ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(217)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(217)
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В статье раскрываются практические аспекты психолого-педагогического сопровождения развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Представлен опыт психолого-педагогического сопровождения развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством апробации специально разработанной программы. Представленная программа основывается на применении методов релаксации, концентрации, применения функциональной музыки, игротерапии, телесной терапии, арт-терапии.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, дошкольный возраст, познавательные процессы, познавательная деятельность, активизация познавательных процессов.
Реформирование национальной системы образования способствовало актуализации потребности в обновлении деятельности дошкольных образовательных учреждений. Познавательный интерес, познавательная активность к объектам, явлениям появляется лишь тогда, когда ребенок способен устанавливать причинно-следственные зависимости, прослеживать логику событий, когда происходит поисковая деятельность. Дошкольный возраст – период расцвета детской познавательной деятельности.
Проблема познавательного развития у детей дошкольного возраста является актуальной на сегодняшний день и играет важную роль в развитие личности в целом. Познавательное развитие представляют огромное значение для ребенка-дошкольника еще и потому, что степень сформированности и развития этих процессов в значительной степени определяет успешность в дальнейшей учебной деятельности. Познавательное развитие в рамках ФГОС ДО предполагает формирование познавательной деятельности, средствами которой ребенок формирует первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Как отмечается во ФГОС ДО, к основным принципам дошкольного образования относится: «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности». Также в стандарте отмечается актуальность познавательного развития, которое «предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира».
Для изучения уровня развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста было организовано эмпирическое исследование. В опытно-экспериментальной части исследования нами использовались следующие методики:
1. Авторская методика Юркевича В.С. «Древо желаний».
2. Авторская методика Гуткиной Н.И. «Определение доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребенка».
3. Ситуативная методика Л.Н. Прохоровой «Выбор деятельности».
4. Дидактическая проективная методика «Сахар».
На основе результатов, полученных в ходе диагностики на констатирующем этапе, мы определили, что у детей, как контрольной, так и экспериментальной группы, слабо развит интерес к исследовательской деятельности. Данный вывод основывался на том, что дети не всегда понимали проблему, обладали малым объемом знаний о свойствах и качествах объектов, а также предметов неживой природы, что говорит о сниженном уровне развития познавательных процессов. Полученные результаты актуализировали проблему разработки программы психолого-педагогического сопровождения развития личности и познавательных процессов детей дошкольного возраста.
Целью программы является проектирование условий, способствующих развитию познавательных процессов у дошкольников через организацию работу по комплексному психолого-педагогическому сопровождению.
Задачи программы:
1. Создавать условия для совершенствования умений дошкольников передавать свое эмоциональное состояние.
2. Способствовать профилактике страхов и эмоционально-отрицательным переживаниям.
3. Способствовать формированию навыков взаимообщения, контроля за собственным поведением.
4. Создавать условия для развития творческого и личностного потенциала.
Критерии эффективности программы:
- формирование адекватной самооценки и уверенности в себе;
- профилактика и снижение уровня тревожности, как условие проявления познавательной активности и интереса;
- профилактика и снижение имеющихся страхов, как условие проявления субъектности ребенка в процессе разнообразной познавательно-исследовательской деятельности;
- оптимизация детско-родительских отношений.
Методы и техники, применяемые в программе
Релаксация. Способствует подготовке тела и психики к разнообразным мероприятиям, сосредоточению на внутреннем мире человека, освобождает от лишнего нервного перенапряжения.
Концентрация. Направлена на сосредоточение на эмоционально-чувственных, зрительно-звуковых и телесных ощущениях ребенка, его переживаниях.
Функциональная музыка. Включает успокаивающую и восстанавливающую музыку, которая направлена на снижение эмоциональной напряжённости, переключение внимания.
Игротерапия. Применяется с целью снятия напряжения, мышечного зажима, тревожности; повышает уверенность в себе, средство профилактики страхов.
Телесная терапия. Направлена на снижение мышечного зажима, напряжения, тревожности.
Арт-терапия. Средство актуализации страхов, формирование адекватной самооценки и уверенности в себе, снижение тревожности, развитие мелкой моторики и сенсомоторных способностей.
Комплекс представленных мероприятий рассчитан на десять занятий, которые планируются с детьми старшего дошкольного возраста 1 раз в неделю с одной группой до шести человек. Мероприятия выстроены в системе, которая на протяжении всех занятий способствует сохранению интереса у дошкольников.
Условия проведения мероприятий:
1. Принятие детей такими, какие они есть;
2. Нельзя торопить и замедлять процесс игры;
3. Учитывать принцип поэтапного погружения и выхода из ситуации, требующей коррекции;
4. Обязательны ритуальные приветствия в начале и конце мероприятия, для сохранения у ребенка ощущения целостности и законченности действия;
5. Взрослый не комментирует игру;
6. Ребенку может импровизировать в любой игре.
Все представленные нами мероприятия выстроены в гибкой структуре, наполненной различным содержанием. В процессе такой деятельности дошкольники расположены по кругу, который предоставляет сотруднические возможности для общения; отражает целостность, завершённость процесса, гармонизирует отношения между детьми и взрослыми, помогает налаживать взаимодействие.
Содержание программы имеет 3 блока, которые направлены на.
1. Блок 1 - развлекательный (контактный) - 1 мероприятие - включающее объединение дошкольников, упражнения, которые способствуют созданию доброй и безопасной среды.
2. Блок 2 – включает 8 коррекционно - направленных - обучающих мероприятий, по психолого-педагогическому сопровождению эмоциональных нарушений (страхи, тревожность, неуверенность в себе).
3. Блок 3 - развлекательный + обучающий + контрольный.
На контрольном этапе эксперимента нами была проведена повторная диагностика по методикам, используемым на констатирующем этапе, в контрольной и экспериментальной группе.
По результатам контрольного этапа отмечено, что в экспериментальной группе наметилась тенденция повышения уровня заинтересованности к познавательной деятельности, что связано с динамикой развития познавательных процессов. Так, например, 11 детей или 44%, после формирующего этапа, имеют высокий уровень познавательной активности, вместо 5 детей или 20% на констатирующем этапе. И всего лишь 3 ребенка или 12% имеют низкий уровень. У 11детей или 44% зафиксирован средний уровень познавательной активности. Результаты контрольной группы не имеют значительных изменений. Полученные результаты позволили нам подтвердить обозначенную гипотезу исследования: психолого-педагогическое сопровождение развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста имеет свои особенности и будет оказывать положительное влияние на процесс развития познавательных процессов, если:
- процесс развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста опирается на систему индивидуально-личностного развития, особенности познавательной деятельности;
- учитываются в развитии познавательных процессов межфункциональные связи организации взаимодействия дошкольников с окружающей средой, учет индивидуально-возрастных особенностей познавательной деятельности детей дошкольного возраста;
- применяются эффективные технологии психолого-педагогического сопровождения, которые ориентированы на индивидуальную траекторию развития личности ребенка дошкольного возраста.