Статья:

Колористка как инструмент развития творческих способностей детей

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(54)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Солнцева Е.А. Колористка как инструмент развития творческих способностей детей // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 3(54). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/54/46643 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Колористка как инструмент развития творческих способностей детей

Солнцева Екатерина Андреевна
магистрант, Калужский Государственный Университет им. К.Э. Циолковского, Россия, г. Калуга

 

Аннотация. В статье сформулировано содержание понятий «творческие способности» и «колористика». Рассмотрен педагогический опыт по применению колористики в качестве инструмента развития творческих способностей детей. А так же отражена  важность формирования у детей колористического видения в учреждениях дополнительного образования.

изобразительная деятельность, дополнительное образование детей

Abstract. The article formulates the content of the concepts of " creative abilities" and "colorist". The pedagogical experience on the use of coloristics as a tool for developing children's creative abilities is considered. And also reflects the importance of the formation of a coloristic vision in children in institutions of additional education.

 

Ключевые слова: колористка,  развитие, творческие способности,

Keywords: colorist, development, creative abilities, graphic activity, additional education of children

 

На сегодняшний день задачей педагогов дополнительного образования детей является воспитание личности творческой, креативной, саморазвивающейся и компетентной. В учреждениях дополнительного образования детям помогают реализовывать свой творческий потенциал. Особое место отводится формированию у детей эстетического и художественного вкуса. Развитие творческого начала открывает путь к познанию мира прекрасного, поражает своим цветовым многообразием, значение цвета и использование цвета как языка самовыражения, дают простор фантазии. Так хорошо сформировавшиеся понимание чувства цвета на основе их сочетания, цветового контраста, нюанса, цветовой насыщенности и тональности необходимо детям при создании творческого образа или передачи своих впечатлений от увиденного. Только через полное понимание чувства цвета и развитие колористического видения формируются лично-эстетические качества ребенка. Поэтому так важно в учреждениях дополнительного образования формировать у детей колористического видения. Традиционно под чувством цвета понимается умение различать цвета, их сочетание и контраста. Цвет- одно из ярких выразительных средств. Система цветовых отношений составляет основу колорита. Одной из задач колорита является единство цветовых отношений, влияющих на эстетический образ создаваемого произведения.

Я.А. Коменский считал, что цвет имеет большое значение в формирование эстетического восприятия детей и должно осуществляться постепенно, воспитывая эмоциональное отношение к цвету. Поэтому он считал необходимым знакомить детей с произведениями изобразительного искусства и окружающей природой.

Систематическое знакомство детей с искусством несет в себе высокие духовные ценности, дающие ребенку ценностные ориентиры. Наблюдение за природой способствует восприятию цветовой гармонии и колористическому видению объектов и явлений окружающей природы.

Такое же большое значение цвету уделял в своих трудах Ф. Фребель. Он считал, что необходимо предоставлять детям свободу выбора цвета в создании своих творческих работ. Выбор цвета детьми является показателем психического состояния и творческого самовыражения. Поэтому для обучения детей восприятию и различию цветов предлагал рассматривать чистый цвет, а затем его отдельные оттенки.

Процесс восприятия и передачи цвета детьми изучали многие отечественные педагоги- психологи Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер и другие. В своих исследованиях они пришли к выводу о том, что полное восприятие чувства цвета и колорита возможно через творческую деятельность – лепка, рисование, конструирование, аппликацию, коллаж. Именно на этапах работы с творческими материалами под созданием творческого образа, цвет и его оттенки воспринимаются как эстетическая ценность, выражающая индивидуальное отношение к цвету, а также является отражением окружающего мира.

Большой вклад по формированию чувства цвета у детей провела Т.С. Комарова. Она отмечает, что развитие чувства цвета происходит непосредственно при восприятии окружающей действительности. При этом необходимо научить видеть красоту окружающей жизни. Важным фактором содействия в решающей степени зависит от педагогов, уровня их профессиональной компетентности, индивидуальности, творческой активности. Занятия с детьми должны быть организованны и последовательны, важно сначала называть основные цвета предметов, а после учить умению сочетать и сравнивать цветовые оттенки. Только при этом условии дети могут выделять цвет, как средства особого, выразительного, присущего окружающей действительности.

