АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕВОЧЕК 13-14 ЛЕТ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(224)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(224)
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕВОЧЕК 13-14 ЛЕТ
Аннотация. В данной статье рассматриваются анатомо-физиологические особенности проявления скоростно-силовых способностей у девочек в 13-14 лет. Скоростно-силовые способности примерно в равной мере зависят как от наследственных, так и средовых факторов. Они проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность.
Ключевые слова: сенситивный период, физическое развитие, скоростно-силовые способности.
Формирование двигательных качеств в онтогенезе происходит неравномерно и гетерохронно и зависит от развития ряда систем организма. Наивысшие достижения в силе, быстроте и выносливости достигаются в разные сроки. Регулярная и правильно организованная тренировка ускоряет развитие двигательных качеств, но прирост их в различные возрастные периоды неодинаков. Для развития каждого качества существует свой сенситивный, то есть благоприятный, период.
Одним из ведущих показателей состояния здоровья подрастающего поколения является физическое развитие [2]. Под физическим развитием понимают состояние морфологических и функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития, отражающие не моментальную характеристику состояния, а динамику процесса обусловленных возрастом изменений размеров тела, телосложения, внешнего облика, мышечной силы и работоспособности. С физическим развитием тесно связаны моторное (двигательное) и половое развитие.
В начале среднего школьного возраста девочки опережают мальчиков в физическом развитии, но потом тенденция сменяется на противоположную. У девушек 13-14 лет рост в пределах 154-160 сантиметров, а вес - 42-52 килограмм. Период 13-14 лет – это один из самых сложных и ответственных в жизненном цикле человека, так как характерной особенностью этого возраста является половое созревание, связанное со сложными физическими и психическими состояниями ребенка. На данный период приходится второй «пик» скелетного вытяжения, называемым пубертатным скачком роста. До начала ростового скачка форма тела у мальчиков и девочек одинакова. В период полового созревания происходят видимые изменения в строение тела. У девочек идет формирование женского тела, где уже отчетливо можно выделить линию талии.
За счет увеличения толщины мышечных волокон происходит скачок в увеличении общей мышечной массы. В скелетных мышцах наблюдается увеличение объема мышечных волокон за счет увеличения объема и числа миофибрилл. В мышцах преобладают медленные волокна окислительного типа, а также нарастает количество митохондрий и миоглобина и поэтому повышается активность окислительных ферментов. Гипертрофия мышечных волокон ведет к значительному росту максимальной силы мышцы [2].
С биохимической точки зрения быстрота движений зависит от содержания аденозинтрифосфорной кислоты в мышцах, скорости её расщепления и ресинтеза. В скоростных упражнениях ресинтез АТФ происходит за счёт фосфорокреативного и гликолитического механизмов (анаэробно – без участия кислорода). Доля аэробного (кислородного) источника в энергетическом обеспечении разной скоростной деятельности составляет 0-10%.
Тренерам не стоит забывать, что в период пубертатного состояния при повышении социальных требований к подростку, иногда происходит несоответствие предъявляемых требований и функциональных возможностей организма, зачастую это ведет к нарушению как физического, так и психологического состояния ребенка. Важным правилом для тренера является – не навреди! Именно от тренера в данный период зависит дальнейшее физическое и психологическое развитие юного подростка.
Скоростно-силовые способности примерно в равной мере зависят как от наследственных, так и средовых факторов. Они проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность.
К 13–14 годам у девушек достигается предельная частота движений, которая доходит до величин взрослых, чем создаются физиологические предпосылки для обучения технике скоростных, скоростно-силовых локомоций (спринтерский бег, метания, сложно-технические виды спорта).
Следует иметь в виду и то, что к 14–15 годам темпы возрастных, функциональных и морфологических перестроек снижаются, что приводит к ограничению прироста быстроты движений. В этот возрастной период падают и темпы прироста развития качеств в скоростно-силовых упражнениях. Их можно поддерживать или незначительно развивать только специальными и целенаправленными упражнениями [5].
В конце подросткового возраста создаются благоприятные условия для воспитания силы, что соотносится с высоким уровнем морфологической и функциональной зрелости двигательного аппарата школьника. Поэтому для занимающихся физической культурой учащихся 13–14 лет необходимо включать в уроки упражнения с небольшими отягощениями, преимущественно развивая у них скоростно-силовые качества. Для девушек этого возраста силовые упражнения ограничиваются из-за падения относительной силы мышц (соотношение абсолютной силы к массе тела).
Принцип единства постепенности и тенденции к предельным нагрузкам в юношеском спорте реализуется с аспектом на постепенности, при этом ударные нагрузки имеют меньшее применение по сравнению с тренировками взрослых спортсменов.