КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ ПЕРЕРАБОТКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(216)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(216)
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ ПЕРЕРАБОТКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ
В условиях нарастающей конкуренции, поддержание и повышение конкурентоспособности является ключевой задачей всех компаний. Все больше компаний фокусируется на том, чтобы определить конкурентов и достичь своих целей в результате внедрения эффективных конкурентоспособных стратегий корпоративного развития. Успех компании обеспечивается за счет товаров и услуг, которые выгодно отличаются от товаров конкурентов.
Многие компании вынуждены конкурировать с большими корпорациями, в арсенале которых более выгодные цены, большой ассортимент, наличие сопутствующих товаров и услуг, масштабная реклама и тд. [3, с. 128]
Для решения сформировавшихся проблем, от компаний требуется активный поиск путей и методов повышения конкурентоспособности производимых товаров.
Конкурентоспособность предприятий переработки сельскохозяйственной продукции рассмотрена на примере ООО «ТПК БАСТИОН».
ООО «ТПК БАСТИОН» - молодая алтайская компания, занимающаяся производством растительных масел с 2016 года. Основным видом деятельности является производство нерафинированного подсолнечного масла.
Рассмотрим экономические показатели деятельности компании ООО «ТПК БАСТИОН» в период с 2019 года по 2020 год.
Таблица 1.
Анализ объемов изготавливаемой продукции ООО «ТПК БАСТИОН» за 2019-2021 годы
Показатель |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2021 г. в % к 2019 г. |
Подсолнечное масло, тыс. л |
1 314 |
2 178 |
5 520 |
420,10 |
Подсолнечный жмых, тыс. кг |
1 673 |
2 888 |
6 747 |
403,29 |
Анализ объем выпуска продукции в динамике, свидетельствует о стремительном увеличения объемов производства. В отчетном году, объем производства подсолнечного масла увеличился на 4 206 тыс. л., а подсолнечного жмыха на 5 074 тыс. кг. Увеличение объемов производства напрямую влияет на понижение себестоимости продукции и увеличение чистой прибыли.
Рассмотрим экономические показателя деятельности компании.
Таблица 2.
Основные экономические показатели работы ООО «ТПК БАСТИОН» за 2019-2021 годы, тысяч рублей
Показатель |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Изм. 2019 -2020 (%) |
Изм. 2020 -2021 (%) |
Сумма, руб. |
Сумма, руб. |
Сумма, руб. |
|||
Выручка, тыс. руб. |
90 077 |
151 509 |
370 460 |
168,20 |
244,51 |
Себестоимость продаж, тыс. руб., % к выручке |
86748 96,30 |
146 790 96,86 |
329 075 88,83 |
169,21 - |
224,18 - |
Валовая прибыль, тыс. руб. |
3 329 |
4 719 |
41 385 |
141,75 |
876,99 |
Коммерческие расходы, тыс. руб. |
1 252 |
2 556 |
8 947 |
204,15 |
350,04 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
2 077 |
2 163 |
16 975 |
104,14 |
784,79 |
Прочие доходы, тыс. руб. |
11 217 |
6 292 |
8 245 |
56,09 |
131,04 |
Прочие расходы, тыс. руб. |
9 882 |
1 588 |
8 603 |
16,07 |
541,75 |
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. % к выручке |
2 707 3,00 |
6 367 4,20 |
16 334 4,41 |
235,20 - |
136,67 - |
Налог на прибыль, тыс. руб. |
549 |
604 |
3 828 |
110,02 |
633,77 |
Чистая прибыль, тыс. руб. % к выручке |
2 158 2,40 |
5 762 3,80 |
12 503 3,37 |
267,00 - |
216,99 - |
Среднесписочная численность персонала, чел. |
51 |
56 |
60 |
109,80 |
107,12 |
Среднемесячная заработная плата, тыс.руб. |
153,35 |
197,02 |
262,33 |
128,48 |
133,15 |
В соответствии с финансовой отчетностью компании, в 2021 году наблюдается увеличение выручки компании на 280 383 тыс. руб., по сравнению с 2019 годом. Так же произошел значительны рост чистой прибыли компании, в отчетном году, данный показатель увеличился на 10 345 тыс. руб., прирост составил 479,38%. Увеличение себестоимости продаж показывает увеличение затрат на сырье в 2020 году, но снижение в 2021 году, что свидетельствует об оптимизации производственных процессов, и о том, что цены на закупку сырья ниже, чем в предыдущие годы. Увеличение доли чистой прибыли свидетельствует об экономической эффективности компании. Обозначенная тенденция говорит, прежде всего, о эффективной коммерческой работе. Менеджерам компании удается находить выгодных поставщиков, предлагающих оптимальные цены на свою продукцию.
