Статья:

УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ ПО РАССМОТРЕНИЮ ТРУДОВЫХ СПОРОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(222)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Мисуно Д.Д., Климович А.А. УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ ПО РАССМОТРЕНИЮ ТРУДОВЫХ СПОРОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 43(222). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/222/121784 (дата обращения: 24.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ ПО РАССМОТРЕНИЮ ТРУДОВЫХ СПОРОВ

Мисуно Дарья Дмитриевна
студент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Климович Анастасия Артуровна
студент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Антонова Ольга Александровна
научный руководитель, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск

 

На сегодняшний день одним из актуальных остается вопрос процессуального положения прокурора в рассмотрении гражданских дел по трудовым спорам. Роль прокурора не только в рассмотрении такой категории дел, но и в целом, как лица, участвующего в гражданском судопроизводстве велика и отражает государственный публичный характер такого участия. Процессуальный статус прокурора в суде первой инстанции определяется тем, что он включается в круг юридически заинтересованных в исходе дела лиц.

Под индивидуальным трудовым спорам понимается неурегулированные разногласия между нанимателем и работником (лицом, которому отказано в заключении трудового договора, уволенным работником) по вопросам применения законодательства о труде, коллективного договора, соглашения, иных локальных правовых актов, соблюдения условий трудового договора. Данные споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам или судами [5].

Процессуальными формами участия прокурора в гражданском судопроизводстве по трудовым делам являются:

  1. инициирование возбуждения производства.

Одним из самых распространенных направлений деятельности прокурора по обеспечению трудовых прав и законных интересов граждан и юридических лиц является предъявление им иска в суд в интересах работника или нанимателя. Задачей прокурорского надзора при предъявлении иска по делам, вытекающим из трудовых правоотношений, является своевременное и эффективное принятие мер к устранению в судебном порядке нарушений законов, пресечению правонарушений, защите прав и охраняемых законом интересов работников, а также организаций. Прокурор обязан воспользоваться своим правом предъявить иск, если это необходимо в целях устранения выявленных нарушений законодательства.

Право прокурора на предъявление иска в интересах юридических лиц и граждан предусмотрено Законом Республики Беларусь «О прокуратуре», Гражданским процессуальным кодексом (далее – ГПК), а также Трудовым кодексом Республики Беларусь (далее – ТК).

Так, в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 22 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре» при установлении нарушений закона в зависимости от их характера прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции предъявляет в суды иски и заявления в защиту прав и законных интересов государства, предприятий, учреждений и организаций государственных форм собственности, а в защиту прав и законных интересов субъектов хозяйствования негосударственных форм собственности и граждан – в случаях, если они лишены возможности самостоятельно защитить свои интересы [4]. Согласно ст. 81 ГПК прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением о возбуждении гражданского дела, подведомственного суду, если это необходимо для защиты прав и охраняемых законом интересов Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц, а также юридических лиц и граждан. Прокурор вправе вступить в дело на любой его стадии, если этого требуют интересы государства, а также с целью защиты прав и охраняемых законом интересов граждан [2].

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 241 ТК Республики Беларусь, в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права. Сроки обращения за разрешением трудовых споров, установленные в ч. 1 и ч. 2 ст. 242 ТК, применяются и при обращении в суд прокурора [5].

Также прокурор участвует в рассмотрении дел судом апелляционной и надзорной инстанции, принимая меры к недопущению оставления в силе незаконных и необоснованных решений, и осуществляет надзор за соблюдением законности при исполнении решений по трудовым делам.

При этом особое значение имеет надзор за соблюдением законности при исполнении судебных решений по делам о восстановлении на работе незаконно уволенных работников. Практика показывает, что имеют место случаи, когда решение о восстановлении на работе не выполняется. Прокурор должен не только выявлять такие нарушения, принимать немедленные меры к их устранению, но и следить за тем, чтобы виновные были наказаны.

  1. второй формой участия прокурора в гражданском судопроизводстве по трудовым делам является вступление в процесс, возбуждаемый по инициативе других лиц. В данном случае необходимость участия прокурора в данной категории дел признается либо судом, либо непосредственно самим прокурором.

Таким образом, участвуя в рассмотрении судом гражданских трудовых дел независимо от того, участвует он по своей инициативе или по определению суда, и являясь во всех случаях представителем государства, прокурор обязан добиваться точного и неуклонного соблюдения норм процесса, способствовать полному исследованию обстоятельств дела, правильному разрешению споров и соблюдению законности. Осуществляя надзор за законностью судебных решений, прокурор обязан опротестовать незаконные и необоснованные решения в сроки, установленные законом.

