Статья:

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(219)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Миннеханова Е.Ш. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 40(219). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/219/120060 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Миннеханова Елизавета Шамилевна
студент, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, РФ, г. Красноярск
Сафонова Марина Вадимовна
научный руководитель,

 

Агрессивное поведение детей имеет сложную, многофакторную природу. Для выяснения причин агрессивного поведения младших школьников была проведена экспериментальная работа в школах г. Махачкалы. В ходе работы выяснили, что наиболее характерными формами агрессивного поведения в школе являются прямая и косвенная агрессия.

К прямой агрессии относятся: – физическая – использование физической силы против другого лица с целью причинения боли или повреждения («щипки», драки, намеренные толкания, «подножки»); – эмоциональная – прямое подавление свободы, мнения, личностного пространства другого человека; – материальная – намеренная порча вещей (надписи на партах, стенах, школьных принадлежностях, личных вещах другого лица, воровство); – вербальная – постоянные насмешки, «поддразнивание», ирония, выражение отрицательных эмоций в форме брани, ярости и ненависти, частое высказывание мыслей и желаний в форме угрозы («Я больше всего хотел бы его убить», «Я тебе еще покажу», «Ты у меня еще попляшешь», упреки, обвинения).

К косвенной агрессии относятся: – частичное игнорирование – непринятие в некоторые виды деятельности (игры, сплетни, разговоры, обсуждения и т.д.); – полное игнорирование (молчание, бойкот).

Если прямая агрессия направлена непосредственно против «жертвы», при косвенной агрессии «жертва» может не присутствовать, в то время как против нее, например, распространяется клевета, или агрессия направлена не против самой «жертвы», а против представителей «ее круга» (друзей, родственников, близких людей). По мнению ряда авторов (К. Хорни, Э. Фромм, Д. Бейч, Г. Гольдберг и др.), агрессивные побуждения различного рода образуют один из главных источников невротической тревожности. Кроме внезапных взрывов ярости и раздражения следствием подавляемой агрессивности может быть безучастность и пассивность во взаимоотношениях, чувство беспомощности и обиды за свое подчиненное положение.

Альтернативой подавлению является сохранение агрессивности под контролем сознания, включение агрессивных побуждений в комплекс человека и конструктивное выражение этих побуждений.

Своеобразие реакций на воздействие окружающей среды присуще каждому человеку. И поведение человека проявляется в индивидуальных и своеобразных формах, не всегда адекватных происходящим воздействиям. Часто неадекватный образ поведения, приобретенный в определенных условиях, становится привычным, а поскольку нервная система обладает способностью формировать и закреплять привычки, в том числе вредные, они, по мере их закрепления, начинают восприниматься как нормальное явление. Таким образом, то, что в субъективном восприятии считается совершенно естественным и нормальным, объективно может являться проявлением отклоняющегося поведения.

Социально-экономическая ситуация в России оказывает негативное воздействие на несовершеннолетних, а число детей с серьезными отклонениями в поведении возрастает. Это особенно заметно в младшем школьном возрасте, когда ребенок при переходе из детского сада в начальную школу, входит в систему разнообразных отношений, влияющих на процесс формирования взглядов, ценностных ориентаций, интересов и потребностей, а также на самоопределение и самоутверждение личности.

Проблеме агрессивного поведения личности посвящено большое количество работ, как в отечественной, так и зарубежной психологии: Г.М. Андреева, С.В. Еникополов, Л.П. Колчина, Н.Д. Левитов, Е.В. Романин, С.Е. Рощин, Т.Г. Румянцева, И.А. Фурманов и др. Также данной проблемой занимались такие учѐные, как Ю.Б. Можгинский, Г.Э. Бреслав, З. Фрейд. В их трудах подробно описаны особенности проявления агрессивного поведения у детей. Но, не смотря на большое количество исследований проблем агрессии, данная проблема остаѐтся недостаточно изученной.

Основными причинами проявлений детской агрессивности являются: стремление привлечь к себе внимание сверстников, стремление получить желанный результат, стремление быть главным, защита и месть, желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство

Исследователи отмечают, что развитие системы начального образования предполагает использование психологического ресурса в аспекте формирующего воздействия на личность ребенка, поэтому психологическое обоснование проблем агрессивного поведения младших школьников представляется не просто актуальным психологическим вектором воспитательной работы в школе, но и полноценным перспективным вопросом разработки и широкого внедрения различных, практически апробированных программ снижения агрессивности младшего школьника. Психологическое консультирование является действенным средством преодоления агрессивного поведения у младших школьников.

Причины возникновения агрессивного поведения могут быть различными и сегодня существует большое количество теории, объясняющих причины возникновения агрессивного поведения, его природу. Тем не менее можно выделить несколько причин, вызывающих такое деструктивное поведение: врожденные побуждения и задатки (З. Фрейд, К. Лоренц); потребности, активизируемые внешними стимулами (Д. Доллард); познавательные и эмоциональные процессы (Р. Берковиц). Трактовка многими авторами агрессивности как черты личности указывает на ее приобретенный характер, то есть вносит элемент социальной обусловленности ее формирования.

Можно выделить различные причины проявления агрессивности у детей. К таким причинам относятся: проявление родителями чрезмерной серьезности и строгости в воспитании ребенка; слишком интенсивная забота о ребенке и потакания его капризам; повторение ребенком агрессивного стиля поведения его родителей; стремление ребенка привлечь к себе внимание со стороны сверстников; стремление ребенка добиться желаемого любыми способами; желание ребенка быть во всем первым; проявление ребенком защитной реакции, либо мести кому-либо; резкие стрессовые перемены в жизни; стремление унизить достоинство другого человека для того, чтобы подчеркнуть собственное превосходство.