Рассмотрим показатели конкурентоспособности компании ООО «ТПК БАСТИОН» в таблице 3.
Таблица 3.
Критерии и показатели конкурентоспособности ООО «ТПК БАСТИОН»
Критерии и показатели конкурентоспособности компании |
Методика расчета показателей |
Показатели |
Темп изм.,% |
|||
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2019-2020 |
2020-2021 |
||
Издержки производства на ед. товара,% |
Валовые издержки/ Объем выпускаемого товара |
0,98 |
0,99 |
0,95 |
101,02 |
95,96 |
Фондоотдача, тыс. руб. |
Объем выпуска товара/ Среднегодовая стоимость ОПФ |
0,62 |
1,05 |
2,56 |
169,35 |
243,81 |
Рентабельность товара, % |
Прибыль от реализации/ Полная себестоимость х 100% |
2,39 |
1,47 |
5,16 |
61,51 |
351,02 |
Производительность труда, тыс.руб/чел. |
Объем выпуска товара/ Среднесписочная численность |
1766,22 |
2621,25 |
5484,58 |
148,41 |
209,24 |
Коэффициент автономии |
Собственные средства предприятия/ Общая сумма источников финансирования |
0,03 |
0,05 |
0,11 |
166,67 |
220,00 |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
Денежные средства и быстрореализуемые ценные бумаги/ Краткосрочные обязательства |
≤0,01 |
≤0,01 |
≤0,01 |
- |
- |
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств |
Выручка от реализации товара/ Среднегодовой остаток оборотных средств |
2,68 |
3,42 |
5,73 |
127,61 |
167,54 |
Рентабельность продаж, % |
Прибыль от реализации/ Объем продаж х 100% |
2,30 |
1,40 |
4,60 |
60,87 |
328,57 |
В период с 2019 года по 2021 год произошло снижение коэффициента издержек производства, свидетельствующее о снижении себестоимости товара, увеличение коэффициентов рентабельности в 2021 году, до показателя 5,16%, увеличение производительности труда до 5 484, 58 тыс. руб., говорит о том, что компания активно работает над сокращением затрат на изготовление товара, и увеличением доли прибыли.
Коэффициент финансовой независимости в 2021 году составил 0,11, что указывает на большую зависимость от заемных средств, из-за нехватки собственного капитала компании (11% от общего капитала). В отчетном периоде произошел большой рост данного коэффициента – на 0,08, однако, уровень показателя ниже 0,5 указывает на риск неплатежеспособности из-за возможной нехватки денежных средств в компании. С другой стороны, коэффициент автономии ООО «ТПК БАСТИОН» является низким, из-за долгосрочной задолженности, что позволяет компании использовать современное оборудование и совершенствовать свою деятельность. [2, с.125]
Коэффициент абсолютной ликвидности не изменился за анализируемый период и является ненормативным, что свидетельствует о невозможности погашения долга, в случае скорого наступления срока оплаты.
Коэффициент оборачиваемости средств показывает, сколько оборотов совершили оборотные средства за анализируемый период. Произошел рост данного коэффициента с 2,68 в 2019 году до 5,73 в 2021 году. Это говорит о том, что управление запасами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и другими оборотными активами улучшается. [5, с. 86-87]
Для сравнения уровня конкурентоспособности компании ООО «ТПК БАСТИОН», были выбраны известные производители-лидеры растительного масла в России - ООО «РУСАГРО-БАЛАКОВО» (№2), ООО «БЛАГО-ЮГ» (№3), ООО «Кубанские масла» (№4), ООО «Элеватор» (№5). В таблице 4 отображены показатели конкурентоспособности представленных компаний, рассчитанные на основании финансовой отчетности данных компаний.
Таблица 4.