Исходя из этого, целью деятельности прокурора в гражданских делах по трудовым спорам является:

  • содействие правосудию по решению трудовых споров;
  • защита, в пределах имеющейся компетенции, прав и свобод человека и гражданина, а также публичных интересов;
  • укрепление законности в сфере трудового и гражданского законодательства.

После анализа деятельности прокурора в рассмотрении трудовых споров стоит отметить определенные неточности в законодательстве. Несмотря на то, что ТК использует термин «трудовые права», он не содержит легального определения этого понятия. Доктрина же не выработала единого толкования данного термина, но, обобщая различные интерпретации ученых, трудовые права можно охарактеризовать как правовые притязания участников трудовых правоотношений к иным субъектам указанных правоотношений. Не существует в юридической науке и единого мнения относительно понятия «защита прав». К примеру, отдельные исследователи понимают защиту прав как «совокупности мер, направленных исключительно на их восстановление и устранение препятствий в реализации» [1, с. 19]. Представляется, что это определение не вполне применимо к отдельным специфичным видам деятельности, таким как деятельность прокурора. Обусловлено это тем, что доктрина, рассматривая защиту прав как процесс, имеющий несколько стадий, необоснованно исключает из этого процесса стадию пресечения правонарушения. Поэтому корректнее с учетом участия прокурора в защите трудовых прав граждан понимать под защитой прав деятельность, «содержание которой составляет реализация предусмотренных законом правовых способов и средств, обеспечивающих пресечение нарушений трудовых прав и интересов, их восстановление или устранение препятствий в реализации».

Стоит также обратить внимание на проблему определенной несбалансированности сроков рассмотрения обращений в органах прокуратуры и сроков исковой давности по делам, вытекающим из трудовых отношений, обесценивающей такой способ защиты права, как обращения с заявлением к прокурору. Полагаем, что в ст. 10 ТК необходимо внести следующее дополнение: «Течение сроков исковой давности по требованиям о защите трудовых прав приостанавливается при обращении лица к прокурору на срок рассмотрения обращения».

Подводя итог, целесообразным является предложение определить правовой статус прокурора в гражданских делах по трудовым спорам как особого участника гражданского процесса, основной задачей которого является защита прав и законных интересов граждан. Процессуальный статус прокурора характеризуется определенными процессуальными интересами и целями, ради которых он участвует в деле, а именно: обладание государственно-правовой и отсутствие материальной заинтересованности, а также участие в процессе от своего имени вне зависимости от позиций сторон. Как отмечает М.К. Треушникова, «правовое положение прокурора обусловлено сущностью и целями его участия в гражданском судопроизводстве, а объем и характер процессуальным прав прокурора обусловлен также и формами его участия в деле» [3].

Прокурор, являясь лицом, которое непосредственно участвует в деле, имеет юридическую заинтересованность в рассмотрении и разрешении гражданских дел в целом, но данная заинтересованность не имеет личностного характера и не преследует материальных выгод. При рассмотрении трудовых споров заинтересованность прокурора обусловлена спецификой прокурорской деятельности – прокурор от имени Республики Беларусь осуществляет надзор за исполнением законодательства на ее территории.

 

Список литературы:
1. Васильева, Е. В. Защита профсоюзами социально-трудовых прав работников в условиях рыночной экономики : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.05 / Е. В. Васильева. – Томск, 2006. – 179 с.
2. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 11 января 1999 г., № 238-З : принят Палатой представителей 10 декабря 1998 г. : одобр. Советом Респ. 18 декабря 1998 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 27.05.2021 г., № 113-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
3. Максимова, К. А. Процессуальный статус прокурора в гражданском процессе по рассмотрению трудовых споров [Электронный ресурс] / К. А. Максимова // Студенческая наука. – 2018. – № 2 (17). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/protsessualnyy-status-prokurora-v-grazhdanskom-protsesse-po-rassmotreniyu-trudovyh-sporov/viewer. – Дата доступа: 12.12.2022.
4. О прокуратуре: Закон Респ. Беларусь от 8 мая 2007 г. № 220-З: с изм. и доп. от 19 мая 2022 г. № 171-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
5. Трудовой Кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] :  26 июля 1999 г., № 296-З : Принят Палатой представителей 8 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г. : в ред. Закона от 28.25.2015 г., № 114-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.