ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(199)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(199)
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ
При осуществлении любой человеческой деятельности, любого хозяйственного проекта следует установить, какой отрицательный эффект может оказать эта деятельность на экологические системы и другие природные ресурсы, а затем необходимо предпринять все возможные меры для того, чтобы избежать или же свести к минимуму возможный экологический ущерб.Формирование геоэкологической ситуации на территории Республики Беларусь непосредственно зависит от последствий функционирования народнохозяйственного комплекса страны, внешних источников воздействия, наличия изначально присущих природной среде неблагоприятных для человека состояний, а также не решенных в прошлом экологических проблем.
К экологическим проблемам следует отнести: загрязнение окружающей природной среды, истощение природно-ресурсного потенциала, большой риск возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.
Риск возникновения техногенных аварий в связи с функционированием крупных производственных объектов вызван в основном высокой степенью износа их оборудования и использования устаревших технологий. В силу многочисленности основную угрозу для Беларуси представляют химически опасные объекты. Всего в стране функционирует 544 таких объекта. В зоне их влияния в общей сложности проживает около 3 млн. человек. Наряду с объектами, расположенными в пределах страны, угрозу для населения представляют также крупные эколого-опасные объекты, которые находятся в соседних странах на небольшом удалении от границ Беларуси.
Деятельность государства и общества в данной области должна быть нацелена на установление наиболее эффективной модели организации мероприятий по предотвращению, ликвидации последствий и снижению опасности экологических бедствий.Изучив законодательство Республики Беларусь, следует сделать вывод о том, что в нём не указано точного определения понятию «экологически неблагополучных территорий», они лишь подразделяются на виды: зоны экологического риска, зоны этологического кризиса, зоны экологического бедствия. Данное действие неприемлемо с точки зрения законодательной техники. В связи с чем, видится возможным внесение изменений в гл. 10 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», тем самым дав определение понятию «экологически неблагополучных территорий».
Так же следует отметить, что в законодательстве об охране окружающей среды отсутствует подробный порядок объявления территорий экологически неблагополучными и основания снятия данного режима. В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» зоны экологического кризиса и экологического риска объявляются Советом Министров Республики Беларусь. Неурегулированным остается вопрос, какой орган государственного управления должен инициировать придание определенной территории указанного статуса. Считается вполне разумным что, объявление таких зон возможно по представлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. К решению целесообразно прилагать Проект выхода из состояния экологического риска или экологического кризиса. Данный документ должен являться объектом государственной экологической экспертизы. Необходимо законодательно также урегулировать порядок снятия с определенной территории статуса экологически неблагополучной. Представляется, что данное решение должен принимать тот же орган государственного управления, который налагает на определенную территорию статус экологического риска или экологического кризиса, а именно Совет Министров Республики Беларусь по представлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
Далее важным звеном является выработка, последовательная и максимально эффективная реализация государственной экологической политики. Эта цель и вытекающие из вышеизложенного задачи должны решаться в рамках постоянной экологической функции государства.
К важнейшим элементам экологической политики государства можно отнести: цели восстановления благоприятного состояния окружающей среды, стратегия и тактика их достижения. При этом цели должны быть реалистическими, т.е. основанными на реальных возможностях, и соответствовать существующим проблемам. С учетом указанных целей общество и государство определяют стратегию природоохранительной деятельности. Это выражается в определенной совокупности действий, необходимых и достаточных для решения поставленных задач, средства достижения намеченных целей.
Также следует применить следующие рекомендации по совершенствованию природоохранного законодательства:
− увеличить размеры штрафных санкций с юридических и физических лиц за загрязнение окружающей природной среды;
− ужесточить меры гражданско-правового и уголовного наказания за загрязнение окружающей среды;
− нормативно закрепить уголовную и административную ответственность за причинение вреда (загрязнение) водным объектам, лесам, недрам и т.д.;
− урегулировать отношения по экологическому лицензированию, по информационному обеспечению охраны окружающей среды от загрязнения
− создать на республиканском уровне открытый банк данных по загрязнению окружающей природной среды, включить в него результаты наблюдений, экологического контроля и кадастры загрязнения отдельных территорий Республики Беларусь.
В этот банк данных должна быть включена информация об экологическом состоянии местности, уровне и степени загрязнения различными веществами, степени их опасности для окружающей природной среды и здоровья населения.
Поскольку формирование качественно нового законодательства, отвечающего современным условиям и требованиям– длительный процесс, здесь должны действовать две тенденции.
Первая – внесение изменений и дополнений в имеющиеся акты, что позволит повысить эффективность регулирования при экономии средств и времени, а вторая – подготовка с учетом имеющихся возможностей и опыта других стран принципиально нового законодательства. При этом важен учет межгосударственных интересов и договоренностей, преемственность и приоритетность в правовом регулировании. Законодательство о природоохранной деятельности должно обеспечивать четкое определение и распределение обязанностей и полномочий между различными субъектами природоохранной деятельности. Тем самым законодательно государство будет осуществлять контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни населения, а также охраны и восстановления окружающей среды.
Таким образом, на основании проведенного анализа, можно сделать вывод, что тематика правового режима экологически неблагополучных территорий является важной и актуальной. Законодательством Республики Беларусь в некоторой степени урегулированы вопросы, связанные с этой темой. Однако были выявлены некоторые недочеты и проблемы. В связи с чем, видится необходимым рассмотрение практики применения и опыта зарубежных стран, с целью выявления положительных правовых положений, и как следствие, возможное заимствование зарубежного опыта в правоприменительную деятельность государства.