Статья:

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «N»

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(202)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Гиренко К.В. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «N» // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 23(202). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/202/115513 (дата обращения: 23.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «N»

Гиренко Кристина Вячеславовна
магистрант, Омский государственный университет путей сообщения, РФ, г. Омск
Полтораднева Наталья Леонидовна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Омский государственный университет путей сообщения, РФ, г. Омск

 

Проблема обеспечения экономической безопасности предприятия является актуальной, поскольку организации работают   в условиях   разных   внешних и внутренних рисков, а конкурентная экономическая среда скрывает многочисленные угрозы.

Это обстоятельство требует от субъектов управления организацией построения комплексной системы, направленной на повышение уровня экономической безопасности. Оценка эффективности системы экономической безопасности организации производится по различным индикаторам, позволяющим определить уязвимые в ее деятельности места, выделить основные направления и соответствующие ситуации способы повышения эффективности работы организации.

Таким образом, под экономической безопасностью конкретного предприятия, в данном случае это сфера логистических услуг, получаем, что экономическая безопасность, это также и состояние экономических, юридических, организационных связей, а также определённое состояние различных ресурсов предприятия, как материальных, так и интеллектуальных, при котором обеспечивается гарантия стабильности функционирования всего предприятия, его успех в финансово-экономической сфере, и в целом дальнейшее прогрессивное социальное и научно-техническое развитие.

В последнее время логистика приобретает все более новые и эффективные черты, это связано с тем, что все классические сферы логистики со временем сплетаются воедино, тем самым образуя интегрированную логистику. В свою очередь она объединяет в один единый процесс различные виды деятельности, это и транспортировка, и грузопереработка, и управление запасами, а также и информационный обмен и многое другое.

Одна из главных особенностей логистики состоит в системном рассмотрении совокупности всех этапов процесса производства с точки зрения единой материалопроизводственной цепи, которая называется «логистическая система». Взаимодействие каждого отдельного этапа данной цепи происходит на экономическом, финансовом, техническом и других интеграционных уровнях. Благодаря грамотной организации логистической системы удается сокращать затраты на ресурсы, и минимизировать временные затраты, что в современном мире является важным условием.

Изучив различные публикации по проблеме экономической безопасности организаций сферы автомобильных грузоперевозок, законодательные и нормативные правовые акты  можно выделить наиболее значимые угрозы экономической безопасности таких организаций.

  1. Нарушение сроков доставки грузов. Важнейшим преимуществом автомобильного транспорта выступает скорость доставки груза (по данному показателю автомобильный транспорт уступает только воздушному)
  2. Нарушение сохранности груза при доставке. Известно, что при транспортировке сохранность груза является одним из основных условий. Наибольшую опасность представляют дорожно-транспортные ситуации, из-за которых перевозимый груз может быть потерян или испорчен.
  3. Несоответствие качества и цены транспортной услуги. Российский рынок пресыщен организациями, оказывающими транспортные и логистические услуги. За последние 20 лет число транспортных организаций выросло в 5,4 раза, а объем реализованных транспортных услуг за этот же период увеличился в 43,4 раза. Заметим, что на рост объема реализованных услуг повлияли, в основном, цены на услуги. При этом качество оказываемых услуг остается невысоким.
  4. Недостаточные инвестиции в развитие грузовых автомобильных перевозок. Нехватка инвестиций связана с общей экономической нестабильностью в стране и мире, высокими процентами по долгосрочным кредитам банков, спецификой транспортной отрасли.

В данной статье рассматривается экономическая безопасность логистического предприятия ООО «N».

Общество с ограниченной ответственностью «N» начало свою деятельность в 2004 году в Омске. На тот момент основной деятельностью компании была перевозка небольших партий грузов по Омску и Омской области. Далее с ростом объемов перевозок и прибыли, компания расширила область своей деятельности и стала предлагать услуги по перевозке грузов по России.

У компании нет определенного продукта для перевозки, все заказы разнообразны. В основном упор идет на автомобильные перевозки, компания перевозит и продовольственные товары, скоропортящуюся продукцию, сыпучие, тяжеловесные, опасные и негабаритные грузы.

«N» не имеет собственного транспорта. В их арсенале находится арендованные машины и достаточно обширный список перевозчиков, с которыми компания работает долгое время.

Рассматривая с точки зрения экономической безопасности, так как в собственности у компании нет транспорта, она не имеет проблем и расходов с затратами на покупку страховки, ремонт автомобилей, на содержание транспорта в рабочем состоянии, на хранение этого транспорта. В постоянные расходы компании входит только аренда автомобиля, к которому прилагается водитель. Все обязательства и финансовые расходы берет на себя организация, предоставляющая транспорт.

В ООО «N» небольшой штат сотрудников – двенадцать человек. На рисунке 1 представлена организационная структура компании.

Рисунок 1. Организационная структура транспортной компании ООО «N»

 

Анализ предприятия позволил выделить основные угрозы экономической безопасности ООО «N»

1) рост цен на топливо и количества платных участков автодорог.

