Статья:

ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ И ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСОВЫМИ АКТИВАМИ РФ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(202)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Богомолова Ю.А. ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ И ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСОВЫМИ АКТИВАМИ РФ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 23(202). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/202/115188 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ И ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСОВЫМИ АКТИВАМИ РФ

Богомолова Юлиана Александровна
студент, Южно-Российский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

ASSESSMENT OF THE MANAGEMENT OF PUBLIC DEBT AND STATE FINANCIAL ASSETS OF THE RUSSIAN FEDERATION

 

Juliana Bogomolova

Student, South Russian Institute of Management — branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Russia, Rostov-on-Don

 

Аннотация. В статье рассмотрена сущность государственного долга и государственных финансовых активов, изучены особенности их управления, проанализированы основные показатели управления государственным долгом и государственными финансовыми актива РФ. Целью исследования выступило изучение характеристики управления государственным долгом и государственными финансовыми активами в РФ. Методами, применяемыми в исследовании, выступили анализ статистической информации, а также трудов отечественных и зарубежных ученых. Автором был сделан вывод о достаточности мер со стороны государства для стабилизации финансовой ситуации.

Abstract. The article examines the essence of public debt and public financial assets, examines the features of their management, analyzes the main indicators of public debt management and public financial assets of the Russian Federation. The purpose of the study was to study the characteristics of public debt management and public financial assets in the Russian Federation. The methods used in the study were the analysis of statistical information, as well as the works of domestic and foreign scientists. The author concluded that the measures taken by the state were sufficient to stabilize the financial situation.

 

Ключевые слова: государственный долг, государственные финансовые активы, управление государственным долгом и государственными финансовыми активами.

Keywords: public debt, public financial assets, management of public debt and public financial assets.

 

В 2019 году мир столкнулся с пандемией коронавируса, оказавшей негативное воздействие на экономику. Одним из указанных последствий стало сокращение бюджетных средств, вызванное падением спроса на мировом рынке углеводородов, в связи с чем доходная часть федерального бюджета значительно уменьшилась. Помимо этого, наблюдалось снижение деловой активности предприятий в связи с отсутствием спроса, что также оказало воздействие на поступление ненефтегазовых доходов. Все это свидетельствует о сокращении доходных средств государства.

На сегодняшний день государство уже реализовало ряд мер, направленных на увеличение поступлений в федеральный бюджет: бюджетная часть средств ФНБ была размещена в акции ПАО «Сбербанк», увеличена ставка НДФЛ с 13 до 15 % для лиц, чей доход превышает 5 млн. руб., введены налоговые льготы нефтегазовым предприятиям.

Кроме того, предполагается увеличение ставки платы за пользование природными ресурсами лесов в зависимости от ликвидного запаса древесины на 1 га.

Был отменен ряд неэффективных льгот по налогу на добычу полезных ископаемых, изменены параметры их предоставления нефтегазовому бизнесу.

Планируемые поступления от вышеуказанных мер в 2022 году составят 732,0 млрд. руб., а в 2023- 706,7 млрд. руб. Несмотря на это, на плановый период планируется превышение расходов над доходами.

Анализ федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период позволяет сделать вывод, что в 2022 и 2023 гг. планируется дефицит бюджета суммой 1,25 трлн. руб. и 1,41 трлн. руб. соответственно. Основными источниками покрытия бюджетного дефицита будут государственные заимствования, что приведет к росту государственного долга Российской Федерации.

В 2022 году установлен верхний предел государственного долга в 72,0 млрд. руб., в 2023-73,2 млрд. руб., в 2024 -73,6 млрд. руб.

Анализ состояния государственного долга РФ позволяет сделать вывод, что в период с 2011 года наблюдается рост как внутренних государственных заимствований, так и внешних.

Рост государственного долга вызывает неоднозначность толкования его безопасности для экономической системы. В частности, рост внешнего государственного долга говорит о возросшей зависимости федерального бюджета от международных кредиторов.

