Статья:

ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ПОСЛЕДСТВИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(219)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Устабаева Р.Ш. ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ПОСЛЕДСТВИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 40(219). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/219/120211 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ПОСЛЕДСТВИЯ

Устабаева Рената Шавкатовна
магистрант, ОУ ВО Южно-Уральский технологический университет, РФ, г. Челябинск
Койшина Екатерина Алимовна
научный руководитель, канд. социол. наук, доцент кафедры «Экономика и управление», ОУ ВО Южно-Уральский технологический университет, РФ, г. Челябинск

 

Аннотация. В статье рассматриваются ключевые задачи Приватизации, а также отражение процесса коренной трансформации отношений собственности и создание условий для функционирования экономики как независимой от государства сферы общественной деятельности людей. Отдельное внимание уделено вопросам приватизации государственного имущества на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

 

Роль приватизации в современном государстве является основной в системе экономических отношений, которые возникают в результате изменения формы собственности на средства производства, а именно с государственной собственности на частную. Приватизация отражает связь значимых приоритетов, которые выражают интересы органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в результате глобальных изменений. Целесообразность и приемлемость конкретных способов приватизации должна определяться с учетом размера и типа предприятий (крупные, мелкие, средние предприятия должны иметь разные способы приватизации, особенно с учетом их роли в экономике).

Вместе с тем, в целях недопущения резких обвалов экономических связей, изменения структуры собственности должны носить постепенный характер.

Также система приватизации должна соблюдать обязательные условия, а именно необходимость обеспечения новых инвестиций, совершенствование управления и как следствие сохранение определенного уровня занятости социального обеспечения.

Самый главный принцип приватизации в настоящее время для гражданского общества и правового государства является принцип открытости и доступности. То есть каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным народному контролю [2].

Содержание приватизации состоит в трансформации государственных предприятий – производителей, основанных на том или ином производственно-техническом комплексе, в фирмы, базирующиеся на капитале.  Одной из главных существенных изменений в целях деятельности предприятий – это превращение основных и оборотных средств в основной и оборотный капитал, которые находятся в введении государственных предприятий. В результате присвоения и пользования капиталом основательно изменяют частные и коллективные интересы в предприятии, которые требуют новые этапы согласования. Вместе с тем, в результате приватизации, происходит изменение «рабочих» профессий на новые -  управляющие (менеджеры), собственники (акционеры), наемные работники, которые формируют новые социальные группы. Настоящие изменения являются основными в социальной структуре общества[1].

Как и в любых других экономических, социальных, политических, общественных сферах, в приватизации государственных и муниципальных предприятий существуют как положительные, так и отрицательные последствия. Рассмотрим одни из основных последствий:

- преимуществом приватизации предприятий является возможность частного предпринимательства и свобода в принятии экономических решений. Развитие частного предпринимательства порождает на территории субъекта конкурентоспособность, а она в свою очередь развеивает принципы оценки, в рамках которой определяется системность, объективность, динамичность и непрерывность действия частных предприятий [5].

- также положительным последствием приватизации является свободное распоряжение имуществом предприятий, а именно продажа, аренда, деление на доли и прочие. Так, например, у предприятия в собственности находится не занимаемое нежилое помещение, которое требует постоянное техническое обслуживание инженерных сетей, конструктивных элементов здания и др. В случае, если предприятие находится в государственной или муниципальной собственности, продать или сдать в аренду данное помещение потребует значительное количество времени и проведение ряда мероприятий для реализации указанной цели. Что не скажешь о частном предприятии, так, продать, сдать в аренду или поделить на доли имущество может любое лицо, обладающее необходимыми полномочиями в силу своих должностных обязанностей в этом предприятии или при наличии выданной доверенности.

- Предполагалось, что уменьшение расходной части бюджета путем освобождения государства от необходимости поддержки приватизированных предприятий и с увеличением доходов бюджета за счет поступления средств от приватизации, будет содействовать финансовой стабилизации. В результате финансовая стабильность не достигнута.

- В условиях экономического спада приватизация – изменение форм собственности предприятий не может понести за собой существенное повышение экономической эффективности[3].

24 июня 2004 года Государственной Думой ЯНАО принят Закон Ямало-Ненецкого автономного округа № 35-ЗАО «О приватизации государственного имущества Ямало-Ненецкого автономного округа» [4].

Согласно вышеуказанному законному акту субъекта Российской Федерации, следует, что приватизация государственного имущества на территории автономного округа осуществляется путем планирования. До 2021 года на территории Ямало-Ненецкого автономного округа действовало Распоряжение Правительства ЯНАО № 692-РП от 30.10.2018 «Об утверждении   прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества Ямало-Ненецкого автономного округа на 2019 – 2021 годы» [7].

Реализация прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества Ямало-Ненецкого автономного округа на 2019 – 2021 направлена на достижение основных целей и задач, предусмотренных государственной программой автономного округа «Управление окружным имуществом на 2014 – 2021 годы», утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 25 декабря 2013 года № 1137-П [6], которые в свою очередь направлены на сокращение участия государства в экономике, повышение эффективности управления государственной собственностью автономного округа.

Приватизация государственного имущества автономного округа в соответствии с прогнозным планом приватизации призвана обеспечить выполнение следующих задач:

1) продолжение структурных преобразований в экономике автономного округа;

2) оптимизация структуры государственной собственности автономного округа;

3) сокращение расходов окружного бюджета на управление государственным имуществом автономного округа;

4) получение дополнительных доходов в окружной бюджет за счет приватизации государственного имущества автономного округа.

В вышеуказанной программе закреплен перечень государственного имущества автономного округа, приватизация которого планировалось в 2019-2021 годах.