Данная угроза имеет отношение к финансовой составляющей экономической безопасности организации. Рост цен на топливо, а также появление новых платных участков автомагистралей может сказаться на тарифах за грузоперевозки. А поскольку низкая цена является одним из основных конкурентных преимуществ ООО «N», повышение цен может негативно отразиться на экономической безопасности организации.

2) Слабая защита информации от несанкционированного доступа.

ООО «N», арендует офисное помещение со всей необходимой оргтехникой и компьютерами. Сотрудники организации для работы используют различные информационные базы, в том числе работают с данными своих клиентов. Оценка информационной составляющей экономической безопасности анализируемой организации показала, что уровень безопасности средний, информация не защищена   от несанкционированного   доступа. В условиях цифровизации экономики и развития информационных технологий недостаточная защита информации может быть инструментом конкурентной борьбы и причиной потери клиентов, а значит негативно отразиться на экономической безопасности организации.

3) Нарушение сроков доставки груза при досрочном расторжении арендодателем договора аренды транспортного средства.

У ООО «N», нет собственных основных средств. Все транспортные средства, а также специализированную технику компания берет в аренду. Срок аренды разный – от 1 года до 2 лет. В случае досрочного расторжения договора аренды по инициативе арендодателя ООО «N», может столкнуться с ситуацией, когда не сможет выполнить свои договорные обязательства по доставке груза. Это не только потеря прибыли, но и потеря репутации.

4) Рост дебиторской задолженности

Средства, зачисленные на счет «N», используются для оплаты транспортных компаний, кроме налогов и других расходов. Транспортная компания не может платить водителю до тех пор, пока не получит деньги от клиентов. Результатом этих продленных сроков являются постоянные отсрочки платежа и испорченные отношения с перевозчиками. «N» постоянно сталкивается с такой проблемой.

5) Возможность совершения ДТП и утраты груза.

Поскольку речь идет о транспортных средствах, используемых при доставке грузов, вероятность совершения ДТП в условиях загруженности дорожной сети весьма велика. При возникновении аварийной ситуации при благоприятном исходе груз не пострадает, но время доставки будет не соблюдено, а значит к компании-перевозчику будут применены штрафы. При неблагоприятном исходе потери компании будут значительными: потеря груза, за который отвечает перевозчик до момента доставки груза получателю, а значит несет материальную ответственность; потеря кадров. Здесь можно вести речь и о финансовой, и о кадровой составляющей экономической безопасности организации.

6) Появление новых усиление позиций действующих конкурентов.

Конкуренция на рынке автоперевозок и грузоперевозок достаточно высокая. Ближайшие конкуренты имеют схожий набор услуг, но проигрывают в цене доставки. Поэтому организациям приходиться постоянно совершенствовать перечень услуг, использовать более изощренные способы привлечения клиентов, рекламу, акции и скидки.

7) Антироссийские экономические санкции.

Эта угроза может отразиться на реальной и потенциальной внешнеэкономической деятельности организации, поскольку существующие и вводимые ограничения сужают географию перевозок и негативно отражаются на финансовой составляющей экономической безопасности. Поскольку целью обеспечения экономической безопасности организации является эффективная защита ее жизненно важных экономических интересов от угроз, то рассматривать экономическую безопасность организации следует как систему. Причем система безопасности должна быть уникальной для каждой организации, самостоятельной, обособленной от других подразделений.

В целях минимизации выявленных угроз и повышения уровня экономической безопасности можно порекомендовать организации:

1) ввести в штат сотрудника, специализирующегося в области мониторинга, оценки и защиты от угроз экономической безопасности;

2) реализовать программы повышения квалификационного уровня сотрудников;

3) ввести в штат организации специалиста в области IT-технологий и кибербезопасности;

4) для повышения финансовой безопасности: сократить стоимость запасов путем реализации ненужных или сверхнормативных запасов; проводить постоянный анализ использования материальных ресурсов; снижать сумму дебиторской задолженности.

 

Список литературы:
1. Аристов А.М., Погодина В.В. Повышение качества услуг как мера формирования экономической безопасности автотранспортного предприятия в кризисной ситуации // Журнал правовых и экономических исследований. 2015. № 1. С. 113–119.
2. Аристов В.М. Методы оценки безопасности цепи поставок организации в условиях неопределенности и риска // Экономический вектор: научный журнал Санкт-Петербургского государственного технологического института (технического университета). 2015. № 4 (03). С. 6–10.
3. Горковенко Е.В., Платонова И.В., Чекудаев К.В. Анализ экономической безопасности Центрально- Черноземного региона // Экономика и предпринимательство. 2017. № 8–3 (85). С. 253–258.
4. Денисова О.К., Кобенко А.С. Показатели оценки уровня экономической безопасности предприятия // Вестник университета Туран. 2018. № 4 (80). С. 186–190.
5. Яркина Н.Н. Вершинина А.Н. Методический подход к диагностике экономической безопасности предприятия // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. 2017. № 1 (10). С. 21–24.