Статья:

ПРИНЦИП СВОБОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(224)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Албакова Е.М. ПРИНЦИП СВОБОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 1(224). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/224/122354 (дата обращения: 09.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРИНЦИП СВОБОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Албакова Ева Магомедовна
магистрант, Ингушский государственный университет, РФ, г. Магас
Барахоева Елизавета Абубукаровна
научный руководитель, старший преподаватель, Ингушский государственный университет, РФ, г. Магас

 

Свобода экономической деятельности является одной из фундаментальных основ экономического строя.

Согласно ч.1. ст.8 Конституции РФ «в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности» (2). Таким образом, свобода экономической деятельности не только субъективное право, но и основополагающий принцип, основа конституционного строя, выступающая базой для закрепления иных экономических прав и свобод [12,с.71].

По мнению М.В. Баглая, принцип свободы экономической деятельности реализуется в функциях государства. «Государство должно не просто гарантировать данный принцип, но и регулировать его исполнение» [6,с.161].

По мнению  Е.А. Бондаревой, свобода экономической деятельности выступает универсальным принципом, объединяющим, в свою очередь, принципы договора, защиты от недобросовестной конкуренции, свободного объединения для совместной экономической деятельности, свободного перемещения товаров, услуг, финансовых средств [7].

Профессор Г.А. Гаджиев подчеркивает, что принцип свободы экономической деятельности является «стержнем экономической конституции», предполагающим прежде всего свободу предпринимательства (9).

Он рассматривает свободу экономической деятельности как конституционный принцип регулирования экономических отношений, наряду с такими принципами, как единое экономическое пространство, свободное перемещение товаров, услуг, поддержка конкуренции [12,с.71].

Действительно, в непосредственной связи с принципом свободы экономической        деятельности следует рассматривать и взаимоотношение с иными принципами экономического строя, в Конституции Российской Федерации, а именно, с принципом единства экономического пространства. Очевидно, что свобода экономической деятельности реализуется в границах единого экономического пространства. Это понятие, законодательно не определено несмотря на то, что указанный принцип прямо закреплен в различных нормативных правовых актах.

Его содержание раскрывается в нормах международного права, в частности, в ст. 2 Договора о Евразийском экономическом союзе [1].

Анализируя позицию А.В. Габова, считает, что положения о свободе экономической деятельности закреплены в ст.8 Главы 1 и ст.36 главы 2  и пересмотр этих глав возможен лишь с применением специального механизма пересмотра и тем самым по его мнению положения статей 8 и 34 составляют единство и посредством сложного механизма изменения этих положений гарантируется стабильность принципа свободы экономической деятельности [8,с.113].

М.В. Баглай, придерживается иной точки зрения он рекомендует считать в качестве принципа только положения ст. 8 Конституции Российской Федерации, «в связи с тем, что данная  норма закреплена в главе «Основы конституционного строя», содержание которой определяют нормы-принципы, продолженные в других главах  Конституции Российской Федерации и нормативных правовых актах в виде конкретных установлений [6].

Свобода экономической деятельности – это, в первую очередь, свобода экономического выбора.

У обладателя частной собственности (например, предпринимателя) гораздо более широкие возможности в выборе. Современные экономисты определяют экономическую свободу как возможность выбора форм собственности, сферы деятельности для применения своих способностей, способов распределения доходов, потребления материальных благ и т. д. Она представляется фундаментальной основой развития рыночной экономики.

Принцип единства экономического пространства закреплен во многих законодательных актах Российской Федерации и тесно связан с принципом свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Данный принцип приобретает особое значение в налоговой сфере. Например пункт 4 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации [3] вводит запрет на установление налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство Российской Федерации, а также прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров, услуг или финансовых средств.

Важным шагом в реализации принципа единства экономического пространства было принятие Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116 ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [4] и Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»[5]. Основной предпосылкой принятия данных законов послужило создание благоприятных условий для развития экономического потенциала страны.

Принцип единства экономического пространства закреплен во многих законодательных актах наряду с принципом свободы экономической деятельности.

Свобода экономической деятельности – это прежде всего свобода экономического выбора и у обладателя частной собственности возможностей этого выбора больше. Для эффективной их реализации необходимо обеспечение единого правового регулирования хозяйственных отношений на территории Российской Федерации.

