Статья:

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(237)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Варич Н.В., Налимова И.А. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 14(237). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/237/125400 (дата обращения: 28.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Варич Никита Вячеславович
студент, Сибирский институт управления филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы, РФ, г. Новосибирск
Налимова Ирина Алексеевна
студент, Сибирский институт управления филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы, РФ, г. Новосибирск

 

Экономическая безопасность – это такое состояние экономической системы, при котором обеспечивается ее защищенность, стабильное и поступательное развитие при присутствии каких-либо отрицательных условий. Устойчивость, то есть стабильность экономической системы говорит о том, что ее составляющие надежны и безопасны, она может перенести любые внутренние и внешние потрясения.

В истории России до 1992 года не существовало документа или иного нормативно-правового акта, в котором было бы зафиксировано определение понятия «экономическая безопасность». В СССР преобладало понимание экономической безопасности как одной из характеристик глобального военного противостояния социалистической и капиталистической систем. Но многое изменилось с распадом Советского Союза. 5 марта 1992 г. Был принят закон Российской Федерации «О безопасности». На основе этого закона был принят Указ Президента Российской Федерации № 547 от 3 июня 1992 г. «Об образовании Совета Безопасности Российской Федерации». Эти события стали фундаментом зарождения и укрепления экономической безопасности РФ, благодаря им в 1996 году была опубликована и принята первая «Стратегия экономической безопасности Российской Федерации».

Инвестиционные гарантии являются важной частью инвестиционной деятельности. Сам термин «инвестиционные гарантии» можно охарактеризовать как комплекс мер, которые позволяют инвестору быть уверенным в надежности инвестиций. Такие гарантии делятся на три группы: первые гарантируют целостность имущества и иных активов инвестора, вторые гарантируют получение инвестором прибыли от хозяйственных операций, третьи же связаны с защитой собственных прав и проведением споров.

Первые инвестиционные гарантии в России начали появляться в XIX веке. Указ Правительствующего Сената от 6 сентября 1805 года, а именно статья 2172 ограничивала максимальную сумму убытков инвестора величиной его вложений. Данные гарантии в те годы более охотно предоставлялись отечественным вкладчикам, а в отношении иностранных инвесторов вводились ограничения, касающиеся занятий определенными видами деятельности в определенных регионах Российской Империи и владения ими именными акциями. Но, не смотря на подобную политику, Россия подписала соглашение с рядом европейских государств и с США о взаимном признании акционерных обществ. Постепенно инвестиционный климат России улучшался, а иностранный капитал активно применялся в экономике Российской империи вплоть до начала Первой мировой войны. После её окончания большевики национализировали все крупные предприятия, в том числе финансового сектора, то есть банки, а также отказались от всех обязательств Российской империи, что уничтожило инвестиционный климат новой советской России. Тем не менее, с введением Новой экономической политики, такие страны как Великобритания, США и Франция активно заключали с советской Россией концессионные договора. После 1929 года СССР начал сворачивать концессионную программу, что не соответствовало долгосрочным ожиданиям иностранных партнёров и тем самым подрывало и без того низкий уровень доверия к инвестициям в советскую экономику. Уровень инвестиционных гарантий на тот момент находился на минимальном уровне в связи с нежеланием советского руководства использовать иностранные инвестиции в развитии народного хозяйства.

В период позднего СССР иностранный капитал всё активнее проникает в советскую экономику, хотя нормативно-правовая база к этому еще не располагает. Только после распада СССР начинает формироваться современный нормативно-правовой блок, обеспечивающий гарантии прав инвесторов, а именно:

  • Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;
  • Федеральный закон от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».

Вызовы и потрясения, через которые прошла российская экономика в 2022 году, стали доказательством того, что Российская Федерация обладает значительным запасом прочности в экономической устойчивости и благодаря решительным действиям ЦБ и Министерство финансов РФ способны стабилизировать обстановку, остановить панику и поддержать ключевые отрасли экономики для обеспечения экономической безопасности.

Однако, подобных успехов удалось добиться не во всех областях. Средства Фонда национального благосостояния (ФНБ), размещённые в «недружественных» государствах, оказались заморожены в связи с введенными санкциями. Под заморозкой оказалась приблизительно треть (4-4,5 трлн. рублей) от общей стоимости активов ФНБ. Министерство финансов настроено оптимистично и заявляет, что в случае необходимости эти валютные средства и золото могут быть конвертированы в рубли для поддержки экономики, а сам фонд «в рамках существующей геополитической ситуации» уже задействован в качестве источника антикризисных мероприятий. В то же время существует риск конфискации данных активов при обострении конфликта. Как утверждает директор ИНП РАН Александр Широв, катастрофы бюджетной системы от заморозки валютных активов «точно не произойдет». Однако потеря данных активов является одной из современных неликвидированных угроз экономической безопасности РФ.

Ситуация с активами частных инвесторов также остаётся неразрешённой. В марте 2022 года крупнейшие европейские депозитарии — бельгийский Euroclear и люксембургский Clearstream отказались от сотрудничества с Национальным расчетным депозитарием, фактически заморозив все его счета и активы, заморозив вместе с тем часть активов, принадлежащих лицам, не попавшим под санкции. Кроме самих активов были заблокированы все дивидендные переводы по иностранным акциям и депозитарным распискам. Только спустя полгода Европейский Союз дал возможность российским инвесторам, которые не подпали под европейские санкции, разблокировать свои замороженные активы. Для этого физическим лицам необходимо было до 7 января 2023 года подать заявления в Министерства финансов Бельгии и Люксембурга.

Центральный Банк РФ принял зеркальные меры и запретил инвесторам-«недружественным» нерезидентам продавать свои российские активы без специального разрешения ЦБ и Министерства финансов РФ. Аналогичные ограничения касаются и дивидендных выплат, однако от данных ограничений страдают интересы и отечественных инвесторов (компании с высокой долей иностранного «недружественного» участия принимают решения не выплачивать дивиденды вообще, чтобы подобной дискриминацией не провоцировать конфликт с иностранными инвесторами).

В перечень ответным мер РФ также входит указ Президента РФ от 28.02.2022 № 79 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций", согласно которому продавать и покупать недвижимость, ценные бумаги и совершать рублевые переводы в адрес «недружественных» иностранных лиц можно будет только с разрешения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций. Эти ограничения затруднили выход иностранных партнеров из совместных с Россией проектов и предприятий.

Таким образом, на текущий момент наблюдается нарушение некоторых инвестиционных гарантий как со стороны РФ, так и со стороны иностранных государств. Однако данные ответные меры, вызванные недружественной политикой в отношении РФ, хотя и нарушают инвестиционные гарантии, но повышают шансы на возврат собственных заблокированных активов и восстановление прав отечественных инвесторов на самостоятельное распоряжение своими ранее замороженными активами, а также на получение ранее замороженных выплат в виде дивидендов и купонов.

 

Список литературы:
1. Гундорова М.А. Экономическая безопасность. Учебное пособие, 2020. –
2. О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях) : Указ Президента РФ от 29.04.1996 N 608 : одоб. Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. N 608
3. Указ Президента Российской Федерации от 28.02.2022 № 79 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций" // [Электронный ресурс] // Официальный интернет портал правовой системы : [Офиц.сайт]. 2022. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202202280049?index=0&rangeSize=1 (дата обращения: 20.03.2023)