Статья:

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(201)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Усенко В.А. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 22(201). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/201/114951 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Усенко Виктория Александровна
студент ГБОУ ВО Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь
Морозова Анна Владимировна
научный руководитель,

 

В процессе развития речи учащихся, педагог ставит перед собой четкие цели в вопросе формирования у учащихся определенных речевых характеристик, представляющие собой критерии оценки устных и письменных высказываний учащихся:

1. Усвоение правил литературного языка, которые подчиняются нормам, умение различать литературный и нелитературный языки, а также, литературный язык от просторечия, диалектов, жаргонов.

В процессе данной работы необходимо применять систему учебных воздействий на учащихся, требуется планомерная работа, которая соответственно и определённо дозирует учебный материал, необходимо строгое соблюдение ступеней в процессе формировании речи.

2. Овладение учащимися процессами чтения и письма.

3. Определение минимального уровня сформированности речевых умений учащихся, ниже которого не должен опуститься ни один ученик [1].

Вышеназванные условия должны применяться к речи младших школьников. Характеристику правильно поставленной речи, ребенок может получить лишь при условии соответствия ее всем перечисленным требованиям.

В начальной школе большой ошибкой считается проведение работы только над отдельными сторонами речи, например над орфографической грамотностью, а остальные виды работ переносились бы на старшие классы [2].

Речь является многообразной деятельностью человека, которая применяется для общения, для передачи своих мыслей, своих знаний, намерений, чувств. Речь многогранна и в различных ситуациях мы наблюдаем ее различные формы, например: это артистический монолог , произносимы со сцены и речь оратора, научный труд и выступление перед коллективом, разговор одноклассников или беседа с учителем. Соответственно, и деятельность в области развития речи не может быть однообразной. Педагогу необходимо знать особенности каждого вида речи [3,с.85].

Речь не представляется без общения. Самая распространенная форма общения – диалог. Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. Реплики собеседников оказывают непосредственное влияние одни на другие и взаимозависимы. Одна из характерных черт диалога – наличие вопросительных и восклицательных предложений, междометий, частиц, указывающих на эмоциональность собеседников. Синтаксическая составляющая диалогов, как правило, упрощена.

Монологическая речь, в отличие от диалогической, требует волевого усилия, и зачастую, подразумевает определенную подготовительную работу. Например, рассказ по наблюдениям готовится учащимся в течении нескольких дней. Монологическая речь практически всегда организованна, не возникает стихийно, как диалогическая.

Подготовкой к самостоятельному рассказу являются следующие виды деятельности на уроках русского языка: словарная работа, беседа, чтение, пересказ, и составление предложений.

Младший школьный возраст является периодом, в течение которого происходит интенсивное развитие всех сторон речи, поэтому взаимосвязь разных речевых задач и формирование связности высказываний в этот период имеют ведущую роль. Педагогу также важно сформировать и развить умение связывать предложения разными типами связи и строить высказывания разных типов – описательные и повествовательные.

 

Список литературы:
1. Пленкин H.A. Система работы по развитию связной речи учащихся. - В сб.: Преемственность и перспективность в обучении русскому языку. - М.: Просвещение, 2000, с.102-120.
2. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М.: Просвещение, 2005. - 431 с.
3. Рождественский Н.С. Речевое развитие младших школьников. – М.: Просвещение, 2012, с. 99.