Сравнительный анализ уровня конкурентоспособности компаний в 2021 году
Критерии и показатели конкурентоспособности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Издержки производства на ед. товара, % |
0,95 |
1, 09 |
1,03 |
1,05 |
1,11 |
Фондоотдача, тыс. руб. |
2,56 |
1,74 |
19,28 |
4,32 |
2,41 |
Рентабельность товара, % |
5,16 |
0,80 |
4,79 |
14,00 |
11,03 |
Производительность труда, тыс. руб./чел. |
5484,58 |
84469,45 |
24447,69 |
20713,51 |
41051,48 |
Коэффициент автономии |
0,11 |
0,21 |
0,09 |
0,19 |
0,20 |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
≤0,01 |
0,003 |
0,01 |
0,001 |
0,20 |
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств |
5,73 |
1,99 |
2,32 |
5,41 |
2,31 |
Рентабельность продаж, % |
4,6 |
1,32 |
2,07 |
10,91 |
9,44 |
Среднеотраслевое значение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
0,78 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
11,04 |
5 |
5 |
15 |
5 |
5 |
9,5 |
5 |
5 |
5 |
15 |
15 |
4586 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
0,28 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
0,06 |
5 |
5 |
5 |
5 |
15 |
2,88 |
15 |
5 |
5 |
15 |
5 |
3,2 |
10 |
5 |
5 |
15 |
15 |
Конкурентоспособность |
9,38 |
7,5 |
8,75 |
11,25 |
11,25 |
Среднеотраслевые показатели коэффициентов взяты из справочника финансовых показателей российских организаций по отраслям на основании данных Росстата, данных ФНС.
Для замены показателей относительными величинами, используем 15-бальную систему, где 5 баллов – ниже порогового значения, 10 баллов – базовое значение, 15 баллов – выше порогового значения. [4, с. 357]
Расчеты показали, что у компании ООО «ТПК БАСТИОН» средний балл конкурентоспособности – 9,38. Компания серьезно уступает по эффективности производства, финансовому состоянию, уровню продаж и продвижению товаров, компаниям ООО «Кубанские масла» (11,25), ООО «Элеватор» (11,25). Остальные два предприятия, средний балл которых составляет 7,5, уступают уровню конкурентоспособности ООО «ТПК БАСТИОН».
Далее, чтобы определить конкурентоспособность товара каждого конкурента, необходимо использовать метод экспертной оценки, для сравнительного анализа эффективности работы конкурентов. Оценка проводится по 5 бальной системе. [1, с. 187-188]
Таблица 5.
Сравнительная оценка конкурентоспособности продукции исследуемых маслозаводов в 2021 году
Наименование показателя |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Качество продукции |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Дизайн упаковки |
3 |
4 |
5 |
4 |
3 |
Ассортимент |
2 |
5 |
5 |
4 |
4 |
Цена |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
Реклама |
1 |
4 |
4 |
3 |
1 |
Узнаваемость |
3 |
5 |
5 |
3 |
3 |
Вкусовые свойства |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Конкурентоспособность |
3,14 |
4,57 |
4,71 |
3,86 |
3,43 |
Как видно из таблицы 5, средний балл ООО «ТПК БАСТИОН» составляет 3,14. Компания заняла последнее место, получив высокую оценку за качество товара, цену и вкусовые свойства. Самые высокие оценки получила продукция ООО «БЛАГО-ЮГ» со средним баллом 4,71 и ООО «РУСАГРО-БАЛАКОВО» 4,57, что говорит о высокой оценке их качества, дизайна, ассортимента, цены, рекламы, узнаваемости бренда.
Средняя оценка конкурентоспособности устанавливается путем сложения показателей из таблицы 4 и 5.
Самый высокий показатель конкурентоспособности у компании ООО «Кубанские масла» - 15,11. Второе место заняла компания ООО «Элеватор» - 14,68. На третьем месте оказалась компания ООО «БЛАГО-ЮГ» с показателем 13,46. Компания ООО «ТПК БАСТИОН» заняла четвертое место с показателем 12,52. И пятое место заняла компания ООО «РУСАГРО-БАЛАКОВО».
Оценив уровень конкурентоспособности компаний и их производимых товаров, нами сделан вывод, что компания ООО «ТПК БАСТИОН» занимает очень невыгодное положение на рынке, по сравнению с конкурентами. Из-за менее привлекательного дизайна, меньшего ассортимента товаров, и отсутствия рекламных компаний, компания ООО «ТПК БАСТИОН» малоизвестна на рынке производителей подсолнечного масла, соответственно ее товары пользуются низким спросом у потребителей. Большинство потребителей делают выбор в пользу популярных производителей, чья продукция признана потребителями за ее качество. Средняя эффективность производства и финансового состояния компании, по сравнению с конкурентами, может свидетельствовать о более эффективной системе сбыта компаний конкурентов. Это напрямую влияет на будущее финансовое положение компании и способность конкурировать на рынке подсолнечного масла.