Статья:

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №28(207)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Вострикова В.А. РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 28(207). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/207/116912 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ

Вострикова Варвара Александровна
студент, Куйбышевский филиал ФГБОУ ВО Новосибирский государственный педагогический университет, РФ, г. Куйбышев
Александрова Зоя Алексеевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры математики, информатики и методики преподавания, Куйбышевский филиал ФГБОУ ВО Новосибирский государственный педагогический университет, РФ, г. Куйбышев

 

Функциональная математическая грамотность в международном исследовании PISA означает способность мыслить математически, то есть формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в различных практических контекстах. Связь между реальным миром и математическим и есть математическая грамотность. Обучающиеся, видя задание, ищут проблему в контексте, то есть в какой-либо ситуации. Затем пытаются с помощью математического языка переформулировать эту проблему в математическую и, применяя уже приобретенные ранее на уроках математики знания и умения, получают определённые математические результаты, интерпретируя которые в контексте, оценивают исходную проблему ситуации.

Повышению эффективности обучения математике результативно способствует использование на уроках ситуаций, воссоздающих приближенные к конкретным жизненным ситуациям условия, что достигается применением на уроках математики ситуационных задач. Задачи данного типа позволяют достичь предметных результатов и содействуют формированию личностных и метапредметных, то есть универсальных учебных действий.

В ходе решения ситуационных задач формируются универсальные способы работы с информацией: анализ и синтез, сравнение, комбинирование, перестановка, составление, узнавание, варианты по аналогии, обобщение, классификация, выбор, преобразование, структурирование, унификация, построение.

Существует несколько подходов к проектированию учебных ситуационных задач, которые подробно описаны О.В. Акуловой, С. А. Писаревой, Е. В. Пискуновой [1].

Первый подход наиболее простой: он заключается в построении задач, отталкивающихся от соответствующих вопросов учебника.

Второй подход сложнее. Он базируется на обозначенных в научных исследованиях типах практико-ориентированных задач, которые необходимо научиться решать любому обучающемуся.

Третий подход основан на проблемных ситуациях, связанных с реальной действительностью, познавательная основа решения этих проблемных ситуаций закладывается в соответствующих учебных дисциплинах.

Четвертый подход продиктован надобностью отработки предметных знаний и умений на значимом для обучающегося, а не на абстрактном материале.

Как утверждают О.В. Акулова, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова [1] для решения ситуационной задачи требуются конкретные знания по ряду учебных предметов, при этом задачи данного типа имеют ярко выраженный практико-ориентированный характер – в этом их главная особенность. Помимо этого, ситуационные задачи имеют красивое название, а не привычный обучающимся номер и проблемный вопрос, способный мотивировать обучающегося на поиск решения.

Структура, модель ситуационной задачи выглядит так:

  1. Название в виде не общепринятой нумерации, а в виде привлекающего внимания и отображающего смысл наименования.
  2. Условие задачи предваряет проблемный вопрос. Замечание или суждение, напрямую связанные с личностью обучающегося.
  3. Представленный в разнообразных формах набор текстов, который предназначен для ответа на личностно-значимый вопрос (фрагменты из газет, энциклопедий, журналов и других источников; графики, статистические данные, таблицы).
  4. За набором текстов идут шесть заданий по работе с ними: ознакомление, понимание, оценка, применение, анализ, синтез ­­– систематизация и классификация, то есть таксономия полного усвоения знаний по Б. Блуму [2]. Последовательное выполнение шести заданий подводят обучающегося к ответу на проблемный личностно-значимый вопрос, сформулированный в самом начале задачи.
  5. Таксономия – это структурированная система из шести последовательных целей, которые педагог должен реализовать, для того чтобы достичь полного усвоения знаний обучающимся.

6. Конечный, суммарный ответ на проблемный личностно-значимый вопрос ситуационной задачи. Этот ответ зачастую подразумевает «выход» обучающегося за границы учебного процесса в сферу социального опыта. Так происходит, когда ученикам предлагается разработать проект, который включает их в активную деятельность.

