (муниципальных) контрактов, если стороны пострадали в результате ограничительных мер.

Abstract. The outbreak of coronavirus infection (COVID-19) has seriously affected the Russian economy. Small and medium-sized businesses, which were severely affected by the restrictive measures of the virus, demanded support and concessions from the Government also in the field of procurement. The article discusses the specifics of changing state (municipal) contracts if the parties have suffered as a result of restrictive measures.

 

Ключевые слова: заказчик; исполнитель; государственный (муницпальный) контракт, изменение существенных условий контракта; COVID-19.

Keywords: customer; contractor; state (municipal) contract, change of essential terms of the contract; COVID-19.

 

Появление в мире COVID-19, отрицательно повлияло на экономику всех государств и соответственно на бизнес. Отдельная категория, которая принимает на себя все «удары» пандемии – малый и средний бизнес [1, с.1460]. В связи с усилением экономического кризиса и всех ограничительных мер по противодействию вируса, Правительством РФ также были приняты меры по поддержке бизнеса в сфере закупок.

Согласно действующему законодательству изменение существенных условий государственного (муниципального) контракта заключенного по Федеральному  закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту – Федеральный закон №44-ФЗ), не допускается, за  исключением как по соглашению сторон.

Ограниченные правовые возможности сковывают заказчиков, которые боятся внесения даже малейших изменений в контракт или его фактического исполнения с любыми отступлениями от оговоренных изначально условий [2, с.47].

Документом, который положил начало изменений в сфере контрактных отношений, стало письмо Федеральной антимонопольной службы от 18.03.2020 № ИА/21684/20 в котором значилось, что пандемия коронавирусной инфекции является обстоятельством  непреодолимой силы, это должно учитываться при рассмотрении жалоб, дел об административных правонарушениях, заявлений о регистрации в реестре недобросовестных поставщиков (далее по тексту - РНП), проведении расследований и проверок [3, с. 312].

Так в апреле 2020 года, часть 65 статьи 112 Федерального закона №44-ФЗ была изменена в части допущения изменения существенных условий контрактов (срока, цены, работы или  услуги оказываемой по контракту) в 2020 году. В последующем данная статья утратила силу и нашла свое продолжение в части 65.1.

В действующей редакции закона, часть 65.1 допускает изменение существенных условий контракта, если он заключен до 1 января 2023 года, и при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.

Изменение осуществляется на основании решения Правительства РФ, органов местного самоуправления (Администрации) по соглашению сторон с соблюдением ч. 1.3 - 1.6 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. При этом Министерство финансов отмечает, что высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ могут предусмотреть в решении условия его применения. Стороны могут предусмотреть условие, где при наступлении определённого факта или действия, положения контракта изменяются.  Эти органы власти принимают решения и издают акты в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ.

В Решении ФАС от 5 июня 2020 г. N КГОЗ-166/20, была рассмотрена жалоба заявителя на нарушение заказчиком части 65 статьи 112 Закона о контрактной системе. По мнению заявителя, заказчик не установил в проекте государственного контракта документации об Аукционе возможность в 2020 году изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, цены контракта, цены единицы товара, работы или услуги.

Проектом государственного контракта документации об Аукционе установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

Так как, возможность изменения условий контракта предусмотрена в его положениях, Комиссия сочла этот довод не основательным.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 03.04.2020 № 443 предусмотрена возможность продления срока исполнения обязательств на срок, на срок, не превышающий количество таких нерабочих дней.

Несмотря на то, что по общему правилу предмет контракта изменять нельзя, исполнительный орган предусмотрел возможность его изменения. В некоторых контрактах при наличии решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа власти субъекта РФ или местной администрации. Это, в частности, относится к контрактам:

  • для федеральных нужд на срок от трех лет и ценой от 10 млрд руб.;
  • для нужд субъекта РФ на срок от трех лет и ценой от 1 млрд руб.;
  • для нужд муниципального образования на срок от года и ценой от 500 млн руб.

На сегодняшний день, положения Федерального закона №44-ФЗ содержат меры, позволяющие изменить существенные условия контракта, если при исполнении такого контракта возникли не зависящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в качестве антикризисной меры поддержки при COVID-19.

 

Список литературы:
1. Зайцева А.О., Кокина А.Н., Печерица Е.В. Анализ влияния пандемии covid-19 на малый и средний бизнес России // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения.  - 2020  -   С. 1459-1465
2. Максимова М.А. Изменение условий государственного контракта как вид нарушения антимонопольного законодательства // Российское конкурентное право и экономика. – 2019  - №3. – С. 46-53.
3. Владимирова Д.А., Саранина А.А. Изменения условий государственного и муниципального контракта во время пандемии // Экономика и общество в условиях пандемии: взгляд молодых. Cборник статей и тезисов докладов XVII национальной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов с международным участием. - 2021. - С. 312-319.