В рамках единого экономического пространства субъекты экономической деятельности реализуют свои возможности, как правило, связанные со следующим принципом – свободы перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Данный принцип, закреплен в ч. 1 ст. 8 и раскрывается в ч. 1 ст. 74 Конституции Российской Федерации [2], являясь продолжением принципа единства экономического пространства. Г.А. Гаджиев, отмечает, что принцип свободы перемещения товаров направлен на создание конституционно-правового режима стабильности экономического оборота [10,с.250].  Несоблюдение этого принципа приведет к невозможности устойчивого экономического роста на территории Российской Федерации.

Свобода экономической деятельности предполагает свободную реализацию товаров, услуг и финансовых средств в рамках единого экономического пространства и возможна при обеспечении ее правовыми средствами «здоровой» конкуренции.

Принцип свободы экономической деятельности непосредственно связан с принципом поддержки добросовестной конкуренции. Субъект хозяйствования, основываясь на принципе свободы экономической деятельности, реализует свои интересы, связанные с производством товаров, предоставлением услуг и т. п. В условиях конкуренции он вынужден постоянно совершенствоваться, искать новые, наиболее эффективные методы организации ведения бизнеса, если он предприниматель, то улучшать технологии и др. Таким образом, чем выше уровень свободы экономической деятельности, тем соответственно сильнее конкуренция на рынке и выше качество представляемых товаров и услуг. Для потребителей – иных участников экономической деятельности – принцип добросовестной конкуренции предполагает более широкие возможности для выбора тех или иных товаров, услуг в зависимости от показателей цены, качества и др. [11]

Итак, принцип свободы экономической деятельности предполагает свободу экономического выбора и в этой связи наиболее тесным образом связан с принципом признания и равной защиты различных форм собственности. Именно частная собственность предоставляет более широкие возможности в выборе сферы деятельности для применения своих способностей, способов распределения доходов, потребления материальных благ и т. д. Реализация этих возможностей предполагает связь со следующими принципом – свободой перемещения товаров, услуг и финансовых средств, который, в свою очередь, реализуется во взаимосвязи с принципом единства экономического пространства. Наибольшая эффективность реализации товаров, услуг и финансовых средств достигается при поддержки добросовестной конкуренции, поскольку понуждает предпринимателей к активному внедрению инноваций, совершенствованию технологий и т. п. Конкуренция способствует прогрессу рыночной экономики. Таким образом, можно сказать, что принцип свободы экономической деятельности является приоритетным в структуре экономической конституции и гарантируется государством посредством реализации иных принципов: признания и равной защиты различных форм собственности, единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки добросовестной конкуренции.

 

Список литературы:
1. «Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 05.08.2021) // КонсультантПлюс,2022
2. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // КонсультантПлюс,2022.
3. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // КонсультантПлюс,2022
4. Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 04.11.2022) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // КонсультантПлюс,2022
5. Федеральный закон от 29.12.2014 N 473-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» // КонсультантПлюс,2022 
6. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М.В. Баглай. – 13-е изд., изм. и доп. М. : Норма : ИНФРА-И, 2018. С. 161.
7. Бондарева Е.А. Реализация принципа свободы экономической деятельности в практике Конституционного Суда Российской Федерации // Правовая наука и реформа юридического образования. – 2013. – № 3 (26). – С. 10–18.
8. Габов А.В. Баланс конституционных принципов свободы экономической деятельности и социального государства (на примере правовых позиций Конституционного Суда) // «Актуальные проблемы предпринимательского и корпоративного права в России и за рубежом» (22 апреля 2015 г., Москва) : сборник научно-практических статей II Международной научно-практической конференции / под общ. ред. С.Д. Могилевского, М.А. Егоровой. М. : РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, Юридический факультет имени М.М. Сперанского; Юстицинформ, 2015.
9. Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики (развитие основ гражданского права в решениях Конституционного Суда Российской Федерации). М., 2002. 
10. Гаджиев Г.А. Экономическая конституция. Конституционные гарантии свободы предпринимательской (экономической) деятельности // Конституционный вестник. – 2008. – № 1 (19). 
11. Лобанова Я. В. Свобода экономической деятельности: конституционное содержание и пределы. автореф. дис. к.юрид наук. Москва, 2019.  URL: https://www.dissercat.com/content/svoboda-ekonomicheskoi-deyatelnosti-konstitutsionnoe-soderzhanie-i-predely/read (дата обращения: 16.12.22).
12. Федоренко В. И. Свобода экономической деятельности в Российской Федерации: понятие, пределы и ограничения // Вестник СГЮА. 2019. №6 (131). С.70-77. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svoboda-ekonomicheskoy-deyatelnosti-v-rossiyskoy-federatsii-ponyatie-predely-i-ogranicheniya (дата обращения: 01.10.2022).