Все вышеперечисленные признаки позволяют сделать вывод, что ситуационные задачи – методический ресурс развития мотивации обучающихся к познавательной деятельности, практико-ориентированному обучению в соответствии с требованиями ФГОС.

Ситуационная задача – методический ресурс, позволяющий осуществлять практико-ориентированное обучение в соответствии с требованиями ФГОС.

Составим ситуационную задачу к уроку по теме «Проценты», разработанную с использованием конструктора Л. С. Илюшина [3].

Таблица.

Иммунитет для всей семьи

Название задачи

Иммунитет для всей семьи

Познавательный вопрос, являющийся значимым для обучающихся

Семья состоит из четырёх человек: папа, мама, сын (6 лет) и дочь (13 лет). Все члены семьи решили пропить курс витаминов.

Врач дал рекомендации по применению. Папе и маме нужен «Рыбий жир» в капсулах для поддержания организма, дочери и сыну – «Пиковит».

Прежде чем начать курс приёма, нужно прочитать инструкцию. Необходимо рассчитать, сколько упаковок данных витаминов нужно купить в аптеке.

Информация по вопросу, представленная в виде текста (инструкция к лекарственным препаратам) и рисунка (рис. 1, рис. 2)

Текст 1

 «Рыбий жир» в капсулах – лекарственное средство животного происхождения. Его действие определяется свойствами витаминов А и D, входящих в его состав.

В упаковке 60 капсул по 500 мг.

Режим дозирования:

Взрослым внутрь по 2 капсулы 3 раза в сутки, после еды, запивая холодной.

 

Рисунок 1. Рыбий жир

 

Текст 2

 «Пиковит» – комбинированный препарат, который содержит комплекс витаминов и минералов, являющихся важными факторами метаболических процессов.

В упаковке 60 таблеток, покрытых оболочкой.

Режим дозирования:

Детям в возрасте от 4 до 6 лет принимать по 1 таблетке 4 раза в сутки.

Детям в возрасте от 7 до 14 лет принимать по 1 таблетке 6 раз в сутки.

 

Рисунок 2. Пиковит

Задания на работу с данной информацией по этапам

1. Ознакомление

Какое количество витаминов необходимо каждому из членов семьи, если курс лечения 21 день?

2. Понимание

Постройте прогноз развития событий, если ребёнок не хочет принимать таблетки.

3. Применение

Сколько упаковок витаминов нужно купить, если лечение составляет 21 день?

4. Анализ

Какую сумму необходимо потратить семье на покупку витаминов, если «Рыбий жир» стоит 410.20 р., а «Пиковит» – 462.30 р.

5. Синтез

Составьте таблицу, используя Интернет, справочники и другие источники, в которой будут представлены аналоги витаминов («Рыбий жир», «Пиковит»), а также рассчитайте их стоимость при тех же условиях.

6. Оценка

В аптеке «Ромашка» проходит акция: на препарат «Пиковит» действует скидка 20% при покупке двух упаковок. Сколько вы отдадите денег за покупку витаминов на весь курс лечения (21 день)?

 

Практическая направленность задач усиливает интерес обучающихся (даже слабо занимающихся) к предмету, раскрывая реальную, жизненно применимую при решении бытовых вопросов силу научных знаний. Решение задач является основным видом деятельности на уроках математики, следовательно, интересное содержание задач делает для обучающихся актуальными математические знания.

 

Список литературы:
1. Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся : учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург : КАРО, 2008. 96 с
2. Блум Б. С. [ Bloom B. S.] Таксономия образовательных целей: Классификация образовательных целей: Руководство I, когнитивная область. Нью-Йорк : Лонгманс, 1956.
3. Илюшин Л.С. Использование «Конструктора задач» в разработке современного урока // Школьные технологии. - 2013. - № 1. С. 123-132.