Статья:

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ

Конференция: XCI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Мадреймова Ш.М. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XCI междунар. науч.-практ. конф. — № 12(91). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ

Мадреймова Шамсия Марленовна
учитель начальных классов, «Школа – гимназия №77 имени Ф.Онгарсынова», Казахстан, г. Астана

 

Аннотация. В данной статье представлена теория и методика воспитания в Казахстане, которые направленны на формирование личности и развитие социальных качеств у подрастающего поколения в контексте казахстанской культуры и традиций. В Казахстане внедрена программа воспитания детей, определяющая развитие личности, готовой к жизни в многонациональном обществе. Программа включает в себя комплекс мероприятий и методик, ориентированных на формирование у детей ценностей, соответствующих современным требованиям общества и национальной идентичности. Важными аспектами программы являются моральное и патриотическое воспитание, развитие уважения к культурному наследию Казахстана, а также внимание к индивидуальным особенностям каждого ребенка. Внедрение настоящей программы способствует обеспечению целостного подхода к воспитанию, где сочетаются традиционные казахстанские ценности и современные образовательные стандарты.

 

Ключевые слова: образование, воспитпние, личность, компетентность, развитие, поликультура, потенциал, патриотизм, образованность, трудолюбие, дисциплина.

 

«Человечество человека есть разум, наука,

добрый дедушка, хорошая мать,

хороший друг, от хорошего учителя» 

Абай Кунанбаев

 

В наше время требуется особое внимание к воспитанию детей.   Современному учителю требуются не только знания, но и высокий культурный уровень, глубокая специализация в различных областях науки и техники, а также умение жить, сосуществовать в обществе. Важно формировать личностное развитие ребенка, его ориентацию на общечеловеческие ценности, гуманизм, интеллигентность, креативность, активность, чувство собственного достоинства, независимость в суждениях. Такие качества можно рассматривать как показатели сформированности социальной компетентности и социального становления личности.

Основная задача системы образования – создание необходимых условий для формирования, развития и профессионального становления личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей; реализация прав ребенка на воспитание, образование и всестороннее развитие, сохранение родного языка, культуры, национальных обычаев и традиций, на информированность, укрепление здоровья. В Казахстане внедрена Единая программа воспитания, основанную на общечеловеческих и национальных ценностях.

Одна из наиболее важных категорий педагогики – это воспитание детей, будущего поколения. Человек воспитывается с самого рождения. Сила воспитания изменяется в зависимости от возраста, социального положения, статуса и её можно описать как процесс формирования личности в целом или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества. Понятие «воспитание» связано с тем, какой аспект данного явления представляется для исследователя наиболее значимым. Воспитание тесно связано с целым рядом психологических и педагогических аспектов. Прежде всего такая связь объективно существует в связке с понятием «формирование». Данный термин предполагает определенные изменения в человеке. Это процесс, ведущий к завершенному результату, появлению физических и личностных новообразований в человеке. Какой бы аспект мы ни поставили во главу угла, определяя воспитание, во всех случаях присутствуют общие признаки, характеризующие рассматриваемое автором статьи явление

Воспитание как педагогический компонент процесса социализации (контролируемая социализация), который предполагает сознательные действия, направленные на интеграцию человека в общество, на освоение им комплекса социальных ролей. Создание таких условий осуществляется посредством включения ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.

Развитие личности представляет собой процесс, в котором происходят как количественные, так и качественные преобразования. Процесс предполагает разрешение различного рода противоречий, которые являются источниками соответствующих изменений. Речь идет о следующих противоречиях:

  • между потребностями детей и возможностями их удовлетворения;
  • между потенциалами ребенка и возможностями их реализации;
  • между целями, которые ставит перед собой ребенок, и условиями их достижения.

Эти противоречия проявляются по-разному на различных возрастных этапах развития человека.

Задача педагога – способствовать развитию организма ребенка (физическое развитие), психики (психическое развитие) и личности (социальное развитие). Развитие это начинается с самого начала жизни. Ему способствует уверенность воспитателя (родителя, учителя), а затем и ребенка в том, что всего можно добиться, если проявить достаточную настойчивость и упорство. Конфуций сказал: «Если я буду ежедневно приносить по корзине земли и не отступлюсь от этого, то создам гору».

Воспитатели реализуют комплекс средств, направленных на достижение оптимального результата в развитии ребенка. Они как бы упорядочивают разнообразные воздействия на него. Этот процесс можно назвать управлением. В нем реализуется весь спектр оперативных управленческих функций: целеполагание, планирование, организация, анализ и подобные им. Таким образом, в рамках данного подхода воспитание можно рассматривать как управление процессом развития личности и индивидуальности.

В Казахстане внедрена программа воспитания  "Адал азамат",  воспитание честного поколения. Для её реализации нужен комплексный подход, в первую очередь, дети учатся у своих родителей и близких. Поскольку воспитание начинается с семьи, а не со школы, то школьная программа не может заменить воспитание в семье. Как бы ни пытались родители скинуть ответственность на школу, надо понимать, что первые воспитатели – это родители. Педагоги в школе дают знания о стране, о науках, понимание того, что ученик находится в обществе и как ему нужно жить в этом обществе, как не нарушать его законы. Но в семье родители должны прививать нравственность, учить труду, бережно относиться к любой собственности. Если в семье высокие ценности и нравственные устои, то ребенок растет в этой атмосфере и все это видит. В своих поступках и словах родители показывают детям, что быть честными – это важно. Поэтому нужно обсуждать с детьми, что такое честность, почему она важна и какие последствия могут быть у лжи, используя реальные примеры и истории.

