ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ К ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(216)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(216)
ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ К ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ
Проблемы административной ответственности юридических лиц в настоящее время приобретают особую остроту и практическую актуальность. Данный важный институт административного права сегодня нуждается в модернизации для более эффективного воздействия на правонарушителей и в то же время в целях защиты граждан и юридических лиц от неправомерных действий административных органов, а также обеспечения более слаженной работы всех юрисдикционных органов, применяющих законодательство об административной ответственности.
В ч. 1 ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) [1] содержится легальное определение административного наказания. Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Перечень видов административных наказаний, которые применяются к юридическим лицам согласно ч. 2 ст. 3.2 КоАП РФ, носит более ограниченный характер и включает: предупреждение; административный штраф; конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения; административное приостановление деятельности.
В соответствии со ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение – это мера административного наказания, которая выражается в официальном порицании физического либо юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
Предупреждение для юридических лиц применяется при совершении ими незначительных нарушений установленных правил. В том случае, когда они не носят резко выраженного антиобщественного характера. Применение предупреждения к юридическому лицу, влечет для него наступление определенных последствий, зачастую морального характера. Предупреждение действительно в течение одного года и может повлечь наступление определенных последствий лишь тогда, когда оно вынесено в письменной форме либо зафиксировано другим установленным способом в решении должностного лица. В случае если к нарушителю уже применялась такая мера как предупреждение, при повторном правонарушении применяется санкция строже [5, с. 176].
Ряд изменений о предупреждении был внесен Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 316-ФЗ [2]. Они в первую очередь затронули субъектов малого и среднего предпринимательства. Согласно данным изменениям, в случае, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части КоАП РФ или Закона субъекта РФ об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено лицу, являющемуся субъектом малого или среднего предпринимательства осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение, в соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ.
В частности, ч. 3 ст. 4.1.1 КоАП РФ устанавливает невозможность применения дополнительных административных наказаний, в случае замены административного штрафа на предупреждение.
Однако данная норма распространяет свое действие не на все составы, предусмотренные Особенной частью КоАП РФ. Часть 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ перечисляет ряд составов, при совершении которых, замена административного штрафа предупреждением запрещена. К ним относятся следующие правонарушения: злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (ст. 14.31 КоАП РФ); манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности) (ст. 14.31.2 КоАП РФ); заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий; координация экономической деятельности (ст. 14.32 КоАП РФ), недобросовестная конкуренция ( ст.14.33 КоАП РФ) и пр.
Приведем пример применения ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Так, постановлением заместителя заведующего Красноперекопским горрайонным отделом Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ООО «Фирма «Горбыт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Фирма «Горбыт» обжаловало его в суд. Решением Красноперекопского районного суда Республики Крым наказание в виде штрафа изменено, назначено наказание ООО «Фирма «Горбыт» в виде предупреждения.
Красноперекопский горрайонный отдел Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым на решение Красноперекопского районного суда Республики Крым.
Верховный Суд Республики Крым оставил без изменения решение Красноперекопского районного суда, поскольку с учетом взаимосвязанных положений ч. 3 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ.
Так как ООО «Фирма «Горбыт» правонарушение совершено впервые, правонарушение не повлекло за собой вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, а также не причинило имущественного ущерба, то постановление должностного лица подлежит изменению и назначению ООО «Фирма «Горбыт» наказания в виде предупреждения.
Кроме того, согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «Фирма «Горбыт» имеет статус микропредприятие [4].
Следующим видом административного наказания, применяемым к юридическим лицам, является административный штраф. Начиная с 2007 г. последовательно проводится политика ужесточения административной ответственности, в результате которой размеры штрафов увеличились многократно, в особенности для юридических лиц. Данный способ построения штрафов (высокий размер, безальтернативный характер, незначительный диапазон между «низшим» и «верхним» пределами штрафов), по всей видимости, призван был усилить эффект общей и частной превенции, повысить уровень дисциплины в административно-правовой сфере [6, с. 98].
По общему правилу максимальный размер административного штрафа, устанавливаемого для организаций, не может превышать 3 000 000 рублей, однако в ряде случаев (ч.ч. 1-5 ст. 15.39 КоАП РФ) его величина может достигнуть 60 000 000 рублей.
Когда есть исключительные обстоятельства, которые связаны с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях или жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей либо частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее 100 000 рублей (ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Снижение административного наказания в виде штрафа в размере ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи КоАП РФ, возможно только в отдельных случаях и является правом, но не обязанностью суда.
Юридическое лицо имеет право оспорить постановление о наложении штрафа, что было проиллюстрировано в вышерассмотренном примере.
Такая мера административного наказания как конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения заключается в принудительном безвозмездном обращении не изъятых из оборота вещей в федеральную собственность либо собственность субъекта РФ (ст. 3.7 КоАП РФ). Конфискация может быть обращена исключительно на собственность правонарушителя, что подтверждает личный характер административного наказания.
В соответствии с КоАП РФ могут быть конфискованы: изготовленная продукция, орудия производства и сырье. При осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если их наличие является обязательным; товары, свободная реализация которых запрещена; радиоэлектронные средства либо высокочастотные устройства, средства связи, если на них отсутствует разрешение и т.д.
Суды применяют конфискацию предмета или орудия совершения правонарушения чаще в качестве дополнительного наказания, а предметы административного правонарушения уничтожают.
Исходя из ч. 1 ст. 3.7 КоАП РФ конфискацию как вид административного наказания могут применять только судьи.
Следующий вид административных наказаний, который применяется к юридическим лицам – это административное приостановление деятельности. Оно может устанавливаться и применяться лишь в качестве основного административного наказания (ч. 1 ст. 3.3 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности состоит во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов и т.п.
Административное приостановление деятельности назначается лишь в случаях, которые предусмотрены статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания (ст. 3.12 КоАП РФ). Невозможность назначения менее строго вида наказания должно быть мотивировано в постановлении по делу об административном правонарушении (абз. 2 ч. 1 ст. 3.12, п. 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ).
Верховный Суд РФ разъяснил, что назначение именно этого административного наказания должно быть мотивировано в постановлении по делу об административном правонарушении, и при его назначении надлежит учитывать характер деятельности юридического лица, характер совершенных действий (бездействия), а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей [3].
Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток.
Концепцией нового КоАП РФ предлагается исключить административное приостановление деятельности из списка видов административных наказаний, одновременно включив его наряду с временным запретом деятельности в перечень мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. А также рассмотреть вопрос о возможности существенного сокращения предельного срока применения административного приостановления деятельности. При этом в целях обеспечения гарантий прав лиц, привлекаемых к административной ответственности, необходимо ввести исключительно судебный порядок применения этой меры, предусмотрев в целях оперативного рассмотрения дел досудебный порядок применения временного запрета деятельности.
Таким образом, административное наказание - это мера ответственности, применяемая в установленном законом порядке к лицу, совершившему административное правонарушение. Административное наказание всегда выражает отрицательную оценку государством совершенного правонарушения. Оно, являясь принудительной мерой, в то же время содержит в себе воспитательную цель и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. При этом административное наказание не может иметь своей целью нанесение вреда деловой репутации юридического лица.