АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №44(223)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №44(223)
АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
С отраслевой точки зрения законодательство об объединениях носит комплексный характер и состоит из конституционного законодательства, гражданско-правового, а также иного базового регулирования, не разграничивающего жестко частноправовые и публично-правовые нормы, отраслевого и специального регулирования. То есть, указанный нормативный массив структурно состоит из нескольких блоков, а именно:
- конституционных основ;
- базового регулирования (конституционное (публичное) и частное);
- законов об отдельных видах объединений граждан;
- отраслевого регулирования по отдельным вопросам;
- специального законодательного регулирования;
- регионального сегмента;
- подзаконного регулирования.
Приведенная структура законодательства, выделенная на основе анализа и обобщения законодательного массива, говорит, прежде всего, о его комплексности и многогранности. Можно отметить, что к настоящему моменту свое отражение в нормативном массиве нашли не только составляющие статуса объединений (конституционного и отраслевого), но также и различные специфические аспекты деятельности объединений и их взаимоотношений с государством и иными субъектами правового общения. Конституционное регулирование раскрывается в базовом сегменте, который, в свою очередь, воплощается в отраслевом и региональном законодательстве. Детальное регулирование порядка реализации права граждан на объединение, основы статуса и деятельности объединений граждан, взаимоотношения объединений с государством, ограничения, налагаемые на объединения, меры воздействия и ответственности, применяемые к ним, а также гарантии находят свое отражение в значительной группе федеральных законов. Отдельные вопросы, связанные, прежде всего, с отношениями между органами власти и объединениями, такие как поддержка некоммерческих объединений, порядок субсидирования их деятельности, передача осуществления части функций, порядок регистрации и осуществление иных действий, связанных с ней, ведение публичных реестров различных видов объединений, регулируются подзаконными актами. Определенную роль играет и законодательство субъектов Российской Федерации - прежде всего в вопросах поддержки отдельных видов общественных объединений и их деятельности, наделения объединений дополнительными правами и возможностями. В то же время стоит еще раз отметить, что в большей степени законодательство об объединениях - федеральная нормативная система, в связи с чем региональное регулирование в данном случае - подчиненная по отношению к федеральной часть нормативной системы.
Ю.С. Гамбаров «всегда возможны отношения, возникающие и развивающиеся вне зависимости от воли законодателя и, следовательно, не от него получающие свое определение и назначение» [1, с.55-57]. К таковым следует отнести и отношения по поводу реализации свободы ассоциации. Надо отметить, притом, что они, тем не менее, могут иметь значительную публичную значимость, что мы и наблюдаем при изучении объединений граждан.
Законодательство об объединениях как целостная система многогранно, носит комплексный характер и сочетает в себе как значительный публично-правовой компонент, так и частноправовые начала.
Законодательство об объединениях - комплексное, сочетающее в себе сильные публично-правовые и частноправовые начала. Важнейшая роль объединений в общественном строительстве и системе гражданского общества предопределяет особое внимание к ним со стороны группы публично-правовых отраслей права. В то же время гражданская свобода действовать сообща с другими для достижения каких-либо целей и реализации субъективных прав предполагает регулирование их деятельности частным правом.
Законодательство об объединениях зачастую не отвечает требованиям принципа правовой определенности, непонятно и трудно в применении для граждан, объединений и должностных лиц. Нестабильность регулирования также не способствует динамичному развитию «третьего сектора». В совокупности с неоднозначной практикой реализации законоположений об объединениях указанные проблемы свидетельствуют о недостаточной эффективности законодательного регулирования права на объединение.
Нельзя не отметить, что законодательство об объединениях содержит чрезмерный репрессивный компонент, явно не обозначенный, но, как это показывает анализ практики его применения, совокупность установленных норм значительно ограничивает сферу свободы ассоциации.
Кроме прочего, необходимо признать, что комплекс законодательства об объединениях зачастую не отвечает требованиям, предъявляемым к качеству закона. Это и несоблюдение фундаментального принципа поддержания доверия к закону, раскрывающегося через категории разумной стабильности законодательного регулирования и предсказуемости его развития, и частичная пробельность законодательства, и существующая до сих пор несогласованность его отдельных положений, и отсутствие системности [3, с.222,234].
Систему законодательства об объединениях отличают следующие черты: разрозненность и противоречивость, громоздкость, нестабильность и пробельность, частичное несоответствие положений принципу правовой определенности, смешение элементов системы (частного и публичного регулирования) в одних актах, без их четкого разграничения между собой, а также имеющиеся противоречия между положениями частно-правовых и публично-правовых актов.
Преодоление указанных проблем постепенно осуществляется в рамках процесса конституционализации законодательства об объединениях, под которой следует понимать процесс раскрытия и воплощения конституционных принципов свободы объединений в таком законодательстве.
К настоящему времени в России сложился достаточно объемный массив законодательных актов, регулирующих деятельность общественных объединений, однако расширение их числа и многообразия требует новых подходов к правовому регулированию их деятельности. В условиях динамического развития общественных объединений и необходимости решения социальных проблем в стране нынешнее законодательство требует внесения необходимых изменений или разработки новых законодательных актов [74].