УБИЙСТВО, СОВЕРШЕННОЕ С ОСОБОЙ ЖЕСТОКОСТЬЮ. ВОПРОСЫ ДОКТРИНЫ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(241)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(241)
УБИЙСТВО, СОВЕРШЕННОЕ С ОСОБОЙ ЖЕСТОКОСТЬЮ. ВОПРОСЫ ДОКТРИНЫ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Совершение убийства с применением особой жестокости является уголовно-правовым квалифицирующим признаком, который повышает степень уголовной ответственности в зависимости от способа совершения преступления и других обстоятельств, указывающих на особую жестокость. Борьба с этим видом преступления является важной составляющей этики и морали нашего общества. В то же время, научное сообщество по-прежнему не достигло соглашения по определению понятия "особая жестокость" в рамках уголовного права. В науке уголовного права до сих пор ведется спор по поводу определения понятия особой жестокости.
Например, В.С. Ковальский определяет особую жестокость как «совокупность юридических признаков физического или психического насилия, указывающих на изощренное или безжалостное причинение страданий жертве или его близким» [1]
По мнению Ж.В. Тришиной под особой жестокостью следует понимать пытки, истязания и другие воздействия на человека, причиняющие прижизненные страдания физическому или психическому состоянию жертвы [2] Существо понятия "особой жестокости" не определено законом и подлежит уточнению в ходе следственно-судебных действий.
В пункте 8 Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 27 января 1999 г. № 1 «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ [3])» указано, что при квалификации убийства, совершенного с собой жестокостью, следует исходить из того, что само понятие «особая жестокость» связывается как со способом убийства, так и с другими обстоятельствами, которые свидетельствуют о проявлении виновным особой жестокости. Для того, чтобы квалифицировать убийство как преступление, совершенное с особой жестокостью, необходимо установить наличие умысла со стороны виновного в совершении убийства именно с применением таких форм жестокости.
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 января 1999 г. № 1 «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)» выделяет примеры особой жестокости, но не ее дефиницию, и сюда следует отнести: нанесение большого количества телесных повреждений; использование мучительно действующего яда; сожжение заживо; длительное лишение пищи, воды и т.д [4].
Проблемой является отсутствие единого понимания подобных вопросов в судебных и следственных органах, что может привести к неточной квалификации указанных преступлений, влекущих за собой судебные ошибки.
В качестве примера следует привести следующее уголовное дело.
18-летний житель г. Саратова, студент СГЮА, 20.09.2019 г. подкараулил 18-летню подругу детства и нанес ей около 130 ножевых ранений, та скончалась на месте. Обвиняемый рассказал, что решился на убийство девушки из-за ее отказа вернуть долг в размере 2 300 рублей. А также следствие обвинило студента в краже телефона потерпевшей после убийства. Суд приговорил Евгения Вербицкого к 9,5 годам колонии строго режима, однако апелляционная инстанция отменила приговор и вернула дело прокурору, указав на необходимость переквалифицировать преступление на убийство, совершенное с особой жестокостью, так как все ранения наносились прижизненно, не влекли потери сознания, причиняя девушке боль. Эксперт в судебном заседании указал, что ножевые ранения девушка получила еще будучи живой, то есть потерпевшая испытывала боль пока обвиняемый ее резал.
В ходе проведенного дополнительного расследования данный эпизод был квалифицирован как убийство при отягчающих обстоятельствах, то есть по п. «д» ч. 2 ст. 105 УК РФ.
В зарубежном законодательстве отмечается отличие в подходах к определению убийства с особой жестокостью. Например, в Уголовном кодексе Федеративной Республики Германии квалифицирующим признаком является жестокость, а не особая жестокость. В США в законодательстве отдельно рассматриваются признаки особой жестокости, такие как совершение убийства с применением пыток или особо злонамеренных действий.
По словам Р.М. Раждабова, в уголовном законодательстве зарубежных стран не упоминается характеристика способа убийства в виде особой жестокости. По мнению ученого это связано с тем, что законодательство зарубежных стран не в полной мере соотнесено с такими специфическими противоправными установками личности убийцы, которые встречаются на практике и находят свое выражение в проявлении им особой жестокости, как цинизм, беспощадность, безжалостностью, сильная ненависть к другому человеку, которые учтены в уголовном законодательстве Российской Федерации в нормах ответственности за преступления против жизни и здоровья личности [5].
Следует сделать вывод, что убийство с особой жестокостью - это субъективная и объективная категория, выражающаяся в причинении потерпевшему или его родственникам особых мучений и страданий, которые для виновного имеют личное значение.
«Особая жестокость» являясь оценочной категорией уголовного права, не имеет ни доктринальных, ни законодательных критериев для определения, впрочем, она определяется индивидуально исходя из обстоятельств совершенного преступления. По нашему мнению, особая жестокость представляет собой междисциплинарное понятие, которое сформировано на стыке психологической, социологической и правовой наук. С точки зрения социологии, уровень жестокости зависит от духовно-нравственного и культурного развития общества, а также от его идеологической и религиозной сферы. Психологические особенности личности, проявляющей особую жестокость, отражаются в ее неразвитой способности к сочувствию, неспособности поставить себя на место другого человека и получении удовольствия от страданий и мучений потерпевшего.
С правовой точки зрения особая жестокость представляет собой уголовно-правовую категорию, на основе которой формируется целостная система преступлений, которые совершаются с особой жестокостью и предусмотрены п. «д» ч. 2 ст.105, п. «б» ч. 2 ст. 111, п. «в» ч.2 ст. 112, п. «б» ч. 2 ст. 131, п. «б» ч. 2 ст. 132 УК РФ.
Разделяя позицию отдельных авторов [6], считаю необходимым дополнить ст. 105 УК РФ следующим примечанием - «Под особой жестокостью понимается сопутствующее насильственному преступлению, не обязательное для его совершения и наступления типичных для него последствий, умышленное деяние, которое состоит в причинении жертве/его близким чрезмерного, в большинстве своем, тяжелого, физического либо психического страдания, путем применения особо жестокого способа или обстановки убийства, при этом наличествует обязательное понимание и осознание субъектом характера и бесчеловечности своих действий».