Современные школьники отличаются от предыдущих поколений по многим критериям благодаря изменившемуся технологическому, социальному, образовательному контексту. Им доступны новые технологии, есть возможность обучаться в современных частных школах. Есть возможность изучать углубленно различные предметы, также используя современные технологии. В целом, нынешние школьники отличаются высокой технологической грамотностью, социальной осознанностью и потребностью в поддержке психического здоровья. Эти особенности требуют адаптации образовательных и воспитательных методов для успешного развития и социализации детей.

Воспитание детей – это всегда сложно. Каждый человек сталкивается с трудностями как поступить в той или иной ситуации. Мы сами учимся у своих детей многому.  Всегда возможно найти пути к бесконфликтной дисциплине ребенка. О такой дисциплине мечтает каждый родитель. Это, безусловно, самая трудная и тонкая задача воспитания. Ведь от способа ее решения зависит, вырастет ребенок внутренне собранным и ответственным человеком или нет. Есть несколько правил, которые помогают наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину. Получается что-то вроде списка правил о правилах.

Правило 1

Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка. Это особенно полезно помнить тем родителям, которые стремятся как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они начинают идти на поводу у собственного ребенка. Это попустительский стиль воспитания.

Правило 2

Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Как вы понимаете, это правило предостерегает от другой крайности – воспитания в духе «закручивания гаек», то есть авторитарного стиля общения.

Оба правила, взятые вместе, предполагают особое чувство меры, особую мудрость родителя в решении вопросов о «можно», «следует» и «нельзя» [2].

Внедрение проектов «Шанырак», «8 минут чтения художественной литературы», исследовательская экспедиция «Туған елге тағзым», «Жасыл ел» летние социальные практики, волонтерство позитивно влияет на воспитания детей. Эти поекты обеспечивают:

  • позитивность мотивационно-ценностной сферы межличностных отношений;
  • постепенно и стабильно возрастающий уровень сформированности казахстанского патриотизма, гражданского самосознания, толерантности и нравственных качеств; уважение к родному и государственному языкам, культуре разных этносов;
  • усиление воспитательного потенциала содержания образования;
  • повышение ответственности и педагогической культуры родителей, усиление роли попечительских советов;
  • создание в организациях образования поликультурной среды;
  • осознанное отношение к профессиональному становлению, активную гражданскую позицию,
  • высокий уровень экологической культуры;  [5]

Таким образом, общий вектор Концептуальных основ воспитания направлен на формирование человека гармоничного, всесторонне развитого, обладающего высокими нравственными качествами, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны, активно участвующего в достижении главной цели.

Для воспитания успешных детей и учеников педагогам и родителям нужно знать, что им важен благоприятный климат в доме и в школе. Эмоциональное благополучие и психическое здоровье. Поддержка и понимание. Создайте безопасную и поддерживающую среду, где дети могут выражать свои мысли, свои эмоции и чувства без страха за то, что их осудят. У детей должен быть доступ к психологической помощи. Нужна поддержка школьных психологов, чтобы справиться со стрессом, тревогой и другими психическими проблемами. Дети для успешного будущего должны уметь анализировать информацию, поэтому их нужно учить различать, где факты, а где мнения. Их нужно учить проверять любые источники. Поощряйте задавать вопросы и искать ответы самостоятельно, развивая любопытство и независимое мнение. Если мы, взрослые, обратим на это внимание и обеспечим всем этим наших детей, то наши дети станут успешными.

Если мы хотим что-то изменить в нашем обществе на благо детей, то надо начинать с себя. Автор данной статьи приведет пример из личнеого опыта: когда дети будут видеть у взрослых лучшие качества – патриотизм, образованность, трудолюбие, дисциплину и другие достойные качества, то и они станут равняться на таких людей. Когда они видят какую-то несправедливость в обществе, то прекрасно понимают, что происходит. Поэтому все, что мы вкладываем сегодня в них, мы получим завтра.

 

Список литературы:
1. Всеобщая декларация прав человека (Нью-йорк, 10 декабря 1948 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения: 07.11.2024)
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Чувства и конфликты. – М.: «АСТ», 2014. – 84 с.
3. Комплексный план по реализации "Единой программы воспитания". –Караганда, 2023 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gov.kz/memleket/entities/karaganda-bilim/activities/11204?lang=ru (дата обращения: 27.10.2024)
4. Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах Республики Казахстан В 2024–2025 учебном году. – Астана, 2024 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gov.kz/memleket/entities/zhelezin-bilim/documents/details/709439?lang=ru (дата обращения: 27.10.2024)
5. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rep.ksu.kz/bitstream/handle/data/2348/Zh.O.%20Zhilbayev%2C%20Zh.Zh.Naurysbai.pdf?sequence=1&isAllowed=y(дата обращения: 17.11.2024)