Статья:

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕВОЧЕК 13-14 ЛЕТ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(224)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Новикова А.О. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕВОЧЕК 13-14 ЛЕТ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 1(224). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/224/122357 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕВОЧЕК 13-14 ЛЕТ

Новикова Анастасия Олеговна
магистрант, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, РФ, Республика Башкортостан, г. Уфа

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются анатомо-физиологические особенности проявления скоростно-силовых способностей у девочек в 13-14 лет. Скоростно-силовые способности примерно в равной мере зависят как от наследственных, так и средовых факторов. Они проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность.

 

Ключевые слова: сенситивный период, физическое развитие, скоростно-силовые способности.

 

Формирование двигательных качеств в онтогенезе происходит неравномерно и гетерохронно и зависит от развития ряда систем организма. Наивысшие достижения в силе, быстроте и выносливости достигаются в разные сроки. Регулярная и правильно организованная тренировка ускоряет развитие двигательных качеств, но прирост их в различные возрастные периоды неодинаков. Для развития каждого качества существует свой сенситивный, то есть благоприятный, период.

Одним из ведущих показателей состояния здоровья подрастающего поколения является физическое развитие [2]. Под физическим развитием понимают состояние морфологических и функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития, отражающие не моментальную характеристику состояния, а динамику процесса обусловленных возрастом изменений размеров тела, телосложения, внешнего облика, мышечной силы и работоспособности. С физическим развитием тесно связаны моторное (двигательное) и половое развитие.

В начале среднего школьного возраста девочки опережают мальчиков в физическом развитии, но потом тенденция сменяется на противоположную.  У девушек 13-14 лет рост в пределах 154-160 сантиметров, а вес - 42-52 килограмм. Период 13-14 лет – это один из самых сложных и ответственных в жизненном цикле человека, так как характерной особенностью этого возраста является половое созревание, связанное со сложными физическими и психическими состояниями ребенка. На данный период приходится второй «пик» скелетного вытяжения, называемым пубертатным скачком роста. До начала ростового скачка форма тела у мальчиков и девочек одинакова. В период полового созревания происходят видимые изменения в строение тела. У девочек идет формирование женского тела, где уже отчетливо можно выделить линию талии.

За счет увеличения толщины мышечных волокон происходит скачок в увеличении общей мышечной массы. В скелетных мышцах наблюдается увеличение объема мышечных волокон за счет увеличения объема и числа миофибрилл. В мышцах преобладают медленные волокна окислительного типа, а также нарастает количество митохондрий и миоглобина и поэтому повышается активность окислительных ферментов. Гипертрофия мышечных волокон ведет к значительному росту максимальной силы мышцы [2].

С биохимической точки зрения быстрота движений зависит от содержания аденозинтрифосфорной кислоты в мышцах, скорости её расщепления и ресинтеза. В скоростных упражнениях ресинтез АТФ происходит за счёт фосфорокреативного и гликолитического механизмов (анаэробно – без участия кислорода). Доля аэробного (кислородного) источника в энергетическом обеспечении разной скоростной деятельности составляет 0-10%.

Тренерам не стоит забывать, что в период пубертатного состояния при повышении социальных требований к подростку, иногда происходит несоответствие предъявляемых требований и функциональных возможностей организма, зачастую это ведет к нарушению как физического, так и психологического состояния ребенка. Важным правилом для тренера является – не навреди! Именно от тренера в данный период зависит дальнейшее физическое и психологическое развитие юного подростка.

Скоростно-силовые способности примерно в равной мере зависят как от наследственных, так и средовых факторов. Они проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность.

К 13–14 годам у девушек достигается предельная частота движений, которая доходит до величин взрослых, чем создаются физиологические предпосылки для обучения технике скоростных, скоростно-силовых локомоций (спринтерский бег, метания, сложно-технические виды спорта).

Следует иметь в виду и то, что к 14–15 годам темпы возрастных, функциональных и морфологических перестроек снижаются, что приводит к ограничению прироста быстроты движений. В этот возрастной период падают и темпы прироста развития качеств в скоростно-силовых упражнениях. Их можно поддерживать или незначительно развивать только специальными и целенаправленными упражнениями [5].

В конце подросткового возраста создаются благоприятные условия для воспитания силы, что соотносится с высоким уровнем морфологической и функциональной зрелости двигательного аппарата школьника. Поэтому для занимающихся физической культурой учащихся 13–14 лет необходимо включать в уроки упражнения с небольшими отягощениями, преимущественно развивая у них скоростно-силовые качества. Для девушек этого возраста силовые упражнения ограничиваются из-за падения относительной силы мышц (соотношение абсолютной силы к массе тела).

Принцип единства постепенности и тенденции к предельным нагрузкам в юношеском спорте реализуется с аспектом на постепенности, при этом ударные нагрузки имеют меньшее применение по сравнению с тренировками взрослых спортсменов.

 

Список литературы:
1. Аванесов, В.У. Применение локального отрицательного давления в подготовке спортсменов. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 84с. 
2. Алексеенко, С. Н. Профилактика заболеваний. – М.: Академия естествознания, 2015. -449 с.  
3. Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт. Методология, теория, практика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению "Педагогика»; [под общ. ред. Н.Н. Маликова]. Москва: Академия, 2009. - 526 с.
4. Ивочкин, В.В., Никитушкин, В.Г., Гончарова, Г.А. Комплексный контроль в системе подготовки юных спортсменов // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 11. - С. 50-52.
5. Легкая атлетика: Учебник для институтов физической культуры; [Под ред. Н.Г. Озолина, В.И. Воронина, Ю.Н. Примакова]. - Изд. 4-е, доп. перераб. - Москва: «ФиС», 2002. - 461 с. 11.
6. Лукин Ю.К. Методика тренировочной нагрузки скоростно-силовой направленности в системе годичной и многолетней подготовки футболистов: Автореф. Дис. - Москва, 1990. -32с.
7. Маркосян А.А. Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. – М.: Медицина, 1969. - 322с.