Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОЙ НРАВСТВЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(228)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Гарипова С.С. ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОЙ НРАВСТВЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 5(228). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/228/123686 (дата обращения: 27.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОЙ НРАВСТВЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Гарипова Снежана Сергеевна
студент, ФГАОУВО Казанский (Приволжский) Федеральный Университет Елабужский институт(филиал), РФ, г. Елабуга
Газизова Фарида Самигулловна
научный руководитель, ФГАОУВО Казанский (Приволжский) Федеральный Университет Елабужский институт(филиал), РФ, г. Елабуга

 

Во все века люди высоко ценили духовное и нравственное воспитание. В настоящее время моральные ориентиры скомканы, молодое поколение можно обвинить в бездуховности, неверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания возрастает. Нельзя сказать, что современное общество, в том числе и школа, не уделяет должного внимания этой проблеме. Однако сегодня ребенок растет и развивается в крайне сложных условиях: кризис социальных идеалов и ценностей, семей, нестабильное экономическое развитие.

Приоритетной задачей Российской Федерации является формирование новых поколений, обладающих знаниями и навыками, отвечающими требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом для решения этой проблемы является воспитание детей. Стратегические ориентиры в области образования были сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: "... Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, сочетающего в себе любовь к большой и малой Родине, национальную и этническую идентичность, уважение к культуре и традициям людей, которые живут рядом".

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации и современной системы образования. Законопослушность, верховенство закона, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество работы и связей с общественностью - все это напрямую зависит от принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с основными национальными ценностями и приобретает определенный характер и направленность в зависимости от того, какие ценности разделяет общество, как организована их передача из поколения в поколение. Т.е. духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Отношения в семье проецируются на отношения в обществе и формируют основу гражданского поведения человека.

Начальная школа является начальным звеном в формировании духовно-нравственного развития и воспитания. Конечно, экологическое образование сегодня не должно ограничиваться исключительно расширением осведомленности школьников. Становится реальным тот факт, что уроки окружающего мира должны основываться на реализации психоэмоциональных свойств человека, а именно: эмпатии, сопереживания, радости, любви, чувства гармонии [3].

Учитывая специфику образовательного процесса, экологическое воспитание будет осуществляться через духовно-нравственное развитие и воспитание, ориентированное на формирование экологической культуры учащихся. Его признаки таковы:

осознание функций природы в жизни человека, самоценности природы, чувство личной причастности к сохранению природных ресурсов, ответственности за них;

- способность человека гармонично сосуществовать с природой, вести себя грамотно, экологически безопасно;

критическая оценка потребительско-утилитарного отношения к природе, которое приводит к нарушению природного баланса, возникновению экологического кризиса;

- способность противостоять проявлениям такого отношения доступными способами;

активное участие в практической природоохранной деятельности: осуществление природоохранных мероприятий по собственной инициативе, повышение уровня экологического образования [2].

Уроки окружающего мира направлены на получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственными символами — Гербом, Флагом Российской Федерации, историей Родного края. Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников, усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе в культуре народов России и других стран, нормах экологической этики, о экологически грамотное взаимодействие человека с природой.

Значительное место в экологическом воспитании младших школьников занимает их участие в природоохранных мероприятиях. Это позволяет овладеть навыками рационального использования природных ресурсов. Уход за школьными клумбами и комнатными растениями в зеленом уголке класса, выращивание рассады овощных культур или цветов в классе, работа на учебно-экспериментальном участке, озеленение школы, детского сада, сбор семян и плодов для птиц, посадка деревьев и кустарников во дворе школы и за ее пределами школа; прокладка экологической тропы, регулярное кормление птиц зимой, развешивание скворечников, дупел; помощь взрослым в кормлении лесных животных - все это подтверждает ценностное отношение младших школьников к природе, чувство ответственности за ее сохранение.

Любые знания должны подкрепляться практикой. Практическая часть выполняется с помощью внеклассных занятий. Здесь можно использовать различные формы работы: беседы с анализом определенных ситуаций, экскурсии на природу, в музеи, посещение театров, участие в различных школьных и районных конкурсах и проектах, классные праздники и т.д.

Младшему школьнику также доступны другие виды естественных заданий: изготовление гербариев диких растений, альбомов, макетов книг о растениях и животных, создание местной Красной книги - Книги-будильника, изготовление игрушек и аппликаций из природного материала, фильмов о природе для игрушечного телевизора.

Тематические беседы, традиционные утренники, праздники "Природа - наш дом", "Мы любим тебя, природа"), выставки ("Заботливые руки - щедрая природа", "Мы и природа"), специально организованные экологические акции ("Дерево", "Цветы моей земли", "Давайте поможем природа"), кружок "Школа любителей природы".

Подводя итог вышесказанному, отметим, что появление и применение новых форм, методов и приемов экологического образования и воспитания способствуют выходу современного экологического образования на качественно новый уровень. Однако поиск эффективных инновационных путей экологического образования и воспитания на современном этапе по-прежнему актуален и требует научно-педагогической разработки.

 

Список литературы:
1. Герман М.Я., Воробьёва Е.А., Переверзева К.А. Экологическое образование и воспитание младших школьников на уроках окружающего мира в рамках ФГОС НОО // Концепции устойчивого развития науки в современных условиях. – 2017. – С. 142-145.
2. Кузьмина Н.А., Еськова С.И., Удоденко Т.И. Формирование экологической культуры младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность // Евразийская педагогическая конференция. – 2018. – С. 17-19.
3. Насырова А.Р., Гайсина Р.С. Экологическое образование младших школьников на уроках окружающего мира //Исследование различных направлений развития психологии и педагогики. – 2015. – С. 201-203.
4. Некрасова О.Ю. Формирование у младших школьников экологического отношения к природе на уроках окружающего мира //Молодой исследователь: от идеи к проекту. – 2017. – С. 474-477.