ПОСЛЕДСТВИЯ ТОКСИЧНОГО ОТНОШЕНИЯ В ДЕТСТВЕ НА ВЗРОСЛУЮ ЖИЗНЬ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(204)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(204)
ПОСЛЕДСТВИЯ ТОКСИЧНОГО ОТНОШЕНИЯ В ДЕТСТВЕ НА ВЗРОСЛУЮ ЖИЗНЬ
CONSEQUENCES OF A TOXIC ATTITUDE IN CHILDHOOD ON ADULT LIFE
Irina Bagdone
First-year student of social pedagogy and psychology at the educational institution “Vitebsk State University named after P.M. Masherov”, Belarus, Vitebsk
Natalya Kukhtova
Scientific director, Associate Professor of the Department of Psychology, Candidate of Psychological Sciences “Vitebsk State University named after P.M. Masherov”, Belarus, Vitebsk
Аннотация. В статье обсуждаются последствия токсичных семейных отношений. Влияние токсичных родителей на психику ребенка и последствия таких отношений на взрослую, самостоятельную жизнь. Деформация детской психики и уверенности в себе. Разрушение “Я - концепции”. Ребенок под влиянием токсичных родителей, прибегает ко лжи и агрессии. Самоутверждается за счет других, более слабых детей. Дети не рождаются токсичными.
Abstract. The article discusses the consequences of toxic family relationships. The influence of toxic parents on the child's psyche and the consequences of such relationships on adult, independent life. Deformation of the child's psyche and self-confidence. Destruction of the "I - concept". A child under the influence of toxic parents resorts to lies and aggression. It asserts itself at the expense of other, weaker children. Babies are not born toxic.
Ключевые слова: Токсичные отношения, привязанность, взаимосвязь родителей и детей, влияние родителей на психику ребенка, психологическое насилие, обесценивание, подавление эмоций.
Keywords: Toxic relationships, attachment, the relationship of parents and children, the influence of parents on the psyche of the child, psychological abuse, depreciation, suppression of emotions.
Актуальность. Изучения проблемы психологического насилия в семье определяется, прежде всего, тем обстоятельством, что, согласно современным научным представлениям о природе насилия, оно составляет универсальный жизненный контекст процессов обучения и воспитания: все дети в той или иной степени подвергаются психологическому насилию, унижению и подавлению эмоций.
«Научный центр психического здоровья», Москва, Россия – исследовали нарушения психического здоровья в первые годы жизни ребенка, когда родители не уделяли нужного внимания своим детям или игнорировали их потребности. В случае подавления детских эмоций и игнорирования потребностей, разрушительные черты проявляются и накапливаются [1].
В эмпирических исследованиях хода развития детей первых лет жизни было показано, что в число базовых, биологически обусловленных потребностей ребенка входит необходимость установления особой, устойчивой связи с ухаживающим взрослым, которая получила название привязанности. Эволюционный смысл этого феномена заключается в обеспечении условий для выживания и комфорта младенца через приобретение и поддержание прочной связи с взрослым, выступающим в качестве «фигуры привязанности».
Стало известным, что проблемы во взрослой жизни берут свое начало еще в детстве. Дети могут стать токсичными от своих токсичных родителей. Эгоистичные родители не считают, что к ребенку можно и нужно относиться с уважением, они не идут на компромиссы, не берут ответственность за свое поведение, прибегают к шантажу, критике, скандалам и насилию (вербальному или физическому). Взаимодействуя с ребенком, токсичный родитель незаметно и постепенно, разрушает и деформирует его психику.
Связь родителей и ребенка – это самое главное, что формирует психику и отношение ребенка к миру, к людям, прививает ценности и убеждения. Психика ребенка настроена на значимого взрослого и получает все приходящее без фильтрации.
Взрослый человек всегда, пусть и не без определенных потерь, но может разорвать токсичные отношения, устоять в споре и критике с начальником, проигнорировать недовольного прохожего, а ребенок – нет. Он не может развестись с родителем или уволиться с должности ребенка.
Таким образом, гнев и унижение значимого взрослого – это угроза жизни и самый страшный кошмар. Ребенок в такой ситуации боится быть собой, чтобы не ошибиться и вдруг не понравиться своему родителю, он начинает прибегать к различным выходкам и лжи. Отчасти поэтому токсичное поведение родителя не просто деформирует психику, но патологически формирует Я-структуру ребенка, его мотивацию на успех и развитие.
По мнению Г.С. Абрамовой, истоки мотивации лежат в Я-концепции ребенка, в тех ее проявлениях, которые связаны с переживанием динамичности своего “Я”. Смелость ребенка, отсутствие страха пред ошибкой, восприятие других людей. Если какие-то причины блокируют это проявление, то возникают страх, неуверенность в себе и своей ценности [1].
