Статья:

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(217)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Колкова А.И. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 38(217). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/217/119417 (дата обращения: 24.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Колкова Алеся Игоревна
студент, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь
Хилько Ольга Владимировна
научный руководитель, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь

 

Аннотация. В статье раскрываются практические аспекты психолого-педагогического сопровождения развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Представлен опыт психолого-педагогического сопровождения развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством апробации специально разработанной программы. Представленная программа основывается на применении методов релаксации, концентрации, применения функциональной музыки, игротерапии, телесной терапии, арт-терапии.

 

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, дошкольный возраст, познавательные процессы, познавательная деятельность, активизация познавательных процессов.

 

Реформирование национальной системы образования способствовало актуализации потребности в обновлении деятельности дошкольных образовательных учреждений. Познавательный интерес, познавательная активность к объектам, явлениям появляется лишь тогда, когда ребенок способен устанавливать причинно-следственные зависимости, прослеживать логику событий, когда происходит поисковая деятельность. Дошкольный возраст – период расцвета детской познавательной деятельности.

Проблема познавательного развития у детей дошкольного возраста является актуальной на сегодняшний день и играет важную роль в развитие личности в целом. Познавательное развитие представляют огромное значение для ребенка-дошкольника еще и потому, что степень сформированности и развития этих процессов в значительной степени определяет успешность в дальнейшей учебной деятельности. Познавательное развитие в рамках ФГОС ДО предполагает формирование познавательной деятельности, средствами которой ребенок формирует первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Как отмечается во ФГОС ДО, к основным принципам дошкольного образования относится: «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности». Также в стандарте отмечается актуальность познавательного развития, которое «предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира».

Для изучения уровня развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста было организовано эмпирическое исследование. В опытно-экспериментальной части исследования нами использовались следующие методики:

1. Авторская методика Юркевича В.С. «Древо желаний».

2. Авторская методика Гуткиной Н.И.  «Определение доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребенка».

3. Ситуативная методика Л.Н. Прохоровой «Выбор деятельности».

4. Дидактическая проективная методика «Сахар».

На основе результатов, полученных в ходе диагностики на констатирующем этапе, мы определили, что у детей, как контрольной, так и экспериментальной группы, слабо развит интерес к исследовательской деятельности. Данный вывод основывался на том, что дети не всегда понимали проблему, обладали малым объемом знаний о свойствах и качествах объектов, а также предметов неживой природы, что говорит о сниженном уровне развития познавательных процессов. Полученные результаты актуализировали проблему разработки программы психолого-педагогического сопровождения развития личности и познавательных процессов детей дошкольного возраста.

Целью программы является проектирование условий, способствующих развитию познавательных процессов у дошкольников через организацию работу по комплексному психолого-педагогическому сопровождению.

Задачи программы:

1. Создавать условия для совершенствования умений дошкольников передавать свое эмоциональное состояние.

2. Способствовать профилактике страхов и эмоционально-отрицательным переживаниям.

3. Способствовать формированию навыков взаимообщения, контроля за собственным поведением.

4. Создавать условия для развития творческого и личностного потенциала.

Критерии эффективности программы:

- формирование адекватной самооценки и уверенности в себе;

- профилактика и снижение уровня тревожности, как условие проявления познавательной активности и интереса;

- профилактика и снижение имеющихся страхов, как условие проявления субъектности ребенка в процессе разнообразной познавательно-исследовательской деятельности;

- оптимизация детско-родительских отношений.

Методы и техники, применяемые в программе

Релаксация. Способствует подготовке тела и психики к разнообразным мероприятиям, сосредоточению на внутреннем мире человека, освобождает от лишнего нервного перенапряжения.

Концентрация. Направлена на сосредоточение на эмоционально-чувственных, зрительно-звуковых и телесных ощущениях ребенка, его переживаниях.

Функциональная музыка. Включает успокаивающую и восстанавливающую музыку, которая направлена на снижение эмоциональной напряжённости, переключение внимания.

Игротерапия. Применяется с целью снятия напряжения, мышечного зажима, тревожности; повышает уверенность в себе, средство профилактики страхов.

Телесная терапия. Направлена на снижение мышечного зажима, напряжения, тревожности.

Арт-терапия. Средство актуализации страхов, формирование адекватной самооценки и уверенности в себе, снижение тревожности, развитие мелкой моторики и сенсомоторных способностей.

Комплекс представленных мероприятий рассчитан на десять занятий, которые планируются с детьми старшего дошкольного возраста 1 раз в неделю с одной группой до шести человек. Мероприятия выстроены в системе, которая на протяжении всех занятий способствует сохранению интереса у дошкольников.

