ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ В СФЕРЕ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(231)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(231)
ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ В СФЕРЕ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
Вступление
В правовом государстве услуги в сфере жилищно-коммунальных хозяйства должны предоставляться потребителю качественно и в срок, в соответствии с законом.
Данные услуги должны быть соответственно оформлены (документально - акты и договора), заключенные и заверенные с обеих сторон в понятной для обеих сторон форме, а так же иметь под собой нормативно-правовую базу. Потребитель жилищно-коммунальных услуг должен иметь возможность на охрану и защиту своих гражданских прав (совокупность мер, позволяющих реализовывать закрепленные в законе права, а так же право на защиту данных прав).
Меры юридической ответственности
В действующем законодательстве (уголовном, гражданском и административном) имеется возможность эффективно защищать права потребителя услуг и работ в жилищно-коммунальной сфере. Проще говоря, под словом защита подразумевается контрдействие происходящему, совершаемому правонарушению.
Рассматривая проблему защиты гражданских прав, в том числе и прав потребителя жилищно-коммунальных услуг, в юридической литературе мы сталкиваемся с такими понятиями как: порядок защиты, формы, способы, средства, меры защиты.
Формы защиты прав
Законодательство не дает определения данного понятия, но в отечественной современной юридической литературе существуют различные подходы к определению форм защиты гражданских прав. Наиболее известные формы это административная и судебная форма. Грибанов В.П. (Советский правовед, специалист в области гражданского права) выделяет еще и специфическую общественно-правовую форму защиты. Но сейчас общепризнанным, в большинстве своем, признается подход, в котором выделяют юрисдикционную форму (общий, т.е. административный порядок) и неюрисдикционную форму защиты (самозащита)).
Юрисдикционная форма - это деятельность по защите нарушенных или оспариваемых гражданских прав и законных интересов граждан и организаций уполномоченными органами,.
Неюрисдикционная форма - это деятельность по защите нарушенных, оспоренных гражданских прав субъекта правоотношения без обращения для этого к компетентным органам. Такая форма защиты - будет самозащитой гражданских прав (ст. 14 ГК РФ), которая означает самостоятельные действия субъекта по защите своих прав.
В зависимости от субъекта, осуществляющего защиту гражданских прав, в том числе и потребителя, можно говорить о двух формах защиты: самостоятельно гражданином и опосредованно через какие-либо органы власти (судебные, административные) и общественные организации (различные институты гражданского общества, и в первую очередь общества защиты прав потребителя).
И таким образом, возникают четыре формы защиты:
- Судебная.
- Административная.
- Общественная.
- Самозащита.
Для защиты прав потребителя жилищно-коммунальных услуг имеют значения все формы защиты, т.к. все они в равной мере эффективны, а их выбор иногда происходит из сложившейся ситуации.
На мой взгляд, более эффективным и правильным, как и должно быть в правовом государстве, где есть административные, надзорные и следственные органы власти, будет следующий порядок:
- Первое, что обычно делают рядовые граждане – это по факту предоставления некачественной жилищно-коммунальной услуги или выполнения работ плохого качества – подают обращение (претензию, жалобу) в административные органы власти (органы местного самоуправления, товарищества собственников жилья, управляющую компанию и т.д.).
Далее административные органы принимают соответствующие меры - направляют заявления в надзорные, следственные органы власти, то есть – происходит сбор и фиксация доказательств с последующим составлением заявления и вместе со всем собранным материалом передавались в судебные органы.
К сожалению, на практике, исходя из статистики подачи обращений граждан, их рассмотрения, статистики раскрытия правонарушений и т.д. данные меры мало эффективны - т.к. число обращений в судебные органы увеличивается, из чего складывается мнение, что контролирующие органы отсутствуют либо работают «спустя рукава». Таким образом, напрашивается вывод о том, что каждый гражданин может рассчитывать только на самозащиту, а это, не есть хорошо. Не все граждане обладает юридическими знаниями, да и не все юристы обладают определенными возможностями, что бы решать проблемы обратившимися к ним гражданам.
Способы защиты.
ГК РФ (ст. 12) предусматривает одиннадцать конкретных способов защиты гражданских прав:
1 – Признание права.
2 – Восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
3 – Признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий недействительности ничтожной сделки.
4 – Признание недействительным акта госоргана или органа местного самоуправления.
5 – Самозащиты права.
6 – Присуждение к исполнению обязанностей в натуре.
7 – Возмещение убытков.
8 – Взыскание неустойки.
9 – Компенсация морального вреда.
10 – Прекращение или изменения правоотношения.
11– Неприменения судом акта госоргана местного самоуправления, противоречащего закону.
Так же законом предусмотрены и иные способы защиты, которые доступны и открыты для граждан.