Проявления агрессивного поведения младшем школьном возрасте и его последствия показали, что в современной психологии основными факторами, определяющими формирование детской агрессивности, являются: семья, сверстники, средства массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий.     

Большинство проявлений агрессивного поведения в младшем школьном возрасте наблюдается в ситуациях, в которых происходит защита своих интересов и отстаивание своего превосходства, в этом случае агрессивные действия используются как средства достижения определённой цели.  Соответственно, максимальное удовлетворение дети получают при получении желанной цели, (внимание сверстников, привлекательная игрушка) после чего агрессивные действия прекращаются.

Понимание агрессии в научной литературе достаточно неопределенное и неоднозначное. В классической интерпретации агрессия представляет собой поведение, направленное на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного с собой обращения. При этом характерной особенностью поведения агрессора является попытка вызвать наибольший вред объекту агрессии и при этом самому испытать как можно меньший вред.

В большинстве случаев агрессивные действия детей младшего школьного возраста имеют инструментальный или реактивный характер. Исследования свидетельствуют о том, что агрессивное поведение может возникнуть по ряду причин, среди которых: неправильное воспитание в семье, насмешки со стороны окружающих, неумение общаться, устанавливать адекватные отношения со сверстниками. Всё это в свою очередь порождает особенности поведения, которое выражается в комплексе негативных форм (раздражительности, озлобленности, агрессивности).

Базой исследования явилось Муниципальное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа № 154» города Красноярска.

В исследовании приняли участие два третьих класса данной школы:

· учащиеся 3 «З» 29 учеников и  3 «Ж» 22 ученика

Целью опытно-экспериментального исследования являлось определение уровня агрессивности у младших школьников.

Опытно-экспериментальная работа включает в себя основные принципы: принцип научности, индивидуализации и активности личности, целенаправленности, последовательности и системности, организации благоприятной атмосферы при проведении исследования.

Нами были выделены три компонента для диагностики агрессивности: когнитивный, эмоциональный и деятельностный компоненты, а также показатели выраженности каждого из выделенных критериев. Основные критерии и их компоненты в комплексе должны выражать уровень агрессивности у младших школьников.

Когнитивный компонент содержит в себе понимание агрессивности. Эмоциональный компонент предусматривал отношение школьника к фактам агрессивного поведения. Деятельностный компонент предусматривал выраженность агрессии

Для диагностики агрессивного поведения, нами были взяты следующие методики:

  1. Проективная методика «Несуществующее животное» (М.З. Дукаревич)
  2. Опросник «Ребенок глазами взрослого» (А. А. Романов)
  3. Методика «Кактус» (автор – М.А.Панфилова)
  4. Опросник агрессивности Басса-Дарки.

По показателям диагностики по методике  «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич, в группе были получены следующие показатели: выявлено 4 ребенка с позитивным отношением к агрессии, что составляет 18% от общего числа наблюдаемых в данной группе, непостоянный показатель отношения к агрессии был присущ у 5 ученикам, что составляет 23% от общего числа исследуемых в этой группе, негативное отношение к агрессии показывало 13 респондентов, что составляет 59% от общего числа проверяемых в группе.

По результатам диагностики уровня агрессии по методике  «Ребенок глазами взрослого» А.А. Романова (родители), отмечаются следующие результаты: отслеживается 3 респондента с высоким уровнем агрессивности, что составляет 14% от общего числа испытуемых в данной группе, средний уровень агрессивности выявлен у 5 учеников, что составляет 23% от общего числа испытуемых в рабочей группе, низкий уровень показывают 14 детей, что составляет 64% от общего числа респондентов.

По данным, полученным в ходе проведения диагностики по методике «Кактус» М.А. Панфиловой, в группе выявлены следующие итоги: 12 детей с высоким пониманием ребенком агрессии, что составляет 54% от общего числа наблюдаемых в группе, средний показатель знаний имеет 5 учеников, что составляет 23% от общего числа исследуемых в первой группе, низкую степень агрессии проявляют 5 респондентов, что составляет 23% от общего числа тестируемых в группе.

Среди агрессивных детей есть дети, которые интеллектуально и социально развиты. Для них агрессия - средство повышения престижа, демонстрации своей независимости, взрослости. Поэтому агрессия детей имеет определенную причину, которую важно понять и принять, но при этом следует помнить, что, пытаясь что-то изменить в своем ребенке, важно проанализировать свое отношение к происходящему. Кроме того, ребенок развивается и поэтому не стоит спешить с выводами о том, что он агрессивный, плохой. Важнее обучать, воспитывать, чем беспокоиться о том, что ребенок не соответствует никаким стандартам.

В целях предотвращения проявления агрессии и коррекции психологического поведения школьников, работа с детьми должна осуществляться как в образовательной организации, так и в семье. В условиях образовательного процесса важные и общественно принятые нормы поведения, выполнения которых требует учитель, являются более авторитетными для ребенка, чем в первичных условиях общения, то есть в семье. Это связано с тем, что в семье ребенку довольно проблематично оценить характер своего поведения и выделиться как личность. Поэтому требования и указания учителя являются важным условием для формирования нормального поведения детей.

 

Список литературы:
1. file:///C:/Users/user/Downloads/agressivnost-v-mladshem-shkolnom-vozraste.pdf
2. file:///C:/Users/user/Downloads/issledovanie-prichin-agressivnogo-povedeniya-mladshih-shkolnikov-i-ih-korrektsiya.pdf 
3. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991. С. 56.
4. Фурманов И.М. Детская агрессивность. Мн., 1996.
5. Самединова Э.Э. Роль семьи в преодолении агрессии младшего школьника // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. – Симферополь: Ариал, 2020. – С. 183-187.