Статья:

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБЫЧАЙ КАК ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕЖИМА АРКТИКИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(202)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Коснырева З.В., Осинцева Е.Н. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБЫЧАЙ КАК ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕЖИМА АРКТИКИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 23(202). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/202/115716 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБЫЧАЙ КАК ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕЖИМА АРКТИКИ

Коснырева Зоя Владимировна
студент, Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, РФ, г. Москва
Осинцева Елизавета Николаевна
студент, Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, РФ, г. Москва
Маркова Наталья Александровна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, РФ, г. Москва

 

Аннотация. В статье рассматривается влияние международно-правовых обычаев на правовой режим Арктики, их значение в формировании этого режима.

 

Ключевые слова: международно-правовые обычаи Арктики, правовой режим.

 

Сегодня Арктика имеет особое место в международных отношениях, поскольку из-за своих географических особенностей она оказалась на пересечении экономических, политических интересов целого ряда влиятельных государств. Арктическая проблематика находится в числе острых и ведущих тем геополитической повестки, так как на Северный Ледовитый океан, являющийся основой полярного региона, оказывают и имеют существенные интересы прибрежные государства – Россия, Канада, Дания, Норвегия и США.

Одним из острых вопросов всегда было деление арктических территорий между государствами. В основу которых как раз легли международно-правовые обычаи. Так, например, изначально права России на северные земли и прилегающие к ним моря были закреплены указами 1616-1620 гг., русско-шведскими договорами 1806, 1826 гг. и русско-американской конвенцией 1824 г. В данных документах были сформированы международные обычаи, которые в последующем легли в основу правового режима Северного Ледовитого океана, а также в Концепцию секторального деления Арктики. Концепцией предусматривалось, что «неотъемлемой частью территории государства, побережье которого выходит к Северному Ледовитому океану, являются земли, в том числе острова, к северу от материкового побережья такого государства в пределах сектора, образованного данным побережьем и меридианами, сходящимися в точке Северного географического полюса и проходящими через западную и восточную оконечности такого побережья» [2].

В результате подобного деления в последние десятилетия одной из основных проблем был вопрос определения международно-правового статуса арктического континентального шельфа. Поскольку отсутствует общепризнанный международный режим, регулирование происходит нормами общего международного права и национальным законодательством арктических государств, то многие страны требовали пересмотра сложившихся норм. В последующем, вступившая в силу в 1994 году Конвенция ООН по морскому праву положила конец системе секторального деления, принуждая страны, которые имеют выход к Северному Ледовитому океану искать новые и актуальные доводы для закрепления за собой арктических пространств. Несмотря на Конвенцию, регулирующими правовой режим Арктики так и остались международные договоры и международно-правовые обычные нормы.

Международно-правовые обычаи, применяемые в Арктике, сложились в следствие многолетней правоприменительной практике в первую очередь самих арктических государств, а также получившие признании других стран. Международные обычаи, как и международные договоры должны исполняться разумно и добросовестно, учитывая права участников конкретных правоотношений. Выраженное или молчаливое согласие с обычаями сделали их частью современного международного права. Что подтверждало, что только пять прибрежных государств в силу международно-правовых обычаев вправе осуществлять суверенитет над внутренними морскими водами, территориальным морем, их дном и недрами, а также специальные права в своих «полярных владениях» [3]. В настоящее время правовой режим Арктики нашел отражение в юридической науке, путем формирования такого института международного права как «арктическое право».

Международные обычаи присутствуют и в правовых актах, заключаемых сегодня: арктические договоренности, универсальные международные договоры, которые позволяют на современном этапе рассматривать многие нормы как часть правового режима Арктики.

Однако, с развитием глобализации структура правового режима Арктики, помимо обычаев и региональных норм, стала определятся также универсальными международно-правовыми нормами, как было указано ранее. И в такой неоднородности могли проявится противоречия во взглядах на рассматриваемый регион. Но, поскольку сегодня многие не граничащие государства нацелены на проникновение в Арктику, значимость универсальных правовых норм можно считать преувеличенными в правовом статусе Арктики. В этой связи сегодня является востребованной «общенаправляющая роль международного обычного права, которое отражает в себе основные принципы международного права; концентрированно выражает некие императивы поведения: справедливость; добросовестность; недопустимость злоупотребления посредством формального исполнения договорной нормы (sumum jus sumum injuria); уважение к принятым обязательствам erga omnes, к тем, которые отражают взаиморазделяемые, наиболее общие представления сообщества государств о должном миропорядке» [3].

Арктика имеет большую значимость в международных отношениях. Данный регион важен как для экономики многих государств, так и для экологии планеты в целом. Для решения многих международных споров касательно Арктики арктическим государствам и международному сообществу необходимо прийти в единому понимаю ее правового положения. С одной стороны, Россия и Канада пытаются отстаивать свои границы ссылаясь на существующие международные обычаи, тогда как это уже не находит подтверждения в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, пусть и применение обычая не исключено. Представляется довольно очевидным, что пересмотр выработанного и сложившегося международно-правового режима Арктики, а в первую очередь правовых обычаев, будет неудобен арктическим государствам.   

Тем не менее правовой режим Арктики всё еще находится в процессе формирования, а тема арктического сотрудничества расширяется и распространяется в новые области науки, экономии, общественной и политической жизни.

 

Список литературы:
1. Вылегжанин А.Н. Правовое положение Арктического региона в документах/ вводная статья к тому 3. Применимые правовые источники // Арктический регион: проблемы международного сотрудничества. Хрестоматия в 3 томах. М., 2013 г.
2. Лазарев М. И. «Современное международное морское право. Режим вод и дна Мирового океана». М., 1974. 
3. Жудро И.С. Рольмеждународных обычаев в управлении Арктикой // Право и управление. XXI век. № 1. 2015. 
4. Жудро И.С. Значение международных обычаев в формировании правового режима Арктики // Вестник Московского университета МВД Росси. №2. 2015. 
5. Аниканова Е.С. Подходы к определению международно-правового статуса Арктики // Актуальные проблемы международных отношений международного права. 2020. С. 92-96.