ПРОБЛЕМА ДОБРА И ЗЛА В ТВОРЧЕСТВЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(242)
Рубрика: Философия
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(242)
ПРОБЛЕМА ДОБРА И ЗЛА В ТВОРЧЕСТВЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО
Вопрос добра и зла и их взаимоотношений – одна из самых важных проблем человеческого существования. Мораль как сфера общественной жизни и феномен культуры основана на противоречии между добром и злом. Все должное, закрепленное в моральных нормах, характеризуется как добро, а все запретное – как зло. Концепция добра и зла раскрывает противоречивый характер человеческого существования. Жизнь – это постоянное взаимодействие добра и зла. Не только личная жизнь, но и всё человеческое существование характеризуется ожесточенной борьбой между силами добра и зла. Все люди, хотят они того или нет, живут, преодолевая, избегая, совершая добрые или злые поступки.
Понятие добра и зла лежит в основе категориального аппарата не только этики и аксиологии, но и философской антропологии, поскольку отражает общественные отношения, ценности и категории человеческого восприятия. Особое значение имеет тот факт, что от них зависит человечество в целом.
Проблема добра и зла – одна из вечных проблем, которая не утратила своей актуальности и по сей день для личности, общества и всего мира. Вопросы «что такое добро и зло», «почему нужно делать добро», «откуда берутся добро и зло», «каковы измерения добра и зла» часто задаются людьми. На протяжении всей истории люди задавали себе эти вопросы.
Наше общество переживает переосмысление всех своих ценностей в связи с разрушением некогда использовавшихся традиционных норм и правил поведения. К сожалению, это связано с постепенной и повсеместной формализацией понятия добра. Они показывают, что проблема добра и зла связана с человеческими проблемами. Как человеку жить в современном обществе, какими ценностями он должен руководствоваться в жизни, к чему стремиться, зачем человеку совершать добро – на эти и другие вопросы должна ответить философия [4, с. 1].
Проблема добра и зла рассматривается в трудах великого русского писателя и мыслителя Ф. М. Достоевского.
В произведениях Достоевского человек и его судьба являются главными вопросами. По словам Бердяева, Достоевский был великим антропологом, открывшим новую науку о человеке и применившим новые методы для изучения человеческой природы в ее бездонной бесконечности. Для того чтобы раскрыть сущность человека и его судьбу, необходимо проанализировать следующие проблемы: проблема зла; феномен страдания; свобода и своеволие.
Ф.М. Достоевский рассматривал проблему зла как первый шаг к пониманию свободы. У писателя был свой взгляд на происхождение зла. Оно связано со свободным поступком человека непринятия Бога. Человек отказался от абсолютности своей личности и признал, что он определяется объективными законами окружающего мира.
В вопросе о происхождении добра и зла, мыслитель исходит из убеждения, что источником их возникновения является иррациональная свобода. Человек, изначально обладающий свободной волей, самостоятельно делает выбор между добром и злом, а также несет ответственность за совершенные им поступки. При этом, свобода и «бесчинство свободного ума» могут являться источником несчастья человека и гибели, а также способны «завести в такие дебри», выхода из которых нет. Писатель отмечает, что без свободы ответственным за зло был бы Бог. Однако, отвергнуть свободу, основываясь на том, что она может порождать зло, означает породить еще больше зла, поскольку лишь свободное добро является подлинным, а не принудительное. Зло заложено в глубине природы человека, в ее иррациональной свободе и отпадении от природы божественной: «Зло таится в человеке глубже, чем предполагают обычно». Имея внутренний источник, зло может многих соблазнить через желания и страсти, господствующие над разумом человека: «Хотенье может сходиться с рассудком... но очень часто совершенно и упрямо разногласит с рассудком» [1].
Во всех произведениях Достоевского показаны противоречия, которые существуют в душе человека и приводят к искажению его природы. Причина этих противоречий объясняется наличием зла в человеческой природе. Человек Достоевского видит в себе искажения, но поскольку он не видит их причин, то воспринимает их как препятствия на своем пути, которые трудно преодолеть. Однако человек, непонимающий причины зла внутри себя и не пытающийся исправить последствия зла, может только усугубить ситуацию.
