Статья:

СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА СЕНСЕРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РАС 3-4 ЛЕТ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(232)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Сырымбет А.С. СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА СЕНСЕРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РАС 3-4 ЛЕТ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 9(232). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/232/124307 (дата обращения: 29.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА СЕНСЕРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РАС 3-4 ЛЕТ

Сырымбет Абилмансур Сагатулы
бакалавр, Университет Туран, Казахстан, г. Алматы
Мырзатаева Бибымария Пердешовна
научный руководитель, канд. психол. наук, профессор кафедры психология университета Туран, Казахстан, г. Алматы

 

Аннотация. В настоящее время, по мнению многих исследователей, наиболее эффективными и востребованными в практической работе являются методы сенсорной интеграции, телесно-ориентированной терапии, которые направлены на комплексную реабилитацию и системное развитие всех уровней психической деятельности ребенка, начиная от психофизиологических основ и заканчивая уровнем произвольной регуляции поведения.

 

Впервые, понятие сенсорной интеграции было сформулировано психологом и эрготерапевтом, Джин Айрес [1]. Впоследствии ею был разработан метод терапевтического вмешательства, целью которого стало устранение нарушений в сфере сенсорной интеграции, он известен как метод ASI®. Данный метод включает в себя собственно теорию сенсорной интеграции, методику оценки уровня развития данной сферы и комплекс упражнений, которые используются при работе с детьми.

Если по каким-либо причинам имеются нарушения в процессах сенсорной интеграции, и в мозг не поступает достаточное количество импульсов, направленных на усвоение новых знаний и мозг не способен дать адекватный ответ, это может привести к проблемам общего развития.

Основная идея коррекционных технологий, основанных на сенсорной интеграции – обеспечить поступление необходимого количества сенсорных импульсов и контролировать их, особенно импульсы от вестибулярной системы, мышц, суставов и кожи в таком виде, чтобы ребенок самостоятельно и непринужденно формировал необходимые реакции в ответ на сенсорные раздражители.

Целью данного метода является наладить процесс слаженной совместной работы различных отделов нервной системы, тем самым расширить возможности высшей нервной деятельности.

Диагноз «Аутизм» ставится детям, имеющим следующие трудности:

  • Трудности, связанные с социальным взаимодействием;
  • Трудности, связанные с социальной коммуникацией;
  • Нарушения воображения и символической игры.

Данные трудности называют «триадой нарушений». Этот диагноз ставится при наличии трудностей во всех областях, но при этом он не отражает умственную сторону развития, а описывает то, насколько у ребёнка проявляется аутичное поведение.

Наряду с проблемами в общении, языковом развитии и поведении у детей с аутизмом нередко наблюдаются признаки серьезной дисфункции сенсорной интеграции.

Из года в год терапевты, занимающиеся сенсорной интеграцией, отмечают, что в их клинической практике возрастает число детей с аутизмом. Детям с аутизмом, трудно локализовать тактильные стимулы и уразуметь, где находятся их руки, если они их не видят. Двигательное планирование тоже дает сбои. Постуральные ответы (реакции) у ребенка с аутизмом развиты не очень хорошо, но все же лучше, чем у других детей с нарушениями сенсорной интеграции. Это означает, что ствол - мозга нормально обрабатывает проприоцептивные и вестибулярные ощущения, необходимые для многих постуральных ответов. Также вероятно, что нормально функционируют   нервные пути, несущие информацию к сенсорным зонам коры головного мозга. Проблема коренится в чем-то ином, неполадки происходят в какой-то другой части мозга.

Существует три вида плохой обработки сенсорных сигналов, которые часто встречаются у детей с аутизмом. Во – первых, сенсорный сигнал «не регистрируется» мозгом должным образом. Во – вторых, встречается плохая модуляция сенсорных сигналов, особенно вестибулярных и тактильных. В – третьих, даёт сбои область мозга, отвечающая за побуждение к действиям, особенно новым, или же к смене действий.

В мозгу (в лимбической системе) есть область, которая «решает», какой сенсорный импульс регистрировать и предлагать нашему вниманию. У детей с аутизмом она функционирует плохо, поэтому они не фиксируют многое из того, что замечают остальные. Чем хуже работает эта зона мозга, тем труднее помочь ребёнку с аутизмом приобрести навыки, необходимые в ежедневной жизни.