Жилищный кодекс Р.Ф. (ст. 11), говоря о защите жилищных прав граждан, повторяет указанные выше пункты 1.2.3.10.11, но в несколько иной форме.
Рассматривая историю законодательства, перечень способов защиты вроде бы расширился по сравнению с законодательством СССР, но на самом деле было всего два новшества: как уже было сказано выше это самозащита, и второе – это возмещение морального вреда.
Остальное законодательство было подвержено изменению, с акцентом на права и свободу отдельного физического лица.
Так в 1992 году был принят закон «О защите прав потребителей», однако, на мой субъективный взгляд, этот закон требует доработки механизмов, способов и средств защиты во всех сферах, а в сфере жилищно-коммунальных услуг - особенно. В СССР ГК РСФСР в случае нарушения прав потребителя со стороны недобросовестного исполнителя услуг давал возможность обратится в суд, но не было в достаточном объеме механизмов защиты прав потребителей, зато действовали административные органы (райком партии, обком партии и т.п.), жилищно-эксплуатационные конторы (ЖЭКи) не были частными как сейчас, а были государственными, и не могли по своему усмотрению, да и боялись, что либо предпринимать самостоятельно, по сравнению с сегодняшней ситуацией. Сейчас в законе раскрыты такие способы защиты прав потребителей такие как:
- компенсация морального вреда (ст. 15);
- возмещение понесенного ущерба (ст. 12-14);
- компенсации неустойки (ст. 29-31);
- признание недействительным условий договора, ущемляющих права потребителя (ст. 16) и т.д.
В настоящее время, потребители жилищно-коммунальных услуг имеют возможность отстаивать свои права как в судебном, так и не в судебном порядке. У каждого есть право самостоятельно выбирать как форму, так и конкретный способ защиты, основываясь только на своем внутреннем убеждении в эффективности и правильности выбора.
В сфере жилищно-коммунальных услуг используются следующие гражданско-правовые способы защиты:
- присуждения к исполнению обязанности в натуре,
- возмещение убытков,
- взыскание неустойки,
- взыскание штрафов,
- возмещение морального вреда,
- изменения или прекращение правоотношения.
Самозащита
Особенность способов защиты прав потребителей заключается в том, что в каждой конкретной ситуации они могут применяться по отдельности или в совокупности.
Самозащита – это форма защиты, неюрисдикционный порядок защиты гражданских прав. Например, Д. И. Мейер (российский учёный-правовед, специалист в сфере гражданского права, общественный деятель, доктор права) еще полтора века назад ставил в один ряд судебный, административный порядок защиты и самозащиту. Он утверждал, что «органы власти государственной - судебной и исполнительной – призваны оказывать защиту пострадавшему от правонарушения.
Как уже было сказано мной выше - самозащита не есть «золотое правило», и эту точку зрения весьма аргументировано подтверждают ряд авторов. К этому можно еще отнести и нелогичность построения положения о самозащите, ст. 12 относит самозащиту права к способам защиты, а в ст. 14 говорится о существовании способов самозащиты, которые должны быть соразмерены нарушению. С моей точки зрения - при «крепком хозяине» (губернаторе, главе района области) на чьей территории находится участники жилищно-коммунальных отношений, а так же при непредвзятости надзорных, следственных органов и судопроизводства защита пострадавшему была бы реализовано более грамотно и в полной мере и, на мой взгляд, резко снизился бы процент правонарушения со стороны жилищно-коммунальных служб и хозяйств. Только по исключению, когда помощь со стороны государства может явиться с задержкой, или слишком поздно, потребитель использует способ самозащиты. Следовательно, на мой взгляд, законодателям следовало бы продумать и отредактировать ст. 12 ГК РФ. и четко внести поправки и изменения, что не позволяло бы, бездействовать органам государственной власти.
Особенности защиты.
В настоящее время, исследуя практику взаимоотношения участников сферы жилищно-коммунальных услуг, складывается мнение о том, что потребитель порой не знает куда и как направлять те или иные претензии и жалобы, и, стало быть, направляет свои жалобы не по адресату. Следовательно, это не дает в полной мере должного рассмотрения. Исполнителем жилищно-коммунальной услуги всегда является одна определенная организация, за исключением жилищных строительств, кооперативов, либо какой-либо управляющей компании, избранной на общем собрании собственников жилья. Потребитель (собственник-жилец) в первую очередь должен направить жалобу именно исполнителю.
А этого зачастую и не происходит. Так же с точки зрения исполнителя жилищно-коммунальной услуги - сами исполнители не осознают своей роли, но опять же - как показывает практика, уровень правовой культуры руководителей организации настолько низок, что и они не разбираются даже в самых простых понятиях.
