Статья:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА К ОБУЧЕНИЮ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(200)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Муташева А.Н. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА К ОБУЧЕНИЮ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 21(200). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/200/114014 (дата обращения: 27.03.2023).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА К ОБУЧЕНИЮ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Муташева Айя Нурлыбеккызы
студент, ФГБОУ ВО Московский педагогический государственный университет РФ, г. Москва

 

Аннотация. Статья посвящена изучению психолого-педагогической готовности детей с нарушением слуха к обучению в общеобразовательной школе.

 

Ключевые слова: дети с нарушением слуха, психолого-педагогическая готовность, общеобразовательная школа.

 

В настоящее время детей с нарушениями слуха становится больше с каждым годом, что предполагает создание в образовательных учреждениях специальных условий, обеспечивающих доступные условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательную среду. Создание условий для получения образования детьми данной группы с учетом их психофизических особенностей рассматриваются в качестве главной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья.

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ " Об образовании в Российской Федерации").  Вследствие этого, организация инклюзивного образования становится очень актуальной.

Как известно, инклюзивное образование - совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с нормативно развивающимися сверстниками. Главной идеей инклюзивного образования является то, что для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе, детям со специальными потребностями нужно активно сотрудничать со здоровыми сверстниками. Ведь  все это необходимо для  повышения роли совместного обучения и позволяет рассматривать интеграцию и инклюзию как две стороны одного процесса: встречное движение общества к ребенку и ребенка - к обществу.

Психологическая готовность к обучению в школе - необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Подготовка ребенка с нарушенным слухом к обучению в школе является важной комплексной задачей, которая охватывает все стороны жизни дошкольника. Некоторые аспекты готовности детей с нарушениями слуха к обучению в школе представлены в исследованиях Н. И. Беловой, Б. Д. Корсунской, Э. И. Леонгард, Л. П. Носковой, Е. Г. Речицкой, Е. В. Пархалиной и др. 

Школьная готовность нередко рассматривается в контексте других проблем, чаще всего в связи с обсуждением проблем речевого развития глухих и слабослышащих детей (К. Г. Коровин, М. К. Шеремет и др.)

Актуальность исследования определяется недостаточной изученностью готовности детей с нарушениями слуха к обучению в общеобразовательной  школе.

Объект исследования – психолого-педагогическая готовность к обучению в школе.

Предмет исследования –психолого-педагогическая готовность детей с нарушениями слуха к обучению в общеобразовательной школе

Цель исследования- составить и апробировать программу развития психолого-педагогической готовности ребенка с нарушением слуха к обучению в общеобразовательной школе.

Гипотеза исследования:

Психолого-педагогическую готовность ребенка с нарушением слуха к обучению в общеобразовательной школе можно развить при реализации следующих условий:

- включение ребенка дошкольного возраста с нарушением слуха в коммуникативное пространство со слышащими сверстниками и взрослыми;

-  проведении специальных занятий по развитию речевого общения;

- создание систематического взаимодействия педагогов и родителей, направленного на обогащение и систематизацию коммуникативного опыта слабослышащих дошкольников;

- оказание специальной (коррекционной) помощи со стороны учителя массовой школы (наряду с работой учителя-сурдопедагога) и родителей, направленной на удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка с нарушением слуха.

- уровень психолого-педагогической готовности детей дошкольного возраста с нарушением слуха может быть повышен путём создания и реализации развивающей программы с учётом индивидуальных особенностей детей.

Задачи исследования включали: изучение научно – методической литературы по проблеме исследования; проведение диагностики психолого-педагогической готовности детей с нарушениями слуха к обучению в общеобразовательной школе; разработку системы занятий по развитию психолого-педагогической готовности ребенка с нарушением слуха к обучению в общеобразовательной школе, анализ результатов исследования.

Н.В. Нижегородцева и В.Д. Шадриков придавали большое значение формированию у детей учебно-важных качеств. Ученым на основе многолетнего исследования удалось определить круг индивидуальных качеств дошкольника, наиболее важных для начала школьного обучения. Уровень их развития определяет успешность усвоения знаний на ранних этапах обучения, именно эти качества ребенка следует иметь в виду при формировании и диагностике готовности к школе.

Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков в структуру общей готовности детей к школьному обучению включают физиологическую, социальную (личностную), психологическую готовность.

На этапе констатирующего эксперимента была проведена диагностика физиологической,  социальной (личностной) и психологической готовности ребенка к обучению в школе.

Диагностика каждого параметра школьной готовности включала задания и тесты. Анамнестические данные детей и определение уровня развития мелкой моторики рук определяли физиологическую готовность. Измерение самооценки, диагностика мотивации, диагностика эмоционально-волевой сферы - социальной (личностной).

Психологическая готовности ребенка к обучению в школе – комплексная оценка следующих критериев: индивидуальные особенности принятия задачи, поставленной взрослым, развитие графического навыка, определение способности к обобщениям, развитие зрительного анализа, развитие произвольной регуляции деятельности, уровень речевого развития детей с нарушениями слуха.

В констатирующем эксперименте принимали участие старшие дошкольники с КИ. Все дети перенесли операцию кохлеарной имплантации в раннем возрасте

При исследовании психологической готовности 65% испытуемых испытывали значительные трудности. Близкие результаты получены при исследовании социальной готовности. Выявлено, что при выполнении заданий во всех сериях диагностики низкие результаты отмечались у одного и того же испытуемого.

Недостаточное развитие мелкой моторики рук наблюдается у 50% испытуемых. У 67% детей выявлена заниженная самооценка;  у 83% дошкольников с нарушениями слуха  не сформирована внутренняя позиция школьника; при обследовании уровня развития волевых действий 83% детей показали низкие результаты; у 67% испытуемых графический навык развит очень слабо. При оценке активного словаря многие дошкольники в некоторых вопросах испытали трудности и не ответили на них; близкие результаты получены при  составлении предложений по картинкам.

Таким образом, результаты исследования свидетельствовали о том, что 80% детей с нарушениями слуха имеют низкий уровень готовности к обучению в общеобразовательной школе.

В процессе обучения детей с нарушением слуха, необходимо работать над развитием речи, речевого слуха, формированием знаний о различных явлениях окружающего мира, интеллектуальных умений. Для обеспечения готовности детей с нарушением слуха к обучению в общеобразовательной школе необходимо реализовать всю систему коррекционно-педагогической работы в дошкольном учреждении.

 

Список литературы:
1. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 304 с. — (Коррекционная педагогика)
2. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 256 с.
3. Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие / Д.З. Ахметова, З.Г. Нигматов, Т.А. Челнокова, Г.В. Юсупова и др. – Казань: Изд-во «Познание», 2013 – 255 стр.
4. Федеральный закон Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29.12.2012.