Статья:

МЕСТО И РОЛЬ ЕВРОПЕЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА В СИСТЕМЕ ИНСТИТУТОВ ЕС

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(242)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Вырвич И.О., Хорошко Я.О. МЕСТО И РОЛЬ ЕВРОПЕЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА В СИСТЕМЕ ИНСТИТУТОВ ЕС // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 19(242). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/242/127189 (дата обращения: 24.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕСТО И РОЛЬ ЕВРОПЕЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА В СИСТЕМЕ ИНСТИТУТОВ ЕС

Вырвич Илья Олегович
студент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Хорошко Ярослав Олегович
студент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Ломако Алла Юрьевна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск

 

Современное развитие международных отношений характеризуется резким ускорением процесса формирования региональных интеграционных объединений. Связано это с тем, что интеграция способствует созданию дополнительных возможностей для расширения сотрудничества, а также способствует нахождению общих точек соприкосновения между государствами для решения общих вопросов и проблем. Среди интеграционных объединений европейского континента особое место занимает Европейский союз (EC), опыт функционирования которого полезен при построении межгосударственных образований на постсоветском пространстве, поскольку многие проблемы, возникающие в процессе формирования таких образований в целом, обладают общими чертами.

Одной из актуальных является проблема функционирования институциональной системы Европейского союза, которая выступает ее «каркасом» и эволюционирует вместе с самим Союзом. Институциональная система Европейского союза представляет собой важнейшую составную часть механизма ЕС. Она претерпела существенную эволюцию как с точки зрения структуры, так и правового статуса входящих в него органов. Под институциональной системой понимается совокупность руководящих органов ЕС, наделенных особым статусом и правомочиями. Все основные параметры этой системы описаны и закреплены в учредительных актах.

Европейский парламент – единственный орган в ЕС, избираемый гражданами государств, входящих в Европейский союз путем прямых всеобщих выборов при тайном голосовании сроком на пять лет. Европейский парламент является однопалатным, состоит из представителей граждан Союза. Их число не превышает семисот пятидесяти, плюс Председатель. Представительство граждан (от 6 до 96 человек) обеспечивается в соответствии с методом убывающей пропорциональности [5, с. 279].

Таким образом, количество мест, приходящихся на каждую страну ЕС, зависит в первую очередь от численности ее населения, хотя представительство не является строго пропорциональным, поскольку государства с небольшим населением пользуются в этом вопросе даже некоторым преимуществом. Важным является то, что депутаты Европейского парламента обладают свободным мандатом, являются представителями народов, а не правительств государств-членов ЕС. В связи с этим, они не связаны указаниями, не могут быть отозваны своими избирателями.

Внутренняя организация Европейского парламента схожа с национальным парламентом: Председатель, его заместители, Бюро, политические группы, комиссии. Из числа своих членов Европейский парламент избирает своего Председателя и Бюро. Бюро, состоящее из председателя Европарламента и 14 заместителей, руководит всей деятельностью Европейского парламента и его внутренних органов. Указанные должностные лица и председатели политических групп формируют расширенное Бюро, которое, в частности, определяет повестку дня пленарных сессий Европейского парламента.

Все члены Бюро, включая председателя Европарламента, избираются сроком на два с половиной года. Отличительной особенностью Договора о Европейском союзе (в редакции Лиссабонского договора) выступают нормы статьи 10 о роли политических партий на европейском уровне: они способствуют формированию европейского политического сознания и выражению воли граждан Союза [2, с. 81].

В декабре 2022 г. и первом квартале 2023 г. ведущие группы Европарламента: Европейская народная партия (ЕНП), Социалисты и демократы (СиД) «Обновим Европу!»(ОЕ), Зеленые-Европейский свободный альянс (ОЕЛ-ЛЗС), Европейские консерваторы и реформисты, Объединенные европейские левые-Левые зеленые Севера сконцентрировали свою деятельность на следующих темах: миграция и убежище; повышение конкурентоспособности европейской промышленности, включая автомобилестроение; реформирование энергетического рынка Европы с учетом достижения климатических целей; разрешение региональных конфликтов и другие.

В декабре 2022 г. группа ЕНП провела в Вене встречу с участием канцлера Австрии К. Нехаммера, на которой обсуждался вопрос миграции. По ее итогам был подготовлен документ с изложением позиции группы ЕНП по вопросам убежища и миграции, опубликованный в начале февраля 2023 г. В нем отмечались необходимость укрепления Шенгенской зоны; совершенствования общеевропейской системы предоставления убежища; расширения сотрудничества с третьими странами, в первую очередь африканскими, для устранения причин миграции и др. [1].

Группа СиД на пленарных дебатах в ЕП, прошедших 1 февраля 2023 г., выступила с критикой позиции ЕНП по вопросу миграции. Социал-демократы заявили, что они против намерений правых выстроить в Европе антимигрантские стены, и призвали руководство Еврокомиссии не уступать намерениям ЕНП превратить Европу в крепость. Депутаты от СиД заявили, что пришло время для принятия законодательства ЕС по привлечению рабочих-мигрантов, а их лидер И. Гарсия Перес предложила «изменить способ управления миграцией, чтобы показать, что она оказывает явно положительное влияние на нашу повседневную жизнь».

