УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(201)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(201)
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В процессе развития речи учащихся, педагог ставит перед собой четкие цели в вопросе формирования у учащихся определенных речевых характеристик, представляющие собой критерии оценки устных и письменных высказываний учащихся:
1. Усвоение правил литературного языка, которые подчиняются нормам, умение различать литературный и нелитературный языки, а также, литературный язык от просторечия, диалектов, жаргонов.
В процессе данной работы необходимо применять систему учебных воздействий на учащихся, требуется планомерная работа, которая соответственно и определённо дозирует учебный материал, необходимо строгое соблюдение ступеней в процессе формировании речи.
2. Овладение учащимися процессами чтения и письма.
3. Определение минимального уровня сформированности речевых умений учащихся, ниже которого не должен опуститься ни один ученик [1].
Вышеназванные условия должны применяться к речи младших школьников. Характеристику правильно поставленной речи, ребенок может получить лишь при условии соответствия ее всем перечисленным требованиям.
В начальной школе большой ошибкой считается проведение работы только над отдельными сторонами речи, например над орфографической грамотностью, а остальные виды работ переносились бы на старшие классы [2].
Речь является многообразной деятельностью человека, которая применяется для общения, для передачи своих мыслей, своих знаний, намерений, чувств. Речь многогранна и в различных ситуациях мы наблюдаем ее различные формы, например: это артистический монолог , произносимы со сцены и речь оратора, научный труд и выступление перед коллективом, разговор одноклассников или беседа с учителем. Соответственно, и деятельность в области развития речи не может быть однообразной. Педагогу необходимо знать особенности каждого вида речи [3,с.85].
Речь не представляется без общения. Самая распространенная форма общения – диалог. Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. Реплики собеседников оказывают непосредственное влияние одни на другие и взаимозависимы. Одна из характерных черт диалога – наличие вопросительных и восклицательных предложений, междометий, частиц, указывающих на эмоциональность собеседников. Синтаксическая составляющая диалогов, как правило, упрощена.
Монологическая речь, в отличие от диалогической, требует волевого усилия, и зачастую, подразумевает определенную подготовительную работу. Например, рассказ по наблюдениям готовится учащимся в течении нескольких дней. Монологическая речь практически всегда организованна, не возникает стихийно, как диалогическая.
Подготовкой к самостоятельному рассказу являются следующие виды деятельности на уроках русского языка: словарная работа, беседа, чтение, пересказ, и составление предложений.
Младший школьный возраст является периодом, в течение которого происходит интенсивное развитие всех сторон речи, поэтому взаимосвязь разных речевых задач и формирование связности высказываний в этот период имеют ведущую роль. Педагогу также важно сформировать и развить умение связывать предложения разными типами связи и строить высказывания разных типов – описательные и повествовательные.