Статья:

РОЛЬ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(225)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Литвинова А.К. РОЛЬ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 2(225). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/225/122826 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Литвинова Анастасия Константиновна
студент, Сибирский институт управления – филиал РАНХиГС, РФ, г. Новосибирск
Выжитович Александр Михайлович
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Сибирский институт управления – филиал РАНХиГС, РФ, г. Новосибирск

 

Актуальность данной проблемы состоит в том, что в последние годы компьютер и информационные системы стали неотъемлемой частью системы контроля и управления за деятельностью того или иного хозяйствующего субъекта. Применение информационных систем позволяет более точно проводить мониторинг деятельности и обходить возможные ошибки в контроле. В настоящее время техника, которая имеет признаки искусственного интеллекта, стала ежедневным средством повышения уровня комфорта и безопасности повседневной жизни человека.

Главным требованием по отношению к финансовому контролю сегодня является повышение эффективности используемых механизмов. На фоне активного развития технологий на базе искусственного интеллекта предоставляются возможности машинного обучения и внедрение искусственного интеллекта для осуществления финансового контроля и анализа финансово-хозяйственной деятельности того или иного хозяйствующего субъекта.

Согласно Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, которая была утверждена Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490, искусственный интеллект - комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека. На данный момент проводятся научные исследования, направленные на прогнозирование развития технологий искусственного интеллекта. Пока что никаких методик не создано, но главным механизмом реализации проектов выступает выполнение комплексных научно-технических программ. Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение (в том числе в котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений.

Нельзя не согласиться с тем, что искусственный интеллект станет хорошим помощником в сфере противодействия экономическим преступлениям, что способствует укреплению экономической безопасности государства. Возможности искусственного интеллекта позволят выявлять предпосылки экономических преступлений еще на этапе их зарождения. Механизм искусственного интеллекта будет настроен так, что по поведению людей будет определяться их наклонности к совершению преступления, а также искусственный интеллект будет обнаруживать какие-то общие закономерности в их поведении. Примером такого аппарата может служить нововведение в компании PredPol. Методика искусственного интеллекта в этой компании базируется на анализе прошлых экономических преступлений, выявляются общие черты и схемы преступлений, на этой основе прогнозируются новые преступления, и, как следствие, происходит поиск путей для предотвращения таких преступлений. Конечно, минусом такой системы является то, что искусственный интеллект не может распознать новые преступления и схемы, впервые совершаемые по новому сценарию.

Так, обеспечение органов государственной власти такими технологиями, как искусственный интеллект, даст возможность предотвращать преступления в сфере экономики, тем самым обеспечат хорошую платформу для экономической безопасности бизнеса и страны.

По актуальной информации в Российской Федерации в информационном обеспечении государственных органов существует проблема выявления сложных связей в объеме данных, полученных из разных источников, а также их анализ, выявление противоречий в большом массиве данных и поиск решений, подходящих к тому или иному противоречию.

В настоящее время первые пилотные проекты, связанные с внедрением искусственного интеллекта, уже внедрены в деятельность такого органа государственной власти РФ, как Счетная палата РФ. На базе имеющихся предложений и разработок было создано хранилище данных под названием «Озеро данных». Его особенность заключается в том, что с помощью специальной обработки, которая после загрузки данных в хранилище проходит по всем данным и с помощью различных методов, в том числе с помощью искусственного интеллекта, ищет и описывает связи между данными из различных источников, большинство из которых не принадлежит Счетной палате РФ. Также «Озеро данных» позволяет принимать, объединять, структурировать большие объемы данных. Самым главным достоинством является то, что новая система обработки данных может реализовывать методы аналитики данных, которые до этого времени не применялись в органах государственной власти РФ. Но все равно на данном этапе без работы человека не обходится. Сотрудник дополняет данные, полученные в ходе работы «Озера данных», своим описанием выполненных искусственным интеллектом преобразований.

С помощью профессиональных программистов и экономистов есть возможность решить эту проблему. На примере Счетной палаты возможно разработать и внедрить во все контрольно-надзорные органы новое программное обеспечение, которое будет способно решить проблему, выявленную выше. В рамках Национального проекта «Цифровая экономика РФ» было предложено несколько путей реализации Федерального проекта, связанного с внедрением искусственного интеллекта, но нет никакой информации про создание и внедрение, например, единой информационной системы, которая интегрировала бы определенные данные из систем органов государственной власти. 

Таким образом, технологии искусственного интеллекта облегчили и ускорили бы контроль и управление за деятельностью какого-либо объекта исследования. Но возникает проблема в том, что о массовом применении технологий на базе искусственного интеллекта речи пока не идет. Объяснить данное явление можно тем, что решения в области искусственного интеллекта пока не встроены и в половину программных приложений для осуществления финансового анализа и контроля. Поэтому данные технологии требуют изучения перспектив своего использования именно в области финансового контроля. Технологии искусственного интеллекта находят широкий спрос в самых различных сферах, но для финансового контроля нужны особые условия и операции, связанные с особенностями регионов, сферой деятельности исследуемых государственных органов, спецификой их отраслевой принадлежности.

 

Список литературы:
1. Указ Президента РФ от 10.10.2019 № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 10.10.2019, № 41, ст. 3.
2. Свирина М.В. Роль искусственного интеллекта в системе обеспечения экономической безопасности страны // Современная наука. 2021. №6, стр. 23.