Согласно изменениям от 28 марта 2019 года, внесенными в программу, следует, что в перечень государственного имущества включили одно унитарное предприятие «Ямалгосснаб».

Так, 01.10.2019 года Государственное унитарное предприятие Ямало-Ненецкого автономного округа «Ямалгосснаб» прекратило деятельность юридического лица путем реорганизации в форме преобразования.

В настоящее время активно развивается вышеуказанное предприятие, но уже является Акционерным обществом, а унитарное предприятие-правопредшественником.

Успешное развитие данного юридического лица подтверждается уставным капиталом, так уставной капитал ГУП ЯНАО «Ямалгосснаб» составлял 17 800 000 рублей, а Акционерного общества «Ямалгосснаб» в настоящее время составляет 2 218 900 023 351 рублей. С учетом изложенного, следует отметить, что уставной капитал вырос на 12 465 630,47%.

На указанном примере уже очевидно видны положительные последствия передачи предприятия в частные «руки». По состоянию на сегодняшний день, общество входит в список лидеров на рынке

Территория базы Производственно-технического отдела общей площадью 30 Га, расположена в промышленном районе Обского причала, города Лабытнанги, Ямало-Ненецкого автономного округа. Настоящая база является одним из основных Предприятий, по оказанию услуг по переработке, транспортировке и хранению грузов, поступающих железнодорожным, речным и автомобильным транспортом.​Общество имеет более 11 км железнодорожных путей, которые примыкают к станции Лабытнанги Северной железной дороги. На реке Обь предприятие имеет 200 м причальной стенки, на которой расположены три портальных крана под которыми проходят два железно-дорожные пути. 

На территории предприятия имеются два склада открытого хранения площадью 3168 м2 и 4140 м2, а также тёплый склад временного хранения площадью 560 м2.​

Площадь территории открытого хранения у причальной стенки 8003 м2 и 7560 м2 (используется для сыпучих материалов: щебень, каменный уголь и пр.).​

На территории базы производственно-технического отдела имеются 5 холодильных установок общей наполняемостью 300 м. куб [9].

На сегодняшний день данное предприятие только вселяет уверенность в будущее, а именно решение таких проблем, как занятость населения различных сфер профессий, а также обеспечение жизненно необходимым энергоресурсов не только на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

Подводя итоги изложенному теоретическому материалу, указанным законным актам субъекта РФ – ЯНАО, приведенному примеру, необходимо отметить, что приватизация повышает качество управления и эффективность производства. она приводит к повышению производительности и к росту курса акций.

В настоящее время сформировалось и отрицательное мнение о приватизации, значительное большинство граждан, которые придерживаются не положительной точки зрения, а именно: новые собственники относятся к предприятию как к временной своей работе, тогда как государство управляет предприятием в интересах организации, ее функциям и задачам[8]. В результате чего следует сделать вывод о том, что новые собственники зачастую не инвестируют в предприятие и не повышают эффективность производства.

Указанное мнение имеет место быть в современном государстве, так как новые собственники зачастую заинтересованы лишь на выводе активов, а не о заботе о долгосрочных перспективах предприятия. Но также есть и обратная сторона сложившейся ситуации, это то, что государственными предприятиями управляют чиновники, у которых в принципе отсутствует личный стимул и интерес в предприятии. Представленные данные позволяют сделать вывод, что процесс приватизации носит противоречивый характер. Новые собственники могут быть не готовы к обязанностям, которые последуют после приватизации. Подавляющее преобладание в стране государственной собственности делает процесс приватизации необходимым для демонополизации экономики и стабилизации экономического положения, развития демократического характера отношений собственности и управления предприятиями, для рациональной деятельности государственного сектора, повышения эффективности функционирования предприятий, для стимулирования различных форм предпринимательства, улучшения состояния государственных финансов и снижения инфляции. Учитывая совокупность изложенного, следует определить цель приватизации как основополагающий элемент реформы в современной экономике, которая предполагалась для обеспечения нормального функционирования рыночной системы. В результате изменения отношений собственности в стране, можно говорить о формировании новых мотиваций хозяйсвующих субъектов и начале формирования новых изменений структуры производства, которые послужат эффективному производству и росту национального дохода.

 

Список литературы: 
1. Акционерное общество «Ямалгосснаб»   / О компании [Электронный ресурс]. URL: https://www.yamalgs.ru/.
2. Григорян Т.Р. «Государственный контракт на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд: проблемы теории и практики»- Москва: Дашков и К, 2021. 210 c.
3. Добролюбова Е.И., Клочкова Е.Н., Южаков В.Н. «Численность и оплата труда федеральных государственных гражданских служащих в условиях внедрения программно-целевых и проектных подходов», 2018.  150 c.
4. Закон Ямало-Ненецкого автономного округа № 35-ЗАО «О приватизации государственного имущества Ямало-Ненецкого автономного округа». Доступ из справ. -правовой системы «Консультант Плюс».
5. Касаткин Б.П. «Концепция и методология управления рисками промышленных предприятий» - Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2017. 107 c.
6. Постановление Правительства автономного округа от 25 декабря 2013 года № 1137-П. Доступ из справ. -правовой системы «Консультант Плюс».
7. Приватизация: 30 лет спустя / Парламентская газета 01.07.2021 [Электронный ресурс]. URL: https://www.pnp.ru/economics/privatizaciya-30-let-spustya.html.
8. Распоряжение Правительства ЯНАО № 692-РП от 30.10.2018 «Об утверждении   прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества Ямало-Ненецкого автономного округа на 2019 – 2021 годы». Доступ из справ. -правовой системы «Консультант Плюс».
9. Соколов А.С. «Совершенствование антикоррупционных мер в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд» - Саратов: Вузовское образование, 2022. 80 c.