ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №44(223)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №44(223)
ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Производство по делам об административных правонарушениях, осуществляемое в органах внутренних дел (полиции), происходит в определенной последовательности. КоАП РФ [1] закрепляет такие стадии, как: возбуждение дела об административном правонарушении, рассмотрение дела об административном правонарушении, пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях, порядок исполнения отдельных видов административных наказаний.
Производство по делам об административных правонарушениях - это юридически властная деятельность уполномоченных субъектов административного права (судей, органов, должностных лиц) по разрешению дел об административных правонарушениях, осуществляемая в административно-процессуальной форме. Данное производство является частью административного процесса. Можно также отметить, что производство по делам об административных правонарушениях в органах внутренних дел - это особый вид юрисдикционной деятельности органов внутренних дел, отличающийся набором специфических черт. В своей совокупности признаки производства по делам об административных правонарушениях выражают особую природу и социальное назначение данного вида юрисдикционной деятельности ОВД.
Данному виду производства присущи следующие особенности:
- органам внутренних дел подведомственен широчайший круг дел об административных правонарушениях;
- направленность на защиту прав граждан, охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
- производство по делам об административных правонарушениях в ОВД регулируется не только нормами КоАП РФ, но и постановлениями Правительства РФ, Верховного Суда РФ, ведомственными нормативно-правовыми актами и нормативными актами других федеральных исполнительных органов власти;
- органы внутренних дел имеют право на применение большого объема мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, в том числе и по делам не подведомственным ОВД, в случае обращения к ним должностных лиц уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях;
- ведение как простого производства по делам об административных правонарушений, так и упрощенного и полного производства;
- наличие права не только на составление протоколов об административных правонарушениях, но и на их рассмотрение;
- возможность при наличии соглашения между МВД РФ и органами власти субъекта РФ составлять протоколы по соответствующим составам административных правонарушений, предусмотренных законами субъектов РФ;
- обращение к исполнению административных наказаний вынесенных должностными лицами ОВД (административный штраф) и их непосредственное исполнение (предупреждение),
- исполнение административных наказаний вынесенных судом (лишение права управления транспортным средством, конфискация оружия, административный арест).
Анализ практики правоприменительной деятельности органов административной юрисдикции Республики Крым свидетельствует, что в 50 % случаев поводами к возбуждению дела являлись проводимые контрольно-надзорные мероприятия, в 30 % случаев - письменные сообщения и заявления физических лиц, юридических лиц и общественных объединений, в 15 % случаев – материалы, поступившие из правоохранительных и других государственных органов, в 5 % случаев – иные источники получения информации (сообщения в средствах массовой информации, устные обращения граждан) [3].
За 12 месяцев 2021 года сотрудниками территориальных органов МВД России по Республике Крым пресечено 54 тыс. 36 правонарушений, предусмотренных КоАП РФ (аналогичный период 2020 года 54170, 134) (без учета ГИБДД, УВМ).
В структуре выявленных правонарушений 38,2% (20658) составляют правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, гл. 20 КоАП РФ (АППГ 18703, +1955), 15,3 % (8279) правонарушения, посягающие на здоровье населения и общественную нравственность, гл. 6 КоАП РФ (АППГ 10566, 2287), 8,2% (4453) правонарушения в области предпринимательской деятельности, гл. 14 КоАП РФ (АППГ 2444, +2009), 3,7 % (2043) правонарушения в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства, гл. 18 КоАП РФ (АППГ 2639,596), 0,3 % (143) правонарушения в области дорожного движения, гл. 12 КоАП РФ (АППГ 180, 37), 24,5 % (13286) правонарушения против порядка управления, гл. 19 КоАП РФ (АППГ 14776, 1490), 9,6 % (5173) иные административные правонарушения (АППГ 4862, +311) [3].
Наиболее распространенные административные правонарушения, пресекаемые сотрудниками органов внутренних дел (полиции) при обеспечении охраны общественного порядка (статьи 20.1 и 20.21 КоАП РФ), преимущественно совершаются лицами, ведущими антиобщественный образ жизни и не имеющими постоянного источника дохода, что существенно затрудняет взыскание наложенных на них административных штрафов.
В этой связи, представляется целесообразным направление таких материалов судьям для применения к виновным лицам наказания в виде административного ареста.