Кроме того, что при аутизме мозг обычно не только не регистрирует, но и в некоторых случаях, и не модулирует сенсорные сигналы, особенно вестибулярные и тактильные. Отказ двигаться и гравитационная неуверенность здесь далеко не редкость – в силу отсутствия модуляции вестибулярных ощущений. Одни дети с аутизмом любят качаться, вращаться, прыгать или карабкаться, другие же наоборот, боятся и избегают подвижного или неустойчивого игрового оборудования. Неспособность улавливать ощущения из окружающей среды не позволяет их интегрировать, чтобы создать чёткий «образ» окружающего пространства и своих с ним взаимоотношений. Процесс объединения всех ощущений в единое и формирование зрительного образа окружающей среды занимают много времени, но даже если этот процесс идёт, «образ» всё равно может получится размытым. Вот почему ребёнок с аутизмом отказывается носить новый свитер: привычный «образ» свитера у него ещё не сложился. При некачественной «записи» звуковых импульсов распознавание речи тоже ограничено. Нечто похожее происходит и при неадекватной регистрации сенсорных сигналов, поступающих от кожи, мышц, суставов и вестибулярной системы: в этом случае выходит нечёткая схема тела. Отсутствие надёжных нейронных моделей как себя самого, так и окружающего мира мешает развитию взаимоотношений с внешней средой. Страдает двигательное планирование, так как человек не ощущает своего тела и того, что делает. Если нарушение сенсорной интеграции серьёзно ограничивает физическую и социальную активность, эмоциональное развитие тоже идёт по неверному пути.

Одна из зон человеческого мозга отвечает за желания инициировать действие, отреагировать на сенсорный стимул, приняться за что – то новое сменить вид деятельности. У детей с аутизмом собственное «хочу» развито столь же слабо, как и система, регистрирующая ощущения. Не то чтобы ребёнок ничего не делает он не в состоянии приняться за что – либо осмысленное и конструктивное. Игра сводится к набору простейших, повторяющихся действий: подержать игрушку, выстроить в ряд или долго вертеть в руках предметы. Выполнять более сложные действия ему не приходит в голову, а копировать чужие не хочется. При наличии достаточной мотивации ему под силу «включить» систему «хотения», и тогда сложные действия, требующие двигательного планирования, например, преодоления полосы препятствий, становятся ему доступны. Тем не менее, эта система почти всегда неактивна, и мозг лишь иногда решает сделать то, на что он способен.

Предлагая, что – либо ребёнку с аутизмом, не стоит забывать, что, хотя у него есть двигательная способность воспользоваться предложенным, его система «хотения» может блокировать новое или поменять вид деятельности. Пока вестибулярные сигналы не станут комфортными и приятными, логично ожидать, что ребёнок будет сопротивляться любой попытке вовлечь его в игры, требующие изменения положения тела и активных движений.

Неудовлетворительная обработка сенсорной информации мешает развитию двигательного планирования в разных его аспектах. На её «совести» неспособность понять значение объекта, воспринятого визуально, отсутствие надёжной внутренней «карты» тела, необходимой для планирования движений, неумение определить возможную пользу объекта, сопротивление участию в целенаправленной деятельности, смене действий, выполнению непривычных задач, отсутствие положительных эмоций от игр и занятий. Дети, чей мозг хорошо обрабатывает ощущения и планирует действия, могут делать что – либо ради чистого удовольствия, а для ребёнка с аутизмом это нехарактерно.

В случае аутизма целью занятий, основанных на сенсорной интеграции, является улучшение обработки сенсорной информации ради более эффективной «регистрации» и модуляции ощущений, а также помощь в формировании простых адаптивных ответов как средства организовать поведение. Если эти занятия окажутся эффективные, то это значительно улучшит жизнь ребёнка, но на сегодняшний день ни один вид занятий не может «вылечить» аутизм. Работая с такими детьми, мы накапливаем знания о том, как они обрабатывают нервные импульсы, и находить новые пути, способы «достучаться» до них. Если в процессе обучения основное внимание обращается на то, что ребенок изучает, то в коррекции сенсорной интеграции – как он изучает и почему не может усвоить материал. Нарушение сенсорной интеграции, как правило, является основной причиной многих трудностей в обучении. В головном мозге происходит организация потока сенсорной информации в такой степени, которая дает человеку точные сведения о нем самом или окружающем его мире. Без полной сенсорной интеграции обучение становится сложным, обычные навыки самообслуживания затруднительными, человеку тяжело справиться даже с небольшими перегрузками и стрессами. Лица с нарушением сенсорной интеграции чаще сталкиваются с трудностями в планировании моторной координации, чем с трудностями целеполагания и нарушениями интеллекта. Сенсорная интеграция особенно эффективна при гиперактивности, она хорошо зарекомендовала себя как профилактическое средство дисграфий и подобных функциональных нарушений, находит широкое применение в лечении неврологических и дементных состояний у больных разных возрастов. В данной работе мы будем рассматривать влияние метода сенсорной интеграции при коррекции детей с рас.

 

Список литературы:
1. Э.Джин Айрес Ребенок и сенсорная интеграция, Теревинф, 2009
2. Сенсорная интеграция в работе с детьми с РАС: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2019/05/07/sensornaya-integratsiya-v-rabote-s-detmi-s-ras