Статья:

ПРИМЕРЫ ЭКОНОМИЧЕСКИ ЭФФЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЗДАНИЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(204)

Рубрика: Искусствоведение

Выходные данные
Симакова А.А. ПРИМЕРЫ ЭКОНОМИЧЕСКИ ЭФФЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЗДАНИЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 25(204). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/204/116204 (дата обращения: 09.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРИМЕРЫ ЭКОНОМИЧЕСКИ ЭФФЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЗДАНИЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Симакова Анна Александровна
студент ФГБОУ ВО Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, РФ, г. Чебоксары
Гоник Екатерина Григорьевна
научный руководитель, старший преподаватель кафедры строительный конструкций, ФГБОУ ВО Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, РФ, г. Чебоксары
Иванов Михаил Юрьевич
научный руководитель, консультант, преподаватель кафедры строительных конструкций, ФГБОУ ВО Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, РФ, г. Чебоксары

 

Демографический прирост населения, произошедший в ходе развития государственной программы поддержки семьи, стал одним из факторов нехватки мест в детских садах. В связи со сложившейся социально-культурной ситуацией, появилась острая необходимость строительства объектов в сфере образования.

Детский сад должен находиться в жилом массиве, что влияет на внешний облик дошкольного образовательного учреждения - он должен отразить функциональное назначение, вписываясь при этом в существующую застройку района. В процессе проектирования необходимо минимизировать затраты на строительство, так как основная часть образовательных учреждений-здания, строительство которых финансируется из бюджетных средств. В такой ситуации проектировщики встречаются с целым рядом проблем, в которых при минимальных затратах в короткие сроки, установленные техническим заданием, зачастую невозможно запроектировать нетиповое здание, уникальное с точки зрения архитектурных и конструктивных решений. В такой ситуации рационально прибегнуть к применению простых конструктивных решений, уже апробированных в существующих проектах, создавая уникальное архитектурное решение путем применения простых экономичных приемов таких, как окраска с созданием динамичной композиции, стилизация облика внешнего и внутреннего путем мимикрии под объект ассоциации с идеей задния.

Самым ярким примером нетипового современного детского сада является Детский сад "Замок детства" с собственной обсерваторией, расположенный в поселке Сoвхоза им. Лeнина. Этот гигантский шестиэтажный средневековый замок, окрашенный в оранжевые, зеленые и розовые тона, кажется одним из самых волшебных парков развлечений Москвы. Детский сад был построен в феврале 2013 года Павлом Грудининым по образцу знаменитого немецкого замка Нойшванштайн.

 

  

Рисунок 1. Детский сад "Замок детства" в поселке Сoвхоза им. Лeнина

 

В мире практика строительства уникальных детских садов имеет массовый характер. Рассматривая наиболее экономически эффективные нельзя не отметить детский сад «Калейдоскоп» в г.Тяньшуй, Китай. У этого детского сада несколько интересных особенностей. Первая заключается в использовании десяти различных цветов в качестве основного элемента дизайна в более, чем четырехстах цветных стеклах. В дневное время солнечный свет проникает в классы через цветные стекла, образуя разноцветные огни и игру теней, пробуждающие детское воображение и творческие способности. Вторая особенность заключается в том, что все проемы в детском саду арочные. Пещероподобная форма традиционных местных жилищ вдохновила архитекторов на идею создания арок. Авторы придумали арочные окна разных размеров и расположили их в хаотичном порядке, сделав здание похожим на праздничный торт. Третья особенность - это многофункциональный атриум, окруженный классными комнатами и оснащенный системой подогрева полов и кондиционирования воздуха. Это пространство может функционировать для различных видов деятельности в разное время года. Таким образом, реализованная в китайском детском саду идея замка, является достаточно экономичной благодаря применению обилия светопрозрачных конструкций и использованию элементов арок в дизайне фасадов и интерьеров.