Достоевский в своем произведении «Преступление и наказание» поставил вопрос о границе между добром и злом. Он показывает, как зло влияет на людей, каковы последствия зла, какую роль играет зло в судьбе людей и как добро может спасти людей и помочь им выйти из трудных ситуаций. Он пытается дать определение этим понятиям и показать, как они взаимодействуют в обществе и в личности. Он показывает, как в душе Сони происходит сложная борьба добра и зла. Ее поступки стирают грань между добром и злом. Она продает себя, чтобы больная мачеха и ее дети не умерли от голода. Но также Соня убеждает Родиона Раскольникова, который совершил убийство, что зло не может быть безнаказанным, поэтому они, убийца и проститутка будут страдать вместе.
Достоевский пытается провести в романе грань между добром и злом. Но человеческий мир слишком сложен и несправедлив, границы между этими понятиями стираются. Поэтому Достоевский видит в вере спасение и истину. Христос для него – высший критерий нравственности, носитель истинной добродетели на земле. И это единственное, в чем писатель не сомневается. Достоевский показывает, насколько ужасна для человечества ложная идея, насколько социально-опасно человеческое поведение, основанное на ней. И, следовательно, какая высшая ответственность требуется, если рассуждать об общественном идеале.
Раскол личности изображен в романе в виде главного героя, Родиона Раскольникова, имя и образ которого имеют символическое значение. Он ведет внутреннюю борьбу с самим собой. Он разрывается между собственной теорией и жизнью, между убийством и любовью к ближним своим, между преступлением и муками совести. Душевные страдания становятся невыносимыми, и Раскольников чувствует, что это его наказание за содеянное преступление: «Что, неужели уж начинается, неужели это уж казнь наступает? Вон, вон, так и есть» [3].
У Достоевского есть герои, которые, казалось бы, стремятся к добру, а не одержимы злом. Их добро для него неоднозначно, так как часто сводится к одной из масок зла. Писатель анализирует человеческую душу и видит ее во всей сложности: она содержит парадоксальные противоречия. Например, проблема зла может плавно перетекать в проблему добра. В человеческой душе одновременно присутствует стремление к Богу и неприятие Бога, как добра, так и зла. Достоевский видит душу не статичной, а всегда динамичной. Он также понимает человеческую жизнь как постоянный динамический процесс борьбы между двумя полюсами: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей» [3].
Преступление для Достоевского - следствие страстей человека и желания «по своей глупой воле пожить». Наказание, неизбежное за всякое преступление, не просто внешняя кара закона, а совесть, терзающая душу человека. Разрыв между страстями, желаниями и совестью является выражением дихотомии добра и зла в человеке. Так, Карамазовы, представленные Достоевским, могут быть как у одной грани, так и у другой, то есть, впадать в своих страстях, как в нижайшие пороки, так и возвышаться до идеальной добродетели. Хорошо подводит эту мысль прокурор в последних главах произведения «Братья Карамазовы»: «Мы зло и добро в удивительном смешении, мы любители просвещение и Шиллера и в то же время мы бушуем по трактирам и вырываем собутыльников наших, бороденки...». И относит он это суждение не только к обвиняемому, но и ко многим другим людям.
Таким образом, исследуя проблему зла, Достоевский приходит к неожиданному выводу, что человеческая душа содержит в себе противоречия. Даже в человеке, одержимом злом, может быть стремление к добру.
Добро как реальная сила не может быть имплантировано насильственно, оно может быть только результатом собственных поисков и убеждений человека, действующих и существующих как внутренний идеал. Утрата нравственности в обществе кажется Достоевскому опасной, потому что зло позволяет легко манипулировать душами, а продвижение человека по пути зла ведет только к гибели. Эта потеря кажется Достоевскому опасной тем, что превращает людей в человеческий материал для разрушения. Скованность человека, потеря веры, долга, порядочности, пьянство как один из результатов и предпосылка сломленной личности делают людей податливыми, покорными злодейским манипуляциям ими, неспособными противостоять злу.
Перед ним встал вопрос не только о силе, способной противостоять злу, став более могущественной, но и о том, как вообще возможна жизнь, если зло, развивающееся в своем движении, приводит к его разрушению. Изучение проблемы добра и зла приводит Достоевского к формулировке ее в предельно обобщенном, собственно философском смысле: речь идет о добре и зле в их сущностном понимании, об источниках, питающих силы добра и зла, об их переплетении и противостояние друг другу [2, с. 2].
Таким образом, Достоевский заключает: добро и зло существуют в обществе постольку, поскольку они есть в человеке, и поэтому нужно обратиться к человеку со своими поисками, к тому, кто действительно существует в реальности, к его нехудожественной жизни, к нему, перегруженному множеством реальных проблем, живя с осознанием конечности своего существования, со способностью оценивать и переоценивать свою собственную жизнь.