ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(199)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(199)
ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА
Аннотация. Научная статья посвящена изучению аспекта обеспечения безопасной эксплуатации магистрального трубопровода. Автор анализирует детерминанты возникновения аварий, а также современные методы эффективного обеспечения безопасности. В заключении указывает на положительность предложенной авторами системы автоматического мониторинга состояния труб.
Ключевые слова: магистральный трубопровод; безопасность; нефть; надежность; внутритрубная диагностика.
На нефтепроводных магистралях нередки случаи, когда происходят производственные аварии, которые становятся небезопасны для жизни и здоровья рабочих, а также пагубными для окружающей среды. Большинстве своем аварии возникают отказы по различным причинам, катастрофы с разрывами труб и выбросом нефти.
При увеличении добычи нефти уровень риска возрастает многократно. Результаты аварий также несопоставимы. При эксплуатации ответственного нефтепровода решение сложных технических задач не обходится без проблем. Многие проблемы напрямую связаны с условиями эксплуатации и характеристиками современного нефтепровода[1].
Необходимо указать, что аварии на магистральных трубопроводах возникают вследствие:
- Естественного старения магистральных труб;
- Экономия расходов на транспортировку нефти;
- Объемы ремонтно-восстановительных работ трубопровода ограничиваются финансовой недостаточностью;
- Благоприятные условия для развития внутренней коррозии труб.
Помимо этих есть и иные причины возникновения аварий.
При указанных обстоятельствах необходимо рассмотреть методы обеспечения безопасности при эксплуатации магистральных труб.
Для обеспечения бесперебойной работы нефтепровода необходима измерительная система для выявления дефектов, связанных с их производственным браком и старением. Если вводить такую систему в целом, то это должна быть система мониторинга, предоставляющая информацию о состоянии трубопровода в режиме реального времени, позволяющая принимать адекватные управленческие решения на этапе подготовки к эксплуатации нефтепровода. Необходимо отметить, что на сегодняшний день наиболее надежным и достоверным способом диагностики аномалий стальных труб и сварных соединений на прямолинейном участке (на линейной части) магистральных трубопроводов без остановки и модификации транспорта чугунных изделий является внутритрубная диагностика (ВТД)[2]. Авторы указывают в качестве действенных методы обеспечения безопасности засчет применения акустических систем. Наиболее известные системы акустической безопасности: СНГКН-1, СНГКН-2, Капкан, LeakWave. Параметрические системы безопасности основаны на измерении давления и расхода перекачиваемого продукта. Наиболее известными такими системами являются Leak Detection System, LeakSpy и ATMOS. Параметрические и акустические системы имеют преимущества перед другими за счет более высоких экономических и технических показателей.
В заключение хотелось бы отметить положительную тенденцию, которая была предложена в научной работе Скребнева А.А., Токача Н.П.[3]. Авторами предложено введение системы автоматического управления «КВАНТ-Р» предназначенной для автоматического управления и регулирования газоперекачивающих агрегатов компрессорных станций магистральных газопроводов и газотурбинных электростанций, в том числе контроля технологических параметров и состояния приводов графического процессора, а также регулирования и защиты во всех режимах работы.