ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(219)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(219)
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Агрессивное поведение детей имеет сложную, многофакторную природу. Для выяснения причин агрессивного поведения младших школьников была проведена экспериментальная работа в школах г. Махачкалы. В ходе работы выяснили, что наиболее характерными формами агрессивного поведения в школе являются прямая и косвенная агрессия.
К прямой агрессии относятся: – физическая – использование физической силы против другого лица с целью причинения боли или повреждения («щипки», драки, намеренные толкания, «подножки»); – эмоциональная – прямое подавление свободы, мнения, личностного пространства другого человека; – материальная – намеренная порча вещей (надписи на партах, стенах, школьных принадлежностях, личных вещах другого лица, воровство); – вербальная – постоянные насмешки, «поддразнивание», ирония, выражение отрицательных эмоций в форме брани, ярости и ненависти, частое высказывание мыслей и желаний в форме угрозы («Я больше всего хотел бы его убить», «Я тебе еще покажу», «Ты у меня еще попляшешь», упреки, обвинения).
К косвенной агрессии относятся: – частичное игнорирование – непринятие в некоторые виды деятельности (игры, сплетни, разговоры, обсуждения и т.д.); – полное игнорирование (молчание, бойкот).
Если прямая агрессия направлена непосредственно против «жертвы», при косвенной агрессии «жертва» может не присутствовать, в то время как против нее, например, распространяется клевета, или агрессия направлена не против самой «жертвы», а против представителей «ее круга» (друзей, родственников, близких людей). По мнению ряда авторов (К. Хорни, Э. Фромм, Д. Бейч, Г. Гольдберг и др.), агрессивные побуждения различного рода образуют один из главных источников невротической тревожности. Кроме внезапных взрывов ярости и раздражения следствием подавляемой агрессивности может быть безучастность и пассивность во взаимоотношениях, чувство беспомощности и обиды за свое подчиненное положение.
Альтернативой подавлению является сохранение агрессивности под контролем сознания, включение агрессивных побуждений в комплекс человека и конструктивное выражение этих побуждений.
Своеобразие реакций на воздействие окружающей среды присуще каждому человеку. И поведение человека проявляется в индивидуальных и своеобразных формах, не всегда адекватных происходящим воздействиям. Часто неадекватный образ поведения, приобретенный в определенных условиях, становится привычным, а поскольку нервная система обладает способностью формировать и закреплять привычки, в том числе вредные, они, по мере их закрепления, начинают восприниматься как нормальное явление. Таким образом, то, что в субъективном восприятии считается совершенно естественным и нормальным, объективно может являться проявлением отклоняющегося поведения.
Социально-экономическая ситуация в России оказывает негативное воздействие на несовершеннолетних, а число детей с серьезными отклонениями в поведении возрастает. Это особенно заметно в младшем школьном возрасте, когда ребенок при переходе из детского сада в начальную школу, входит в систему разнообразных отношений, влияющих на процесс формирования взглядов, ценностных ориентаций, интересов и потребностей, а также на самоопределение и самоутверждение личности.
Проблеме агрессивного поведения личности посвящено большое количество работ, как в отечественной, так и зарубежной психологии: Г.М. Андреева, С.В. Еникополов, Л.П. Колчина, Н.Д. Левитов, Е.В. Романин, С.Е. Рощин, Т.Г. Румянцева, И.А. Фурманов и др. Также данной проблемой занимались такие учѐные, как Ю.Б. Можгинский, Г.Э. Бреслав, З. Фрейд. В их трудах подробно описаны особенности проявления агрессивного поведения у детей. Но, не смотря на большое количество исследований проблем агрессии, данная проблема остаѐтся недостаточно изученной.
Основными причинами проявлений детской агрессивности являются: стремление привлечь к себе внимание сверстников, стремление получить желанный результат, стремление быть главным, защита и месть, желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство
Исследователи отмечают, что развитие системы начального образования предполагает использование психологического ресурса в аспекте формирующего воздействия на личность ребенка, поэтому психологическое обоснование проблем агрессивного поведения младших школьников представляется не просто актуальным психологическим вектором воспитательной работы в школе, но и полноценным перспективным вопросом разработки и широкого внедрения различных, практически апробированных программ снижения агрессивности младшего школьника. Психологическое консультирование является действенным средством преодоления агрессивного поведения у младших школьников.
Причины возникновения агрессивного поведения могут быть различными и сегодня существует большое количество теории, объясняющих причины возникновения агрессивного поведения, его природу. Тем не менее можно выделить несколько причин, вызывающих такое деструктивное поведение: врожденные побуждения и задатки (З. Фрейд, К. Лоренц); потребности, активизируемые внешними стимулами (Д. Доллард); познавательные и эмоциональные процессы (Р. Берковиц). Трактовка многими авторами агрессивности как черты личности указывает на ее приобретенный характер, то есть вносит элемент социальной обусловленности ее формирования.
Можно выделить различные причины проявления агрессивности у детей. К таким причинам относятся: проявление родителями чрезмерной серьезности и строгости в воспитании ребенка; слишком интенсивная забота о ребенке и потакания его капризам; повторение ребенком агрессивного стиля поведения его родителей; стремление ребенка привлечь к себе внимание со стороны сверстников; стремление ребенка добиться желаемого любыми способами; желание ребенка быть во всем первым; проявление ребенком защитной реакции, либо мести кому-либо; резкие стрессовые перемены в жизни; стремление унизить достоинство другого человека для того, чтобы подчеркнуть собственное превосходство.
