ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОЙ НРАВСТВЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(228)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(228)
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОЙ НРАВСТВЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Во все века люди высоко ценили духовное и нравственное воспитание. В настоящее время моральные ориентиры скомканы, молодое поколение можно обвинить в бездуховности, неверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания возрастает. Нельзя сказать, что современное общество, в том числе и школа, не уделяет должного внимания этой проблеме. Однако сегодня ребенок растет и развивается в крайне сложных условиях: кризис социальных идеалов и ценностей, семей, нестабильное экономическое развитие.
Приоритетной задачей Российской Федерации является формирование новых поколений, обладающих знаниями и навыками, отвечающими требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом для решения этой проблемы является воспитание детей. Стратегические ориентиры в области образования были сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: "... Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, сочетающего в себе любовь к большой и малой Родине, национальную и этническую идентичность, уважение к культуре и традициям людей, которые живут рядом".
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации и современной системы образования. Законопослушность, верховенство закона, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество работы и связей с общественностью - все это напрямую зависит от принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с основными национальными ценностями и приобретает определенный характер и направленность в зависимости от того, какие ценности разделяет общество, как организована их передача из поколения в поколение. Т.е. духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Отношения в семье проецируются на отношения в обществе и формируют основу гражданского поведения человека.
Начальная школа является начальным звеном в формировании духовно-нравственного развития и воспитания. Конечно, экологическое образование сегодня не должно ограничиваться исключительно расширением осведомленности школьников. Становится реальным тот факт, что уроки окружающего мира должны основываться на реализации психоэмоциональных свойств человека, а именно: эмпатии, сопереживания, радости, любви, чувства гармонии [3].
Учитывая специфику образовательного процесса, экологическое воспитание будет осуществляться через духовно-нравственное развитие и воспитание, ориентированное на формирование экологической культуры учащихся. Его признаки таковы:
осознание функций природы в жизни человека, самоценности природы, чувство личной причастности к сохранению природных ресурсов, ответственности за них;
- способность человека гармонично сосуществовать с природой, вести себя грамотно, экологически безопасно;
критическая оценка потребительско-утилитарного отношения к природе, которое приводит к нарушению природного баланса, возникновению экологического кризиса;
- способность противостоять проявлениям такого отношения доступными способами;
активное участие в практической природоохранной деятельности: осуществление природоохранных мероприятий по собственной инициативе, повышение уровня экологического образования [2].
Уроки окружающего мира направлены на получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственными символами — Гербом, Флагом Российской Федерации, историей Родного края. Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников, усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе в культуре народов России и других стран, нормах экологической этики, о экологически грамотное взаимодействие человека с природой.
Значительное место в экологическом воспитании младших школьников занимает их участие в природоохранных мероприятиях. Это позволяет овладеть навыками рационального использования природных ресурсов. Уход за школьными клумбами и комнатными растениями в зеленом уголке класса, выращивание рассады овощных культур или цветов в классе, работа на учебно-экспериментальном участке, озеленение школы, детского сада, сбор семян и плодов для птиц, посадка деревьев и кустарников во дворе школы и за ее пределами школа; прокладка экологической тропы, регулярное кормление птиц зимой, развешивание скворечников, дупел; помощь взрослым в кормлении лесных животных - все это подтверждает ценностное отношение младших школьников к природе, чувство ответственности за ее сохранение.
Любые знания должны подкрепляться практикой. Практическая часть выполняется с помощью внеклассных занятий. Здесь можно использовать различные формы работы: беседы с анализом определенных ситуаций, экскурсии на природу, в музеи, посещение театров, участие в различных школьных и районных конкурсах и проектах, классные праздники и т.д.
Младшему школьнику также доступны другие виды естественных заданий: изготовление гербариев диких растений, альбомов, макетов книг о растениях и животных, создание местной Красной книги - Книги-будильника, изготовление игрушек и аппликаций из природного материала, фильмов о природе для игрушечного телевизора.
Тематические беседы, традиционные утренники, праздники "Природа - наш дом", "Мы любим тебя, природа"), выставки ("Заботливые руки - щедрая природа", "Мы и природа"), специально организованные экологические акции ("Дерево", "Цветы моей земли", "Давайте поможем природа"), кружок "Школа любителей природы".
Подводя итог вышесказанному, отметим, что появление и применение новых форм, методов и приемов экологического образования и воспитания способствуют выходу современного экологического образования на качественно новый уровень. Однако поиск эффективных инновационных путей экологического образования и воспитания на современном этапе по-прежнему актуален и требует научно-педагогической разработки.