ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(201)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(201)
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. Формирование общеучебных умений и навыков одна из основных задач современного образования. Их развитию способствует исследовательская деятельность.
Ключевые слова: исследование, исследовательская деятельность, умения и навыки, формирование
Перед современным образованием стоит ряд задач связанные с развитием у учащихся умений и навыков в исследовательской деятельности. Требования их развития прописаны в федеральном государственном образовательном стандарте.
Ряд исследователей в области психологии утверждают, что умения и навыки формируются в процессе деятельности человека, а их главный признак, это готовность учащегося совершать действия, приобретаемые на основе усвоения способов учебно-познавательной деятельности [2].
В процессе исследовательской деятельности формируются такие общеучебные умения и навыки как: рефлексивные, поисковые, менеджерские, коммуникативные, презентационные. Данная классификация, которую мы разберем, представлена О. А. Ивашовой [1].
Так рефлексивные умения и навыки подразумевают, что учащийся должен осмыслить задачи, для решения которой недостаточно его личных знаний. Учащийся должен научиться отвечать на вопрос: «чему стоит научиться для решения поставленных задач».
Поисковые умения и навыки подразумевает, что учащийся сам должен выходить за рамки и самостоятельно находить недостающую информацию по теме исследования при помощи библиотеки или интернета, которая не предусмотрена школьной программой. Так же он должен анализировать и сравнивать полученную информацию.
Менеджерские умения и навыки заключаются в том, что в ходе процесса работы, учащийся планирует свою деятельность, распределяет свое время, анализирует ход работы и промежуточный результат.
К коммуникативным умениям и навыкам относится умение вести дискуссию, в ходе которой учащийся отстаивает свою точку зрения, а в ряде случаев он должен уметь находить и компромисс.
Презентационные умения и навыки заключаются в том, что учащийся при помощи ИКТ наглядно демонстрирует результаты своей деятельности, грамотно говорит, уверенно держится во время выступления. Во время выступления, учащийся должен заинтересовать присутствующих своим исследованием.
Из выше перечисленного, можно выделить задачи исследовательской деятельности, а именно: образовательная, развивающая и воспитательная.
Так образовательная задача исследовательской деятельности способствует актуализации и активизации знаний, при изучении определённой темы; систематизация знаний; знакомство с комплексом материалов, выходящими за пределы школьной программы.
Развивающая задача исследовательской деятельности способствует развитию такого умения как размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать выводы; использовать ИКТ; представлять результаты исследования.
Воспитательная задача исследовательского умения способствует созданию такого продукта, который будет интересен и востребован другими.