Я-концепция – совокупность представлений человека о самом себе, о том, какими качествами и характеристиками он обладает. Она возникает постепенно, в процессе социального взаимодействия и самопознания, сплавляется из множества частных образов своего Я и дает человеку ощущение самотождественности и идентичности. Первоначально Я-концепция во многом зависит от внешних воздействий, но сформировавшись, начинает выполнять самостоятельную роль - самого себя, свой опыт и весь окружающий мир человек воспринимает, находясь под ее влиянием.
Таким образом, Я-концепция действует как внутренний фильтр ребенка, проходя через который весь жизненный опыт повзрослевшего человека осмысливается и получает значение [2].
Ребенок по возможности пытается приспособиться к отравляющему влиянию взрослого, ведь это вопрос выживания. Какую именно стратегию адаптации выберет психика детей – во многом зависит от личностных особенностей и генетики. Это может быть агрессия, замыкание в себе или вспышки гиперактивности, драки с братьями и сестрами или незаметное самобичевание [3].
Проблематика психологии насилия представляет собой обширную область, наиболее интенсивно разрабатывающуюся в мировой психологии последнюю четверть века (Д. Левинсон, Дж. Кобрин, Д. Финкелхор, Д. Иваниек, К. Брон, Р. Лэнг, Э. Миллер, и др.), например физические наказания дома — фактор риска развития антисоциального поведения взрослеющего ребенка в дальнейшем. Жестокие телесные наказания увеличивают риск появления у ребенка психических расстройств.
Стало известным, что молодые люди, которые в детстве подвергались телесным наказаниям, чаще проявляют физическое, эмоциональное и сексуальное насилие по отношению к своим девушкам.
Токсичное отношение матери к ребенку встречается в случае ее собственных неудач, например, не достигла карьерного успеха или пережила несчастную любовь, и неосознанно вымещает все негативные эмоции на ребенка, может подсознательно или сознательно обвинять его в своей несложившейся жизни. В некоторых случаях ситуация усугубляется тем, что родители продолжают активно участвовать и в жизни своего повзрослевшего ребенка, нарушая при этом всякие границы и создавая еще больше сложностей [4].
«Афиша Daily» проводили теоретическое исследование с людьми, которые до сих пор таят обиду на своих родителей. Они рассматривали, как травмы прошлого влияют на взрослую жизнь человека [5].
Были случаи, когда мать видела в своей дочери не своего ребенка, а скорее конкурентку, и проявляла вместо любви и заботы ревность и даже женскую зависть. В таком случае в ход применялась постоянная критика внешности или поведения дочери, колкие замечания и унижения в ее адрес – таким образом мать пыталась возвысить себя. Обесценивала и игнорировала эмоции, переживания и желания дочери [6].
А. Голзицкая, cемейный психолог исследовала взаимоотношения отцов и сыновей. Когда в случае своей неуспешности в работе и отсутствии отцовского авторитета дома, папы по-разному проявляли свои комплексы и недостатки на сыновей. В отсутствии опыта в воспитании и обращении с ребенком, часто очень рано, принимали сына за взрослого, требуя от него больших достижений, навязывая силовую борьбу в виде физических упражнений, не соотнося свою силу и рост с детским. Унижая ребенка за его слабость.
Такое отношение вызывает неуверенность мальчика, будущего мужчины в себе, озлобленность, униженность в глазах матери, и иногда упрямство доказать отцу свою силу приводит к психологической травме, с которой всю жизнь ему приходится бороться. Не принимая себя таким, какой есть, не прислушиваясь к своему внутреннему “Я”, своим реальным желаниям и чувствам. А главное – страх, внушенный отцом, что он слабый не дает ему решительности на многие мужские поступки в будущем [5].
Часто такое поведение формирует множество проблем у ребенка, в частности, неспособность самостоятельно делать выбор и принимать решения.
Проявление детской токсичности и лжи:
- Ребенок учится не тому, что ему говорят, а тому, что он видит, и родители – это основа его формирования и восприятия всего происходящего.
- Многие дети начинают лгать, копируя поведение взрослого, и делают это с целью защитить себя.
- Ребенку порой очень не хватает внимания и уважения к себе от родителей, взрослых. Тоска по этим чувствам вызывает сильную агрессию, которая какое-то время подавляется.
- Ребенок не может выплеснуть агрессию на родителей, он ищет себе подходящую мишень.
Стало выявлено, что дети без внутреннего ощущения собственного достоинства, адекватной самоценности, самоутверждаются за счет других более слабых по духу людей, доказывая свое превосходство.
В книге о “Токсичных родителях”, Сьюзен Форвард пишет о том, что любовь к своему ребенку не должна базироваться на условностях. Своего ребенка нужно принимать и любить вне зависимости от его успехов и достижений. У токсичных родителей все наоборот: их любовь проявляется только тогда, когда все хорошо, ребенок успешен, хорошо себя ведет и его действия соответствуют ожиданиям родителей [4].
Таким образом, исследования показали, что настоящая причина комплексов, неуверенности в себе, проблем в отношениях, кроется в детстве, когда ребенок сталкивался с тем, что любви и внимания родителей ему приходилось добиваться.