Статья:

СРЕДСТВА ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ НА НАРУШЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПРАВ ГРАЖДАН

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №27(206)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Болотова К.В. СРЕДСТВА ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ НА НАРУШЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПРАВ ГРАЖДАН // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 27(206). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/206/116733 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СРЕДСТВА ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ НА НАРУШЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПРАВ ГРАЖДАН

Болотова Кристина Виталиевна
магистрант, Университет прокуратуры Российской Федерации, РФ, г. Москва

 

Аннотация. В статье анализируются отдельные вопросы прокурорского надзора в сфере защиты трудовых прав граждан, а также средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения трудовых прав граждан.

 

Ключевые слова: трудовое право, прокурор, прокурорский надзор, работник, защита прав, средства прокурорского реагирования.

 

В современной ситуации мирового макроэкономического кризиса, вызванного промышленным и транспортным локдауном в связи с пандемией коронавируса, усилившихся западных антироссийских санкций и оттока иностранного капитала из Российской Федерации происходит естественное сужение как рынка, в том числе, и рынка труда, так и материальных возможностей государства оказывать всю необходимую помощь социально незащищенным слоям населения. Реальные доходы людей при этом падают и особую значимость приобретает защита именно социально-значимых прав, к которым относятся, в первую очередь, трудовые права.

Трудовые права граждан, в некотором роде, производны от прав человека, поскольку именно путем их реализации обеспечиваются такие фундаментальные изначальные права, как, например, право на жизнь.  Эти права являются обобщающей правовой характеристикой возможностей граждан по осуществлению трудовой деятельности в целях материального обеспечения домохозяйств.

Вместе с тем, указанные права на практике продолжают систематически и массово нарушаться. Снижение в 2021 году выявленных прокурорами нарушений законов в сфере труда (по некоторым позициям, например, в сфере оплаты труда, на 19,6%) не должно «успокаивать», оно является временным и связано, скорее всего, с тем обстоятельством, что в 2020 году в связи с карантином и частичным локдауном вследствие пандемии коронавируса значительная часть предприятий и производств временно приостанавливала свою деятельность, а макроэкономическая экономическая произошла уже в 2021 году и предприятия (учреждения, организации) смогли обеспечить, в том числе, и в связи с активными действиями прокуроров, своевременную оплату труда своих работников.

В любом случае, в абсолютных цифрах эти показатели остаются значительными. Так, в сфере оплаты труда в 2021 году выявлено 248805 нарушений законности, тогда как в предыдущие пандемии периоды, например, в 2019 году прокурорами выявлено 519 тысяч нарушений прав граждан на вознаграждение за труд, при этом мерами реагирования погашена задолженность по оплате труда на сумму более 26 миллиардов рублей, а органами Следственного комитета возбуждено свыше 2,4 тысячи уголовных дел о невыплате заработной платы. По результатам проверок  в области охраны труда защищены права 41 тыс. 366 человек, 15 тыс. лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, предостережены 555 должностных лиц, к административной ответственности привлечены 14,2 тыс. граждан, причем в суды направлено свыше 5,4 тыс. исков на сумму около 5 млн.руб.,  возбуждено 80 уголовных дел по информации прокурора [1].

Способствовать построению эффективной защиты трудовых прав работников должен и прокурорский надзор. В современных условиях макроэкономической стагнации жизненно важно, чтобы прокуроры предприняли необходимые действия, направленные на предупреждение и устранение нарушений трудовых прав граждан.

Выполняя надзорные функции, в том числе в сфере соблюдения трудового законодательства, органы прокуратуры выявляют значительное количество нарушений и принимают существенные и комплексные меры, направленные на восстановление нарушенных трудовых прав граждан и привлечение виновных лиц к установленной законом ответственности.

Одним из основных средств прокурорского реагирования на нарушения трудового законодательства является принесение протеста на противоречащий закону правовой акт, затрагивающий трудовые права граждан. Порядок и условия принесения протеста регламентированы в ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре) [2]. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании.