Предлагаю рассмотреть один из примеров, который произошел в одном из районов Новгородской области, и, к стати, подобную картину можно было наблюдать не только в Новгородском регионе, но и в других областях страны.
ООО «Новгородский водоканал» (ресурсно-снабжающая организация входящая в сферу жилищно-коммунального хозяйства и оказывающая коммунальную услугу по водоснабжению населения) в 2014 году начало устанавливать на приборы учета воды антимагнитные пломбы, согласно п. 81 (11) правил №354, позволяющие при вводе прибора учета в эксплуатацию устанавливать контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета. Однако, данное правило было введено правительственным постановлением за №354 от 26.12.2016 года (т.е. лишь спустя 2 года), а вступило в силу только 01.01.2017 года. Спрашивается - где уровень правовой культуры участников жилищно-коммунальной сферы, где объективность судопроизводства, если в постановлении №354 в 2014 года про никакие антимагнитные пломбы прочитать не было возможным? И только в 2016 году про введенное новшество можно было прочитать в п. 81 (11) постановления №354, в котором и было указанно о вступлении в силу правила в 2017 году.
Так же хочется задать вопрос о том, где ресурсо-снабжающая организация брала эти пломбы, имелись ли сертификаты соответствия, акты приемки-передачи и прочая документация о сомнительных наклейках в 2014 году? Куда смотрели местные органы самоуправления, на чьей территории ресурсоснабжающая организация выдумывала и творила что хотела, а надзорные и следственные органы так и не смогли проявить свою компетентность по обращениям граждан по факту принудительного использования этих наклеек? Так же хочется обратиться и к законодателям, которые придумывают такие новшества в законах. Зачем выдумывать миф об антимагнитных наклейках, если заводом изготовителем прибор учета уже имеет антимагнитную защиту, как показала проведенная независимая экспертиза одного из приборов (заключение специалиста №26/21 - прибор учета и антимагнитная пломба), если потребитель захотел бы, каким-либо мощным магнитом повлиять на работу прибора учета, то это было бы невозможным. А если, и возникает необходимость что либо добавлять, редактировать, изменять, то надо четко прописывать в законах - когда, в каких, случаях и при каких обстоятельствах применять данные новшества.
Низкая квалификация специалистов, неповоротливость руководителей в условиях новых экономических реалий, приводит к тому, что объем услуг в этой сфере выполняется теневым способом, для незаконного обогащения контор, руководителей и т.д.
Потребители жилищно-коммунальных услуг зачастую отстранены от участия в приемке выполненных услуг. А власть, причастная в той или иной мере к организации, контролю и надзору за выполнением жилищно-коммунальных услуг, не заинтересована в принятии эффективных решений, ибо сама несет ответственность за создавшееся положение. Судебные решения чаще принимаются в пользу жилищно-коммунальных контор, а если и выносятся в пользу потребителя, то они не защищают и не прекращают дальнейшего безобразия со стороны жилищно-коммунальных хозяйств и ресурсо-поставляющих организаций.
Органы местного самоуправления, надзорные и следственные органы власти – главный виновник массового, постоянного нарушения прав потребителей в этой сфере, следовательно и законодатель так же должен нести ответственность за издания законов, новшеств, поправок, которые приводят к тому, что «закон, как дышло – куда хочу, туда и вышло», а так быть не должно. Неэффективность управления и абсурдные новшества в законодательстве, требующие доработки, приводят к массовым поборам с населения в виде штрафов и других сборов. Потребитель порой не может понять и разобраться в договорах, актах и других документах - за что и для чего он ставит свою подпись.
Некоторые проблемы с нормативно правовой базой.
Рассмотрим положения "Гражданского кодекса Р.Ф.(ч. II)" от 26.01.1996 года за N 14-ФЗ (ред. от 09.03.2021года), которые имеются в нормативно – правовых актах, регламентирующее холодное водоснабжение.
Статья 470. Гарантия качества товара
1. Товар, который продавец обязан передать покупателю, если иной момент определения соответствия товара этим требованиям не предусмотрен договором купли-продажи, и в пределах разумного срока должен быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются.
Статья 471. Исчисление гарантийного срока
1. Гарантийный срок начинает течь с момента передачи товара покупателю (статья 457), если иное не предусмотрено договором купли-продажи.
2. Если покупатель лишен возможности использовать товар, в отношении которого договором установлен гарантийный срок, по обстоятельствам, зависящим от продавца, гарантийный срок не течет до устранения соответствующих обстоятельств продавцом.
Статья 473. Исчисление срока годности товара.
Срок годности товара определяется периодом времени, исчисляемым со дня его изготовления, в течение которого товар пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию. Если иное не предусмотрено договором, гарантийный срок продлевается на время, в течение которого товар не мог использоваться из-за обнаруженных в нем недостатков, при условии извещения продавца о недостатках товара в порядке, установленном статьей 483 настоящего кодекса.