Группа ЕНП в ходе обсуждения стратегии ЕС по улучшению промышленной конкурентоспособности и торговли, а также созданию качественных рабочих мест и решению проблем, связанных с Законом США о снижении инфляции, раскритиковала «Промышленный план «зеленый курс»», представленный накануне заместителем главы Еврокомиссии Ф. Тиммермансом. Народники выступили за продолжение сотрудничества с американскими партнерами, чтобы смягчить конкурентные недостатки, и предложили повысить конкурентоспособность европейской промышленности путем диверсификации и расширения торгового партнерства и улучшения доступа компаний к сырью.

Депутаты от ЕНП подвергли резкой критике решения ЕП об одобрении Закона о запрете с 2035 г. двигателей внутреннего сгорания, которое способствует удорожанию автомобилей, ведет к потере тысяч рабочих мест и, в конечном итоге, к упадку основной отрасли европейской промышленности. Они назвали инициативу, которую продавили Зеленые, социал-демократы и либералы, очень опасной, т.к. обещания о создании новых рабочих мест не работают. При этом, в Канаде и США создаются новые производства аккумуляторов, а сотни тысяч рабочих мест в Европе находятся под угрозой.

Группа ОЕ! предложила собственный план создания конкурентоспособной, инновационной и устойчивой европейской промышленности, который включает:

  • Закон о чистых технологиях, конкурентоспособности и инновациях, направленный на улучшение условий для деятельности компаний и роста инноваций;
  • Закона о новом уровне партнерских отношений в мире, основанный на торговой мощи ЕС и обеспечивающий диверсификацию цепочек поставок;
  • Закон о стимулировании структурных реформ и инвестиций;
  • создание Европейского суверенного фонда.

Либералы считают, что необходимо сосредоточиться на поддержке ряда ключевых секторов европейской промышленности, таких как энергетика, добыча сырья, кибер- и продовольственная безопасность, уменьшить зависимость от третьих стран, способствовать созданию рабочих мест и возможностей для бизнеса и инноваций, а также ускоренному экологическому и цифровому переходу и усилению геополитического влияния ЕС [4, с. 335].

Таким образом, наметилась тенденция на усиление роли Европарламента в институциональной структуре ЕС, что связано с увеличением его полномочий по контролю над процессом принятия решений. В качестве примера можно привести установление бюджета ЕС, который парламент принимает совместно с Советом ЕС. Кроме этого, большую часть международных расходов должны также одобрить депутаты Европарламента. Существует также ряд важных функций, которые Европарламент выполняет вместе с Европейской Комиссией.

Европейский парламент, обладая многими чертами, присущими национальному парламенту (однопалатная структура, порядок формирования – прямые выборы, срок полномочий – 5 лет, внутренняя организация), имеет определенные особенности. К их числу, в частности, относятся его состав (представители народов стран участников – ЕС), наднациональный характер, специфика реализации ряда полномочий (законодательных, контрольных и др.). Тем не менее, именно данный орган, избираемый непосредственно гражданами ЕС, рассматривается на доктринальном уровне как верховный выразитель их воли и интересов. Лиссабонский договор, отражая тенденцию к дальнейшей демократизации, в определенной степени изменил место Европейского парламента среди органов ЕС [3, с. 27].

Данный Договор усилил роль Европарламента в институциональной системе ЕС, придал ему большее значение, что отражается в расширении области совместного принятия решения, равноправия с Советом при утверждении бюджета ЕС. Вместе с тем, полагаем, что на следующем этапе эволюции данного органа было бы целесообразно усилить его контрольные полномочия, предоставив ему возможность выражения вотума недоверия Председателю Европейской комиссии. Будущее покажет, как будет развиваться институциональная система Европейского союза, будет ли происходить укрепление роли Европейского парламента, однако на сегодняшний день очевидным остается доминирование исполнительных органов в ЕС.

 

Список литературы:
1. Group Position Paper on asylum and migration. 01.02.2023. URL: https://www.eppgroup.eu/newsroom/ publications/epp-group-position-paper-on-asylum-and-migration_2747f25 (дата обращения 10.05.2023).
2. Войников, В. В. Правовые аспекты политики Европейского союза по борьбе с незаконной иммиграцией / В. В. Войников // Балтийский регион. – 2021. – №4(26). – С. 73-89.
3. Гуселетов, Б.П. Новый состав Европарламента: прогнозы и результаты // Выборы в Европарламент 2019: национальные ответы на вызовы евроинтеграции / под ред. Ю. Квашнина, А. Кудрявцева, Н. Плевако, В. Швейцера. М.: ИМЭМО РАН, ИЕ РАН, 2019. – №4. – С. 26-29.
4. Плешакова, Д. И. Генезис парламентаризма: история становления и развития / Д. И. Плешакова // Социально-гуманитарные знания. – 2022. – № 8. – С. 333-337.
5. Шапошникова, Е. А. Пропорциональные выборы в мировой избирательной практике / Е. А. Шапошникова // Социально-гуманитарные знания. – 2015. – № 4. – С. 275-283.