Самым распространенным средством прокурорского реагирования на нарушения трудового законодательства можно считать внесение представления об устранении нарушений закона. Оно направлено на устранение причин и условий, которые породили выявленные нарушения закона. Представление может вноситься как по результатам проверок, так и по обращениям граждан о нарушении законодательства в указанной сфере.

Представление подлежит безотлагательному рассмотрению, вносится в орган или должностному лицу, которые уполномочены устранить нарушения. Эффективность данной формы реагирования увеличивается, если руководитель доводит данный акт прокурорского реагирования до трудового коллектива, обсуждает нарушения законодательства на общем собрании работников. Работодатель обязан в течение месяца сообщить прокурору о выполнении конкретных мер по устранению допущенных нарушений законодательства, их причин и условий.

При принесении протеста и внесении представления в связи с выявленными нарушениями трудового законодательства недостаточно получить сообщение о том, что протест и представление рассмотрены и удовлетворены. Необходимо убедиться в том, что нарушения закона действительно устранены (равно как и обстоятельства, способствовавшие им), а виновные лица привлечены к ответственности. С этой целью прокурор должен потребовать, чтобы ему были высланы копии приказов или иных актов, изданных в связи с рассмотрением протеста или представления [3].

Статьей 25.1 Закона о прокуратуре, в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, прокурору предоставлено полномочие объявить предостережение о недопустимости нарушения закона. Цель объявления предостережения заключается в разъяснении действующего трудового законодательства и ответственности за нарушение данных норм.

Прокурор, исходя из характера нарушения должностным лицом, вправе выносить постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, данное полномочие предусмотрено ст. 22 и 25 Закона о прокуратуре. Вынесение мотивированного постановления является эффективным средством при осуществлении прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства в отношении правонарушителя. Вынесение постановления о возбуждении административного производства в отношении руководителей предприятий, в том числе по ч. 6                                         ст. 5.27 КоАП РФ [4], способствует устранению невыплат заработной платы работникам.

Также, в надзорной практике прокуроров встречаются случаи, когда работодатели, например, не выплачивают заработную плату из корыстной или иной личной заинтересованности, что служит основанием для возбуждения уголовного дела по ст. 145.1 УК РФ [5]. В соответствии с ч. 2 ст. 37 УПК РФ [6] прокурор уполномочен выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.

Кроме закрепленных законодательно, средств прокурорского реагирования при выявлении нарушений трудового законодательства, которые рассмотрены ранее, ряд ученых настаивают на необходимости введения дополнительной меры реагирования – предписания, которое подлежало бы незамедлительному исполнению, а в случае несогласия соответствующего органа либо должностного лица, обращаться в суд следовало бы не прокурору, а этому органу или должностному лицу [7]. Данное предложение не лишено целесообразности, поскольку подобная мера реагирования могла бы позволить прокурорам более оперативно реагировать на обнаруженные нарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ [8], прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Однако указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов.

Таким образом, эффективное осуществление прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства достигается путем применения в совокупности правовых средств прокурорского надзора - и восстановление права (иск), и выявление и привлечение к ответственности (постановление о привлечении к административной ответственности), устранение нарушения, причин и условий (представление, протест, предостережение). По результатам проведенной прокурорской проверки, в зависимости от степени социальной опасности и характера выявленных нарушений, руководствуясь основными положениями законодательства в данной сфере, прокурор применяет определенные меры реагирования на выявленные нарушения.

 

Список литературы:
1. Электронный источник: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics/office/result?item=71671102
2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 11.06.2022) «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. № 229. 25.11.1995.
3. Сабельфельд Т.Ю. Прокурорский надзор за исполнением трудового законодательства в Российской Федерации монография. Новосибирск., 2014. С. 134.
4. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // Российская газета. № 256. 31.12.2001.
5. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // Собрание законодательства РФ, № 25,.17.06.1996, Ст. 2954.
6. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // Собрание законодательства РФ, № 52, 24.12.2001, Ст. 4921.
7. Игонина Н.А., Бессарабов В.Г., Викторов И.С., Буренина О.В. К вопросу о критериях и показателях эффективности прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 8. С. 47 - 53.
8. «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // Собрание законодательства РФ, № 46, 18.11.2002, Ст. 4532.