Условия проведения мероприятий:

1. Принятие детей такими, какие они есть;

2. Нельзя торопить и замедлять процесс игры;

3. Учитывать принцип поэтапного погружения и выхода из ситуации, требующей коррекции;

4. Обязательны ритуальные приветствия в начале и конце мероприятия, для сохранения у ребенка ощущения целостности и законченности действия;

5. Взрослый не комментирует игру;

6. Ребенку может импровизировать в любой игре.

Все представленные нами мероприятия выстроены в гибкой структуре, наполненной различным содержанием. В процессе такой деятельности дошкольники расположены по кругу, который предоставляет сотруднические возможности для общения; отражает целостность, завершённость процесса, гармонизирует отношения между детьми и взрослыми, помогает налаживать взаимодействие.

Содержание программы имеет 3 блока, которые направлены на.

1. Блок 1 - развлекательный (контактный) - 1 мероприятие - включающее объединение дошкольников, упражнения, которые способствуют созданию доброй и безопасной среды.

2. Блок 2 – включает 8 коррекционно - направленных - обучающих мероприятий, по психолого-педагогическому сопровождению эмоциональных нарушений (страхи, тревожность, неуверенность в себе).

3. Блок 3 - развлекательный + обучающий + контрольный.

На контрольном этапе эксперимента нами была проведена повторная диагностика по методикам, используемым на констатирующем этапе, в контрольной и экспериментальной группе.

По результатам контрольного этапа отмечено, что в экспериментальной группе наметилась тенденция повышения уровня заинтересованности к познавательной деятельности, что связано с динамикой развития познавательных процессов. Так, например, 11 детей или 44%, после формирующего этапа, имеют высокий уровень познавательной активности, вместо 5 детей или 20% на констатирующем этапе.  И всего лишь   3 ребенка или 12% имеют низкий уровень. У 11детей или 44% зафиксирован средний уровень познавательной активности. Результаты контрольной группы не имеют значительных изменений. Полученные результаты позволили нам подтвердить обозначенную гипотезу исследования: психолого-педагогическое сопровождение развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста имеет свои особенности и будет оказывать положительное влияние на процесс развития познавательных процессов, если:

- процесс развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста опирается на систему индивидуально-личностного развития, особенности познавательной деятельности;

- учитываются в развитии познавательных процессов межфункциональные связи организации взаимодействия дошкольников с окружающей средой, учет индивидуально-возрастных особенностей познавательной деятельности детей дошкольного возраста;

- применяются эффективные технологии психолого-педагогического сопровождения, которые ориентированы на индивидуальную траекторию развития личности ребенка дошкольного возраста.

 

Список литературы: 
1. Ермолаева, М. В. Психолого-педагогические средства познавательного развития дошкольников [Текст] : учеб. пособие для вузов / М. В. Ермолаева. – М.: Москва, 2006. – 223 с.
2. Ермолова, Т. В. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет [Текст] / Т. В. Ермолова, Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова, Е. О. Смирнова. – М.: МГППУ, 2002. – 128 с.
3. Зотова, И. В. Особенности процесса формирования познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста / И. В. Зотова // Проблемы Науки. 2017. №21 (103). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-protsessa-formirovaniya-poznavatelnoy-deyatelnosti-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 03.06.2022).
4. Котырло, В. К. Роль совместной деятельности в формировании познавательной активности дошкольников / В. К. Котырло // Вопросы психологии.- 1991. -№2.- с.50-60.
5. Кравцов, Г. Г. Психология и педагогика обучения дошкольников / Г. Г. Кравцов: Учебное пособие. - М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. - 264 с.
6. Кравцова, Е. Е. Психология и педагогика обучения дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студентов педвузов / Е. Е. Кравцова, Г. Г., Кравцов. – М.: «Мозаика - синтез», 2013. – 264 с.
7. Лисина, М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками [Текст] / М. И. Лисина // Вопросы психологии. – 2012. – № 8, – С. 21.
8. Локанова, Н. П. Когнитивное развитие детей как условие преемственности дошкольного и начального школьного образования / Н. П. Локанова // Вопросы психологии.-2009.- №6.- с. 109-118.
9. Морозова, И. С. Познавательная активность младших дошкольников / И. С, Морозова // Теория и практика общественного развития. 2012. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poznavatelnaya-aktivnost-mladshih-doshkolnikov (дата обращения: 03.06.2022).