Если же законодатель принимает правильные, нужные потребителю жилищно-коммунальных услуг законы, то в большинстве случаев органы местного самоуправления и ряд других уполномоченных государственных органов не заботятся потом о том, что бы они реализовывались в полной мере. Так же требует особого рассмотрения вопрос о просвещении потребителей в отношении знания своих прав и действий по их защите. Анализ случая с водоканалом, а именно с их антимагнитными чудо пломбами в 2014 году, а так же анализ нормативно правой документации, актов и т.д. позволяет делать печальные выводы. В связи с этим, предполагается, что существует недооценка такой формы защиты, как самозащита, как потребителями жилищно-коммунальных услуг так и представителями юридического сообщества. На мой же взгляд, как я уже выше высказывал свою точку зрения, самозащита - это подспорье к юрисдикционной форме защиты, и первое, что должно быть на должном уровне - это должны эффективно работать государственные органы. И если говорить о самозащите, то и она требует доработки, что бы не выглядело так, что потребитель – это не юрист или специалист по юриспруденции, хоть и опирается на законодательство, который пытается в соответствии с законом отстаивать свои права, а это у него плохо выходит в силу так же недостаточности информации в жилищно-коммунальной сфере. Так же и во многих научных юридических статьях, диссертациях пишется о применении юрисдикционной формы защиты, которая представляет более полный набор всех возможностей для достижения цели потребителем, чьи права были нарушены. Я уже приводил аргументы о неэффективности административной формы защиты. Судебная защита лишена этих недостатков, но у неё есть свои, требующие больших затрат по времени, и поэтому нецелесообразна при разрешении незначительных нарушений, а тем более при пресечении возможных нарушений прав потребителя со стороны участников сферы жилищно-коммунальных отношений.
Выводы
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному – можно сделать вывод о том, что текущая сложившаяся ситуация с защитой прав потребителей в сфере жилищно-коммунальных услуг «оставляет желать лучшего», а именно: в случае нарушения прав потребителя в виде предоставления некачественной жилищно-коммунальной услуги, потребитель в праве воспользоваться защитой своих интересов несколькими формами и способами, которые ему предоставляет государство как в виде самозащиты, так и в виде обращения в административные органы власти.
Первый вариант имеет свои недостатки в силу отсутствия или весьма ограниченного количества знаний у потребителя в жилищном законодательстве. Так как знаний мало – потребитель не может грамотно составить необходимые документы – правильно зафиксировать правонарушение, составить жалобу или претензию и направить материал в компетентные органы.
Второй вариант так же имеет свои недостатки в виде инертности существующей системы защиты прав потребителя в жилищно-коммунальной сфере, а именно – что бы потребитель смог зафиксировать некачественную услугу – необходимо проделать множество действий, таких как – звонок в диспетчерскую службу, направление претензии в управляющую организацию, согласование места, времени, состава участников для фиксирования правонарушения в виде факта оказания некачественной услуги. Порой от звонка в управляющую компанию до проведения проверки проходит несколько дней. Воспользовавшись этим временем поставщик некачественной услуги (водоканал, тепловые сети и др.) получают «фору» для устранения или временного восстановления качества услуги, что бы в момент проведения проверки низкое качество предоставляемой услуги не выявилось и не подтвердилось. Причем, в случае не выявления недостатков в качестве услуги, расходы, связанные с проведением проверки, экспертизы оплачиваются инициатором, т.е. на потребителем. Таким образом, получается, что потребитель проигрывает в двойне – так как в дальнейшем продолжает получать услугу низкого качества и плюс еще оплачивает расходы, связанные с защитой своих прав при попытке проведения действий, которые должны подтвердить низкое качество услуги (экспертиза, проверки и пр.).
На мой взгляд, на самом деле, корень всех проблем заключается в низком финансировании государством организаций, ответственных за порядок не только в жилищно-коммунальной сфере, но и в остальных областях. Так же существует недостаточная мера персональной ответственности должностных лиц, обеспечивающих контроль над исполнением законодательства в сфере жилищно-коммунальных услуг и не только.
И так, что хочется сказать – недостаточно продуманные законы и нормативные акты, правовая неграмотность потребителя, отсутствие специализированных организаций оценивающих реальную ситуацию в сфере услуг жилищно-коммунального хозяйства, инертность правоохранительной системы, так же заинтересованность коммунальных организаций любыми способами «до последнего» отрицать свою вину и не признавать факт оказания коммунальной услуги низкого качества вплоть до обращения потребителя в суд. Все это на настоящий момент времени представляет собой особенность осуществления и защиты прав потребителя в сфере коммунальных услуг.