Рассматривая опыт зарубежных педагогов в этой области, необходимо отметить работу с цветом в Вальдорфской школе. Рудольф Штайнер, основатель вольдорфской педагогики, связывал переживания цветов, их смешивания с чувственным восприятием. Внутренне ребенок сопереживает, как меняются цвета в природе, воспринимает настроение каждого цвета и их сочетаний, т.е. ребенок «пропускает через себя» объект изучения. Художественное воспитание детей осуществляется для развития живого мышления и прочной воли, и рассматривается как средство формирования черт личности. Важную роль в формировании умения видеть и передавать цветовое богатство окружающего мира имеет рисование акварелью. Погружение в мир цвета происходит постепенно от созвучия цветов в свободных формах, к знакомству с колоритом, вводя новые художественные материалы- уголь, масленые, темперные или акриловые краски. Учащимся предоставляется полная свобода творчества, выражение идеи в своем авторском стиле.

Необходимо отметить, что что многие педагоги–практики, такие как Н.Г. Морозова, О.И. Никифорова, М.И. Окорокова, И.Л. Зимная, Н.Н. Светловская считают необходимым знакомить детей с художественной литературой. Так понимание цвета и колорита раскрывается через художественное слово, т.е. позволяет описывать образы, ситуации, эмоции, тем самым эмоционально раскрасить. Есть поэты, которые пишут стихотворения для детей, среди них есть такие авторы: А. Венгер «Цвета радуги», Л.Б. Дерягина «Сказка о том, как на свет появились краски», Н. Ефремова «Цветная страна».

Научившись различать цвета, чувству цвета и колорита, дети уже не могут ограничиваться одним цветом, а тяготеют к многообразию и самовыражению. Изобразительная деятельность детей в сою очередь несет в себе высокие художественные образцы, дающие ребенку ценностные ориентиры. Созвучие литературы и изобразительного искусства способствуют простору воображения и собственному творчеству.

Таким образом, ученые педагоги и психологи считают необходимым целенаправленно развивать восприятие цвета, чувства цвета и колорита, а также важность последовательного изучения цвета по средству специальных знаний.

Можно сделать вывод, что формирование у детей чувства цвета и колорита представлены в истории педагогики, а также в методике обучения изобразительной деятельности и художественной литературе.

Исходя из анализа, необходимо отметить, что для успешного формирования личностно-эстетических качеств ребенка необходимо отметить:

  • активное включение детей в художественно–творческую деятельность;
  • знакомство с цветом через художественное слово;
  • приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
  • включение экспериментальных творческих заданий с применением различных художественных материалов (тушь, акрил, картон и т.д.);
  • возможность самостоятельно подбирать, сочетать и создавать свой колорит работы;
  • использовать в работе несколько художественных техник;
  • находить, черпать сюжеты для своих работ в окружающем мире и художественной литературе;
  • наблюдения за окружающей природой;
  • создавать многофигурные композиции сказочного содержания;
  • необходимо учить детей эстетически воспринимать произведения народного искусства;
  • активно включать в процесс обучения декоративно–прикладного творчества;
  • посещение музеев, выставок, театра, с последующими беседой и анализом;
  • прогулки на природу, парки, скверы;
  • необходимо учить видеть «красоту» окружающей жизни;
  • проведение тематических выставок;
  • использование иллюстрированного материла;
  • прослушивание музыкальных композиций.

 

Список литературы:
1. Дубровская, Н.В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста:/ Н.В. Дубровская// Журнал Дошкольная педагогика. - 2003. - №6 (15) - С. 21 - 26.
2. Дерягина, Л.Б. Радуга-дуга: Запоминаем цвета, развиваем речь и художественный вкус: пособие для детей, родителей и воспитателей/ Л.Б. Дерягина. - СПб.: Издательский дом «Литера», 2005. - С.32.
3. Миронова, Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве: Пособие для учителей. – 3-е изд. – Мн.: Беларусь, 2005. – 151 с.: ил. – ISBN 985-01-0512-7.