СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ САРАТОВСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №44(223)
Рубрика: История и археология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №44(223)
СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ САРАТОВСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА
В производстве товаров общественного потребления сохранялся цеховой уровень. Труд ремесленника был актуален и востребован в растущем городе. В условиях примитивного труда, когда не требовались специальные знания, мелкопроизводственное мастерство могло передаваться из поколения в поколение. На промышленных предприятиях, которые во второй половине XIX в. мало отличались от кустарной мастерской, ядром городских промышленников выступали мещане и цеховые, которые являлись владельцами, а также приказчиками, мастерами и квалифицированными рабочими.
В случае, если главным занятием саратовского мещанина выступало ремесло, то он записывался в цех как ремесленник. Мещане выступали главенствующим слоем среди городских ремесленников исследуемого района. В пореформенный период подобная занятость у мещан выступала как основная. В 1860 г. мастеровых с рабочими и подмастерьями насчитывалось 2.318 человек, т. е. 10,7 % мещанства. В начале XX в. количество мещан-ремесленников выросло в 2,3 раза. Общее число в Саратове достигало 18.352 человека [4, с. 65].
В пореформенный период наёмный труд начал возрастать. На производствах в основном применяли мужской труд. Женский труд использовался на табачных фабриках и кирпичных заводах. Дети до 14 лет в качестве учеников трудились на винокуренных, колокольных, чугунолитейных заводах.
Этап индустриализации, в который вступило Нижнее Поволжье во второй половине XIX в., внес значительные изменения не только в техническое состояние и организацию производственного процесса заводских предприятий, но во многом отразился на социальном статусе и менталитете работников и предпринимателей.
Повышение технологического обеспечения фабрик и заводов и появление новой техники в 70-х годах XIX в. привело к росту рабочей квалификации. Процент грамотных в саратовской промышленности значительно превышал средний уровень грамотности городских жителей. Если в среднем в городах грамотными был только один мужчина из двадцати, то среди промышленных рабочих саратовских предприятий грамотным был каждый пятый [2, с. 99].
Формирование рыночных отношений и развитие капиталистической системы производства в Поволжье вызвал нарастание миграционных процессов. Саратов стал центром скопления чернорабочих. Через город шли крестьяне северных губерний – Вятской, Костромской, Нижегородской и Симбирской. Значительную часть из всех чернорабочих представляли бурлаки. Они двигались вслед за судном по реке. Через город два раза в год проходило до 500 тыс. человек [1, с. 8], которые могли быть трудовым резервом на саратовских предприятиях.
Наиболее остро стояла проблема социальной интеграции рабочей силы, пришедшей из деревни в городскую жизнь. С одной стороны, выделялись активные представители рабочего класса, которые стремились всеми силами закрепиться в городском пространстве. Такие рабочие посещали образовательные кружки, понимали необходимость и важность образования для подрастающего поколения. С их стороны наблюдался и интерес к политике. Эта категория рабочих позже начнет организовывать заводские профсоюзы и вступать в политические организации. С другой стороны, среди вырвавшихся из патриархальной сельской общины работников, некоторые понимали город как место вседозволенности [3, с. 102]. Пьянство и азартные игры сопровождали их в нерабочее время [3, с. 103].
Соотношение квалифицированных кадров рабочих и чернорабочих менялось в зависимости от производства. Наибольшее количество квалифицированных кадров наблюдалось в суконной отрасли, металлообрабатывающих и механических предприятиях. Наименьшее - на маслобойных и кирпичных заводах. На последних в постоянном режиме работало лишь несколько мастеров и механиков. На маслозаводах, где функционировали ночлежки, состав рабочей силы мог меняться в течении недели. Среднее положение занимали крупные мукомольные мельницы и цементные заводы, где доля чернорабочих достигала почти половины всех работающих [3, с. 104].