Проявления агрессивного поведения младшем школьном возрасте и его последствия показали, что в современной психологии основными факторами, определяющими формирование детской агрессивности, являются: семья, сверстники, средства массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий.
Большинство проявлений агрессивного поведения в младшем школьном возрасте наблюдается в ситуациях, в которых происходит защита своих интересов и отстаивание своего превосходства, в этом случае агрессивные действия используются как средства достижения определённой цели. Соответственно, максимальное удовлетворение дети получают при получении желанной цели, (внимание сверстников, привлекательная игрушка) после чего агрессивные действия прекращаются.
Понимание агрессии в научной литературе достаточно неопределенное и неоднозначное. В классической интерпретации агрессия представляет собой поведение, направленное на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного с собой обращения. При этом характерной особенностью поведения агрессора является попытка вызвать наибольший вред объекту агрессии и при этом самому испытать как можно меньший вред.
В большинстве случаев агрессивные действия детей младшего школьного возраста имеют инструментальный или реактивный характер. Исследования свидетельствуют о том, что агрессивное поведение может возникнуть по ряду причин, среди которых: неправильное воспитание в семье, насмешки со стороны окружающих, неумение общаться, устанавливать адекватные отношения со сверстниками. Всё это в свою очередь порождает особенности поведения, которое выражается в комплексе негативных форм (раздражительности, озлобленности, агрессивности).
Базой исследования явилось Муниципальное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа № 154» города Красноярска.
В исследовании приняли участие два третьих класса данной школы:
· учащиеся 3 «З» 29 учеников и 3 «Ж» 22 ученика
Целью опытно-экспериментального исследования являлось определение уровня агрессивности у младших школьников.
Опытно-экспериментальная работа включает в себя основные принципы: принцип научности, индивидуализации и активности личности, целенаправленности, последовательности и системности, организации благоприятной атмосферы при проведении исследования.
Нами были выделены три компонента для диагностики агрессивности: когнитивный, эмоциональный и деятельностный компоненты, а также показатели выраженности каждого из выделенных критериев. Основные критерии и их компоненты в комплексе должны выражать уровень агрессивности у младших школьников.
Когнитивный компонент содержит в себе понимание агрессивности. Эмоциональный компонент предусматривал отношение школьника к фактам агрессивного поведения. Деятельностный компонент предусматривал выраженность агрессии
Для диагностики агрессивного поведения, нами были взяты следующие методики:
- Проективная методика «Несуществующее животное» (М.З. Дукаревич)
- Опросник «Ребенок глазами взрослого» (А. А. Романов)
- Методика «Кактус» (автор – М.А.Панфилова)
- Опросник агрессивности Басса-Дарки.
По показателям диагностики по методике «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич, в группе были получены следующие показатели: выявлено 4 ребенка с позитивным отношением к агрессии, что составляет 18% от общего числа наблюдаемых в данной группе, непостоянный показатель отношения к агрессии был присущ у 5 ученикам, что составляет 23% от общего числа исследуемых в этой группе, негативное отношение к агрессии показывало 13 респондентов, что составляет 59% от общего числа проверяемых в группе.
По результатам диагностики уровня агрессии по методике «Ребенок глазами взрослого» А.А. Романова (родители), отмечаются следующие результаты: отслеживается 3 респондента с высоким уровнем агрессивности, что составляет 14% от общего числа испытуемых в данной группе, средний уровень агрессивности выявлен у 5 учеников, что составляет 23% от общего числа испытуемых в рабочей группе, низкий уровень показывают 14 детей, что составляет 64% от общего числа респондентов.
По данным, полученным в ходе проведения диагностики по методике «Кактус» М.А. Панфиловой, в группе выявлены следующие итоги: 12 детей с высоким пониманием ребенком агрессии, что составляет 54% от общего числа наблюдаемых в группе, средний показатель знаний имеет 5 учеников, что составляет 23% от общего числа исследуемых в первой группе, низкую степень агрессии проявляют 5 респондентов, что составляет 23% от общего числа тестируемых в группе.
Среди агрессивных детей есть дети, которые интеллектуально и социально развиты. Для них агрессия - средство повышения престижа, демонстрации своей независимости, взрослости. Поэтому агрессия детей имеет определенную причину, которую важно понять и принять, но при этом следует помнить, что, пытаясь что-то изменить в своем ребенке, важно проанализировать свое отношение к происходящему. Кроме того, ребенок развивается и поэтому не стоит спешить с выводами о том, что он агрессивный, плохой. Важнее обучать, воспитывать, чем беспокоиться о том, что ребенок не соответствует никаким стандартам.
В целях предотвращения проявления агрессии и коррекции психологического поведения школьников, работа с детьми должна осуществляться как в образовательной организации, так и в семье. В условиях образовательного процесса важные и общественно принятые нормы поведения, выполнения которых требует учитель, являются более авторитетными для ребенка, чем в первичных условиях общения, то есть в семье. Это связано с тем, что в семье ребенку довольно проблематично оценить характер своего поведения и выделиться как личность. Поэтому требования и указания учителя являются важным условием для формирования нормального поведения детей.