Роль государственного долга в обеспечении экономической безопасности страны стала детально изучаться с 2008 года, когда весь мир столкнулся с финансовым кризисом. Такие страны, как Греция, Испания столкнулись с невозможностью рефинансирования государственного долга, что оказало дестабилизирующее воздействие на состояние экономик указанных стран. В связи с чем, были приняты меры по ограничению государственных заимствований. В этих странах были сокращены объемы расходования бюджетных средств и осуществлялся жесткий контроль за долговыми обязанностями, результатом чего стало сдерживание экономического развития.

Любы кризисные явления, происходящие как внутри страны, так и в мировом пространстве вызывают сокращение бюджетных средств, а значит и рост государственного долга.

В рамках государственной программы «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» предполагается, что в 2021-2023 гг. государственный долг не будет превышать порогового значения в 20%, что является самым низким показателем по сравнении с многими экономически развитыми странами.

В указанные годы в общем объеме государственного долга будет преобладать внутренний государственный долг, что, несомненно, является положительной тенденцией. Так, по итогам 2021 года объем государственного долга должен достигнуть 77,8 %, в 2022-79,3 %, в 2023-80,8 %. В результате чего, государственный внутренний долг превысит внешний более чем в 5 раз.

Финансовые активы и обязательства являются составным элементом системы национальных счетов Российской Федерации (СНС). Они характеризуют процессы распределения, перераспределения и использования доходов, отражают изменения конкретных финансовых активов и обязательств различных секторов экономики.

Анализ годового отчета Банка России за 2020 год позволяет сделать следующие выводы:

  • По итогам 2020 года наблюдалась отрицательная динамика экспорта, что коснулось большинства товарных групп. По сравнению с 2019 годом показатель экспорта снизился на 87,6 млрд. долларов США
  • Изменился показатель платежного баланса Российской Федерации. В 2020 году профицит текущего счета был сокращен практически вдвое в связи с сжатием торгового баланса.
  • Положительное сальдо внешней торговли сократилось с 165,3 млрд. руб. до 91,8 млрд. руб.
  • Импорт товаров уменьшился на 5,6 % по сравнению с предыдущим годом и составил о 240,4 млрд долларов США.
  • Экспорт услуг уменьшился на 15,0 млрд долларов США, до 46,9 млрд долларов США
  • Дефицит баланса инвестиционных доходов уменьшился до 33,8 млрд долларов США в 2020 году с 50,0 млрд долларов США в 2019 году.
  • Счет операций с капиталом сведен с дефицитом в сумме 0,5 млрд долларов США (в 2019 году — 0,7 млрд долларов США).
  • Чистое кредитование остального мира сократилось практически вдвое и в 2020 году составило 33,4 млрд. долларов США

Для наглядного представления платежного баланса Российской Федерации обратимся к данным рисунка 1.

 

Рисунок 1. Динамика важнейших компонентов платежного баланса и международных резервов Российской Федерации (млрд долларов США) [3]

 

По итогам 2020 года финансовые активы увеличились на 9,9 млрд. руб., что выступает положительной тенденцией.

Увеличились внешние активы частного сектора. По сравнению с 2019 годом данный показатель возрос на 8,3 млрд. долларов США.

В 2020 году наблюдалось сокращение иностранных активов банков на 4,5 млрд. долларов США.

В целом, объем иностранных активов Российской Федерации по состоянию на 1 января 2021 года составил 1555,1 млрд долларов США, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 2,8 %.

Наблюдалось сокращение прямых инвестиций, в 2020 году данный показатель составил 470,1 млрд. руб., снизившись по сравнению с предыдущим годом на 31,1 млрд. руб.

Подводя итог стоит сделать следующий вывод: по итогам 2020 года в условиях финансового кризиса государство реализовывало необходимые меры для стабилизации финансовой системы, в частности в области финансовых активов, в результате чего, по итогам года наблюдался рост преобладающей их части.

 

Список литературы:
1. Пакова, О.Н., Лыкова Т.К. Государственный кредит и государственный долг России [Текст] / О.Н. Пакова, Т.К. Лыкова // Инновационная наука. 2017. № 1-1. С. 87-88
2. Макейкина, С.М. Управление государственным долгом: существующие проблемы и пути их решения [Текст] / С.М. Макейкина // Вектор экономики. 2017. № 8 (14). С. 17.
3. Официальный сайт Банка России– [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cbr.ru/ ( Дата обращения 15.06.2022)