Так, в 2021 году по статье 20.1 КоАП РФ - судами Республики Крым принято 702 (7,2 % от общего количества рассмотренных) решений, из них 119 (16,9 % от количества принятых по статье 20.1 КоАП РФ) решений о назначении административного ареста; по статье 20.21 КоАП РФ - судами принято 1 тыс. 30 (10,5 % от общего количества рассмотренных) решений, из них 219 (21,2 % от количества принятых по статье 20.21 КоАП РФ) решения о назначении административного ареста [2].
За 2021 год вынесено 550 постановлений о прекращении производств по делам по делам об административных правонарушениях (АППГ – 462), из них судебными органами – 269, должностными лицами территориальных органов внутренних дел – 281. За отсутствием события, состава административного правонарушения, то есть по 126 административных дел (АППГ – 253) [2].
Основной причиной прекращения дел об административных правонарушениях за отсутствием события, состава административного правонарушения является несоблюдение сотрудниками полиции требований главы 26 КоАП РФ в части качества сбора доказательств по делу об административном правонарушении, неустановление свидетелей и очевидцев правонарушения, неправильная квалификация сотрудниками полиции действий (бездействия) правонарушителя.
По каждому факту прекращения дел об административных правонарушениях в отношении сотрудников проводятся служебные проверки, по результатам которых к дисциплинарным взысканиям за допущенные нарушения требований административного законодательства привлечено 73 сотрудника полиции территориальных органов МВД России по Республике Крым, на районном уровне [2].
Большая часть выявления административных правонарушений осуществляется участковым уполномоченным полиции в ходе ежедневных профилактических обходов административного участка, непосредственного контакта с населением, проживающим на его территории, при проведении профилактических мероприятий, а также при осуществлении проверки заявлений, сообщений и обращений граждан, организаций, органов государственной власти и местного самоуправления.
В процессе осуществления административно-юрисдикционной деятельности участковый уполномоченный полиции составляет протоколы об административных правонарушениях, а в случае необходимости применяет меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (указанные в ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ), в том числе осуществляет административное доставление и задержание в пределах полномочий, установленных правовыми актами МВД России.
Органы внутренних дел являются важным звеном в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, так как непосредственно занимаются борьбой с правонарушениями несовершеннолетних.
Инспектор ПДН наделен полномочиями по составлению протокола об административном правонарушении, а, следовательно, по возбуждению административного производства и осуществлению предусмотренных главами 27, 28 КоАП РФ процессуальных действий, а именно имеет право:
1) возбудить административное производство в отношении несовершеннолетнего или родителя (законного представителя), совершивших административное правонарушение;
2) применить меры обеспечения административного производства, предусмотренные ст. 27.1 КоАП РФ;
3) взять объяснение с несовершеннолетнего с соблюдением требований п. 4 ст. 25.6 КоАП РФ;
4) имеет право удалить несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо (ч. 4 ст. 25 1 КоАП РФ).
Рассматривая вопрос о применении отдельных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях к несовершеннолетним следует уделить особое внимание таким мерам, как доставление, административное задержание и медицинское освидетельствование. Так, по результатам опроса сотрудников органов внутренних дел по Республике Крым показал, что наибольшее затруднение в применении и дальнейшего совершенствования правовой регламентации требуют следующие меры: медицинское освидетельствование на состояние опьянения (44,2 %), административное задержание (33,8 %), доставление (29,2 %).
Мониторинг правоприменительной деятельности органов внутренних дел по Республике Крым по реализации положений действующего законодательства позволяет сделать выводы. Во-1х, участковые уполномоченные полиции выполняют не свойственные оперативно-служебной деятельности обязанности, которые осуществляются не установленными формами несения службы, такими как: проведение профилактического обхода административного участка; осуществление приема граждан и рассмотрение их обращений; проведение индивидуальной профилактической работы с гражданами, состоящими на профилактическом учете; проведение отчетов перед населением о проделанной работе. Во-2х, вопросы деятельности участкового уполномоченного полиции по контролю за соблюдением законодательства в области оборота оружия урегулированы не в полной мере, что вызывает определенные трудности по его осуществлению. В-3х, в ходе приема граждан и рассмотрения их обращений участковый уполномоченный полиции выявляет достаточное количество обращений, которые поступают от граждан по вопросам регулирования общественных отношений, не относящихся не только к сфере деятельности полиции, но и органов внутренних дел в целом, рассмотрение которых возможно, например, в рамках гражданского процессуального производства. Данное положение дел свидетельствует о том, что возникла существенная необходимость конкретизации функциональных задач участкового уполномоченного полиции, а также исключения обязанностей несвойственных деятельности участкового уполномоченного полиции и способствующих «отвлечению от исполнения функциональных задач».