Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ КОГНИТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(219)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Ермекова М.Г. ФОРМИРОВАНИЕ КОГНИТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 40(219). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/219/120083 (дата обращения: 30.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ КОГНИТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Ермекова Молдир Галымжановна
магистрант, Северо-Казахстанский университет имени Манаша Козыбаева, Казахстан, г. Петропавловск
Алпысбаева Мадина Борамбаевна
научный руководитель, доцент, доктор (PhD), Северо-Казахстанский университет имени Манаша Козыбаева, Казахстан, г. Петропавловск

 

В настоящее время востребована модель интегрального типа, в которой цели, содержание и результаты обучения формируются комплексно с учетом профессиональных изменений, а не узкопрофессиональная модель подготовки выпускника вуза. Это относится не только к квалификации, определяемой системой знаний, навыков, но и к базовым личностным качествам и компетенциям.

Знания – это результат получения информации посредством обучения, определяемый совокупностью фактов, принципов, теорий и практик в соответствующей сфере деятельности.

Навыки — это проверенная способность применять знания для решения проблем.

Опыт – это устойчивая способность успешно решать задачи в профессиональной или иной сфере деятельности. Таким образом, развивая компетенции студентов, мы развиваем их знания, умения и опыт, однако особое внимание важно уделять мотивационной стороне образовательного процесса, развивать индивидуальную готовность действовать самостоятельно [1].

По мнению Д.Ю.Алипхановой, наиболее адекватным определением компетентности является готовность решать жизненные и профессиональные задачи человека на основе использования внутренних и внешних ресурсов [2]. С помощью этого метода показано, что личностные качества, знания, умения студентов зависят от приобретенного опыта. В понятии «компетентность» помимо традиционных признаков профессионализма - знаний, умений и навыков выделяются следующие качества:

- интегративный и творческий характер;

- высокая эффективность результата;

- практическая направленность образования;

- формирование мотивации самосовершенствования;

- академическая и трудовая мобильность [3].

Понятие компетентности обязательно включает когнитивный компонент как один из важнейших, связанный с процессами получения информации и использования мыслительных стратегий в процессе обучения. Когнитивная компетентность - интегральная характеристика человека, отражающая степень сформированности его познавательных процессов, компонентов учебно-познавательной деятельности, его стремление и готовность к постоянному самообразованию. Когнитивную компетентность можно рассматривать как один из основных видов личностной компетентности, как компонент других видов компетентности, как личностную основу непрерывного образования. Когнитивная компетентность как качество личности студента имеет свои особенности и структуру.

Важность когнитивной компетентности:

- вооружает знаниями, умениями и навыками;

- способствует воспитанию у студентов мировоззрения, нравственных качеств;

- развивает их познавательные способности, активность, самостоятельность;

- обнаруживает и реализует потенциальные возможности студентов;

- вдохновляет на исследовательскую и творческую познавательную деятельность.  

Познавательная деятельность является одним из ведущих видов деятельности учащихся, который стимулирует учебную деятельность на основе познавательного интереса. Таким образом, под когнитивной компетентностью понимается черта личности, определяющая готовность к постоянному повышению своего когнитивного уровня, потребность в обновлении и реализации своего личностного потенциала, способность к приобретению новых знаний и навыков, способность к саморазвитию.

Когда мы говорим о формировании познавательной компетентности, то рассматриваем познавательные механизмы, познавательные процессы познавательные операции, а также когнитивные структуры [4].

Когнитивная компетентность, основанная на познавательных умениях, относится к самой познавательной деятельности и распространяется не только на процесс обучения, но и на общую область познания. В процессе самостоятельной исследовательской и творческой деятельности умение пополнять знания и завершать обучение является важным условием непрерывного самообразования с целью совершенствования профессиональной деятельности специалиста. Психологические исследования показывают, что обучение проходит успешно, когда мозг создает собственные ментальные структуры, но проблемы возникают, когда в него вводятся уже готовые структуры. Необходимо способствовать его зарождению и развитию, а не вводить языковые знания в процесс самостоятельной познавательной деятельности. Познавательная компетентность формируется в опыте собственной деятельности человека, поэтому образовательная среда должна создаваться таким образом, чтобы обучающийся оказывался в ситуациях, способствующих их формированию, точнее, в собственном рабочем процессе.

Самостоятельная работа во всех ее структурных компонентах понимается как вид учебной деятельности, в которой предполагается определенный уровень самостоятельности, от постановки задачи до контроля, контроля и коррекции, от выполнения простых видов работы до более сложных. При этом самостоятельная учебная работа - это специально организованная, любительская, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личных и (или) общественно значимых учебных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных потребностей, достижение профессионального роста.

Еще одним видом заданий, направленных на развитие познавательной компетентности учащихся, является тип проблемных заданий. Их особенность заключается в их сложности: невозможно развивать познавательную компетентность с помощью одного-двух видов заданий, необходима систематизированная, развернутая цепочка, которая формируется в ходе самостоятельной исследовательской деятельности учащихся при решении учебных задач учителя, при этом знания поставляется не в готовом виде, а поставлена ​​определенная задача. Проблемная ситуация, если:

- недостаточно информации для понимания проблемы или имеющихся знаний недостаточно, то есть возникает конфликт между знанием и незнанием;

- если есть необходимость использовать ранее полученные знания в новых практических ситуациях. При возникновении противоречия между теоретически возможным способом решения задачи и практической осуществимостью выбранного метода необходимо определить собственную позицию [5].

Таким образом, проблемное обучение эффективно способствует овладению знаниями, умениями и навыками учащихся, а также достижению высокого уровня их психического развития, формированию умения самостоятельно добывать знания посредством самостоятельной познавательной и творческой деятельности, таким образом, данный вид обучения положительно влияет на формирование когнитивной компетентности учащихся.

В заключение следует отметить, что компетентность не может быть навязана и сформирована в обход интересов человека, позволяя ему говорить об основах своей личности. Уровень сформированности когнитивной компетентности является динамичным, изменяющимся показателем, поэтому необходимо создавать определенные условия для развития этого качества путем актуализации и развития его компонентов.

 

Список литературы:
1. Чучалин А. И. Формирование компетенций выпускников основных образовательных программ // Высшее образование в России. 2008. – №12. – С. 10-19
2. Алипханова Д. Ю. Формирование экономической компетентности школьников // Педагогика. 2008. – №1. – С. 119-121
3. Шалашова М.М. Комплексная оценка компетентности будущих педагогов // Педагогика. 2008. – №7. – С. 54-59
4. Сорокоумова В.Н. Когнитивность и коммуникативность при формировании у студентов-филологов профессионально-педагогических навыков: Монография. Орёл: ОГУ, 2004. – 279 с.
5. Матюшкин А.М. Актуальные вопросы проблемного обучения. М.: «Просвещение», 1968. — С. 186—203