 

  

Рисунок 2. Детский сад «Калейдоскоп» г. Тяньшуй, Китай

 

Данные приемы были апробированы при выполнении выпускной квалификационный работы Симаковой анны Александровны, выпускницы 5 курса ФГБОУ ВО «ЧГУ им. И.Н.Ульянова» по специальности 08.03.01 «Строительство». Объект представляет собой двухэтажное здание простой конфигурации, несущий остов-железобетонные трехслойные стеновые панели однорядной резки и перекрытие из железобетонных многопустотных плит, проектируемое в городе Чебоксары-столице Чувашской Республики. В проекте разработано оптимальное объемно-планировочное решение, предусмотрено функциональное зонирование и возможность трансформации помещений, позволяющее рационально использовать все площади детского сада. В проекте удачно реализована идея создания простого в конструктивном решении здания, отличающегося архитектурной выразительностью, имея при этом высокую экономическую эффективность. 

Архитектурное решение фасада основано на применении простейших геометрических фигур его элементов: оконные и дверные проемы, элементы декора (светопрозрачные конструкции, объемные элементы). Одним из главных акцентов фасада здания является зубчатый парапет, стилизованный под средневековый замок. Помимо зубчатого парапета визуальные ассоциации к данной идее созданы с помощью устройства конусовидной крыши над выходами на крышу, а также с помощью изображения на главных фасадах рустов. Обилие светопрозрачных конструкций, объемные элементы декора, яркая цветовая гамма, которая подчеркивает функциональное назначение проектируемого объекта, придает зданию яркую архитектурную  индивидуальность. Законченный вид зданию придают флагштоки, расположенные над выступающими частями детского сада. Проектируемый детский сад удачно вписывается в имеющуюся панораму застройки г.Чебокары. В проекте применены современные конструкционные и отделочные материалы.

 

Рисунок 3. Фасады двухэтажного дошкольного образовательного учреждения с дневным пребыванием детей на 240 мест с бассейном, проектируемое в выпускной квалификационной работе Симаковой А.А.

 

Уникальность проекту придает пространство рекреации-зимний сад, над которым расположено 8 зенитных фонарей, что приближает воспитанников сада к природе.  Был выполнен расчет пространственной модели здания в программном комплексе MicroFe2012, в котором рассчитана нетиповая плита покрытия размерами 6,4х12,8м с отверстиями под фонари.

Для оценки экономической эффективности строительства здания, рассмотренного в выпускной квалификационной работе, целесообразно провести анализ сметной стоимости строительства, сравнив его со схожим объектом, выполненными в той же конструктивной схеме. Таковым является например Дошкольное образовательное учреждение на 240 мест в с.Аликово Аликовского района Чувашской Республики, проектируемое ООО «Архитектурное бюро «ГрафиТ». Конструктивное решение здания - с поперечными и продольными несущими стенами, облицовано лицевым кирпичом Кетра. Здание имеет строгий вид, архитектурная выразительность решена путем создания узоров кладки лицевым кирпичом теплых жизнеутверждающих оттенков.

 

Рисунок 4. Дошкольное образовательное учреждение на 240 мест в с.Аликово Аликовского района Чувашской Республики, проектируемое ООО «Архитектурное бюро «ГрафиТ»

 

Анализируя сметную стоимость данных объектов, можно сказать следующее. Проектируемое в выпускной квалификационной работе дошкольное образовательное учреждение в панельном исполнении имеет сметную стоимость 1м2 равную 45,30 тыс.руб, что на 20% ниже сметной стоимости схожего объекта в кирпичном исполнении. На основании анализа сметной стоимости строительства можно сделать вывод о том, что простые средства архитектурной выразительности при достаточной проработке концепции объекта, могут быть не только визуально оправданными, но и экономически эффективными.

 

Список литературы:
1. А.А. Кузнецова «Современные архитектурно-планировочные способы моделирования зданий дошкольных учреждений» https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-arhitekturno-planirovochnye-sposoby-modelirovaniya-zdaniy-doshkolnyh-organizatsiy/viewer 
2. С.Д. Носов, Ю.А. Бахарева «Архитектура детских дошкольных учреждений в европейских странах» https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46341021 
3. ООО «Архитектурное бюро «ГрафиТ» официальная старница компании — Режим доступа: https://vk.com/abgrafit