РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №28(207)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №28(207)
РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ
Функциональная математическая грамотность в международном исследовании PISA означает способность мыслить математически, то есть формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в различных практических контекстах. Связь между реальным миром и математическим и есть математическая грамотность. Обучающиеся, видя задание, ищут проблему в контексте, то есть в какой-либо ситуации. Затем пытаются с помощью математического языка переформулировать эту проблему в математическую и, применяя уже приобретенные ранее на уроках математики знания и умения, получают определённые математические результаты, интерпретируя которые в контексте, оценивают исходную проблему ситуации.
Повышению эффективности обучения математике результативно способствует использование на уроках ситуаций, воссоздающих приближенные к конкретным жизненным ситуациям условия, что достигается применением на уроках математики ситуационных задач. Задачи данного типа позволяют достичь предметных результатов и содействуют формированию личностных и метапредметных, то есть универсальных учебных действий.
В ходе решения ситуационных задач формируются универсальные способы работы с информацией: анализ и синтез, сравнение, комбинирование, перестановка, составление, узнавание, варианты по аналогии, обобщение, классификация, выбор, преобразование, структурирование, унификация, построение.
Существует несколько подходов к проектированию учебных ситуационных задач, которые подробно описаны О.В. Акуловой, С. А. Писаревой, Е. В. Пискуновой [1].
Первый подход наиболее простой: он заключается в построении задач, отталкивающихся от соответствующих вопросов учебника.
Второй подход сложнее. Он базируется на обозначенных в научных исследованиях типах практико-ориентированных задач, которые необходимо научиться решать любому обучающемуся.
Третий подход основан на проблемных ситуациях, связанных с реальной действительностью, познавательная основа решения этих проблемных ситуаций закладывается в соответствующих учебных дисциплинах.
Четвертый подход продиктован надобностью отработки предметных знаний и умений на значимом для обучающегося, а не на абстрактном материале.
Как утверждают О.В. Акулова, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова [1] для решения ситуационной задачи требуются конкретные знания по ряду учебных предметов, при этом задачи данного типа имеют ярко выраженный практико-ориентированный характер – в этом их главная особенность. Помимо этого, ситуационные задачи имеют красивое название, а не привычный обучающимся номер и проблемный вопрос, способный мотивировать обучающегося на поиск решения.
Структура, модель ситуационной задачи выглядит так:
- Название в виде не общепринятой нумерации, а в виде привлекающего внимания и отображающего смысл наименования.
- Условие задачи предваряет проблемный вопрос. Замечание или суждение, напрямую связанные с личностью обучающегося.
- Представленный в разнообразных формах набор текстов, который предназначен для ответа на личностно-значимый вопрос (фрагменты из газет, энциклопедий, журналов и других источников; графики, статистические данные, таблицы).
- За набором текстов идут шесть заданий по работе с ними: ознакомление, понимание, оценка, применение, анализ, синтез – систематизация и классификация, то есть таксономия полного усвоения знаний по Б. Блуму [2]. Последовательное выполнение шести заданий подводят обучающегося к ответу на проблемный личностно-значимый вопрос, сформулированный в самом начале задачи.
- Таксономия – это структурированная система из шести последовательных целей, которые педагог должен реализовать, для того чтобы достичь полного усвоения знаний обучающимся.
6. Конечный, суммарный ответ на проблемный личностно-значимый вопрос ситуационной задачи. Этот ответ зачастую подразумевает «выход» обучающегося за границы учебного процесса в сферу социального опыта. Так происходит, когда ученикам предлагается разработать проект, который включает их в активную деятельность.
Все вышеперечисленные признаки позволяют сделать вывод, что ситуационные задачи – методический ресурс развития мотивации обучающихся к познавательной деятельности, практико-ориентированному обучению в соответствии с требованиями ФГОС.
Ситуационная задача – методический ресурс, позволяющий осуществлять практико-ориентированное обучение в соответствии с требованиями ФГОС.
Составим ситуационную задачу к уроку по теме «Проценты», разработанную с использованием конструктора Л. С. Илюшина [3].
Таблица.
Иммунитет для всей семьи
Название задачи |
Иммунитет для всей семьи |
Познавательный вопрос, являющийся значимым для обучающихся |
Семья состоит из четырёх человек: папа, мама, сын (6 лет) и дочь (13 лет). Все члены семьи решили пропить курс витаминов. Врач дал рекомендации по применению. Папе и маме нужен «Рыбий жир» в капсулах для поддержания организма, дочери и сыну – «Пиковит». Прежде чем начать курс приёма, нужно прочитать инструкцию. Необходимо рассчитать, сколько упаковок данных витаминов нужно купить в аптеке. |
Информация по вопросу, представленная в виде текста (инструкция к лекарственным препаратам) и рисунка (рис. 1, рис. 2) |
Текст 1 «Рыбий жир» в капсулах – лекарственное средство животного происхождения. Его действие определяется свойствами витаминов А и D, входящих в его состав. В упаковке 60 капсул по 500 мг. Режим дозирования: Взрослым внутрь по 2 капсулы 3 раза в сутки, после еды, запивая холодной.
Рисунок 1. Рыбий жир
Текст 2 «Пиковит» – комбинированный препарат, который содержит комплекс витаминов и минералов, являющихся важными факторами метаболических процессов. В упаковке 60 таблеток, покрытых оболочкой. Режим дозирования: Детям в возрасте от 4 до 6 лет принимать по 1 таблетке 4 раза в сутки. Детям в возрасте от 7 до 14 лет принимать по 1 таблетке 6 раз в сутки.
Рисунок 2. Пиковит |
Задания на работу с данной информацией по этапам |
|
1. Ознакомление |
Какое количество витаминов необходимо каждому из членов семьи, если курс лечения 21 день? |
2. Понимание |
Постройте прогноз развития событий, если ребёнок не хочет принимать таблетки. |
3. Применение |
Сколько упаковок витаминов нужно купить, если лечение составляет 21 день? |
4. Анализ |
Какую сумму необходимо потратить семье на покупку витаминов, если «Рыбий жир» стоит 410.20 р., а «Пиковит» – 462.30 р. |
5. Синтез |
Составьте таблицу, используя Интернет, справочники и другие источники, в которой будут представлены аналоги витаминов («Рыбий жир», «Пиковит»), а также рассчитайте их стоимость при тех же условиях. |
6. Оценка |
В аптеке «Ромашка» проходит акция: на препарат «Пиковит» действует скидка 20% при покупке двух упаковок. Сколько вы отдадите денег за покупку витаминов на весь курс лечения (21 день)? |
Практическая направленность задач усиливает интерес обучающихся (даже слабо занимающихся) к предмету, раскрывая реальную, жизненно применимую при решении бытовых вопросов силу научных знаний. Решение задач является основным видом деятельности на уроках математики, следовательно, интересное содержание задач делает для обучающихся актуальными математические знания.