Статья:

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(244)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Щебетюк Н.А. РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 21(244). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/244/128114 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Щебетюк Нарыйа Александровна
студент Педагогический институт, кафедра дошкольного образования Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, РФ, Республика Саха (Якутия), г. Якутск
Иванова Мария Кимовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольного образования Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, РФ, Республика Саха (Якутия), г. Якутск

 

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.

Актуальность темы определяется необходимостью изучения игровой деятельности современных детей и ее влияния на преодоление их эмоциональных трудностей, для разработки адекватной стратегии дошкольного образования. Как показывают исследования Л.С. Выготского, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина и др. именно игра определяет формирование главных новообразований дошкольника, задает личностные смыслы, побуждающие к деятельности.

Цель статьи: Определить значение игры для преодоление эмоциональных трудностей детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом формирования мотивационной сферы, когда возникают личностные механизмы поведения, складывается соподчинение мотивов, складываются предпосылки к самоконтролю и саморегуляции. Наиболее интенсивно и эффективно становление мотивационной сферы и произвольности происходит в сюжетно-ролевой игре.

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию, развитию произвольности.

Однако классические исследования игры проводились в 50-60-х годах прошлого века, когда общественные отношения и общество в целом во многом были другими. С тех пор произошли значительные изменения в жизни взрослых людей, в условиях жизни детей и в отношениях между ними. Сегодня стало актуальным исследование тех преобразований, которые претерпевает детство в связи с изменениями в современном обществе. Д.Б. Эльконин в своих научных дневниках писал, что закономерности и периодизация детства существенно меняются в процессе развития общества. С этой точки зрения, данные, полученные на детях 30-60 гг. не всегда корректно применять по отношению к современным детям.

Культурно-исторические изменения в обществе не могли не отразиться на детской игре. За последние 5-6 лет произошли определенные изменения в играх дошкольников. Однако эти изменения остаются не исследованными и не проанализированными. Характер этих изменений чрезвычайно важно понять, поскольку особенности игры современных дошкольников отражают своеобразие их психического развития, их интересов, ценностей, представлений и пр. В стремлении понять и проанализировать характер этих изменений и их влияние на психику ребенка и заключается новизна нашего исследования.

В последнее время наблюдается повышенное внимание к различным видам обучения дошкольников, что неизбежно ведет к вытеснению игровой деятельности. Исследование особенностей игр современных дошкольников и ее влияние на их личностное развитие является крайне актуальной задачей.

В дошкольном возрасте эмоции играют большую роль в жизни ребенка. Т. А. Данилина говорит о том, что в этот возрастной период эмоциональные реакции носят импульсивный и непосредственный характер. В раннем возрасте эмоции более выражены, чем в дошкольном детстве.

Это связано с тем, что ребенок не умеет управлять своими переживаниями и эмоции начинают управлять его поведением.

Из - за этого происходит более бурное и непроизвольное проявление эмоций. Взрослый легко может определить эмоции ребенка потому что они проявляются и мимике ребенка, и в его поведении в целом.

Таким образом можно сделать вывод что, эмоция – это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия.

Выделяют 2 категории эмоций: положительные и отрицательные.

Дошкольный возраст – самый важный этап в психоэмоциональном развитии личности.

Развитие эмоций и чувств дошкольника зависит от общения со сверстниками, от обстановки в семье, от специально организованной деятельности, от игровой деятельности и в процессе выполнения совместных заданий.

Игровая деятельность влияет на формирование всех психических процессов и является ведущей в формировании личности ребенка.

Проблема эмоционального развития дошкольника - традиционно актуальная в психолого-педагогической науке. Для изучения особенностей ее состояния на современном этапе развития системы образования было организовано собственное теоретическое и практическое исследование.

Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка, он характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью. Именно в этом возрасте наблюдается бурный рост в эмоциональном развитии, появляется способность детей управлять своими эмоциями, возникает потребность в общении, уважении творческой активности. Поэтому важно начинать работу по развитию эмоционально-личностной сферы именно в дошкольном возрасте, для того, чтобы в дальнейшем из наших детей выросли психологически здоровые личности, умеющие полноценно общаться и правильно выражать свои эмоции.

Работа в данном направлении должна осуществляться не только специалистом-психологом, но и педагогами, воспитателями, родителями. В детском саду знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществляется как в ходе всего учебно-воспитательного процесса, так и на специальных занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализируют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живописью, музыкой. Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям. С помощью сюжетно-ролевых игр, подвижных игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок (игр-драматизаций) мы способствуем развитию эмоциональной сферы ребенка.

Собственное теоретическое и практическое исследование позволяет констатировать:

1. В психолого-педагогической литературе накоплен значительный материал по проблеме развития эмоциональной сферы дошкольников. Выделены особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте. Доказано, что эмоции оказывают большое влияние на развитие психических процессов у ребенка.

2. Развивать, корректировать эмоциональную сферу дошкольников возможно на учебных занятиях в дошкольных учреждениях, но занятия эти специфичны.

3. Результаты диагностического анализа свидетельствуют о неблагополучии развития эмоциональной сферы дошкольников и о необходимости ее коррекции.

4. Игра - это основной вид деятельности детей в дошкольном возрасте, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Игра - это основное средство эмоционального развития детей дошкольного возраста.

5. Анализ результатов опытной работы показал, что подобранные сюжетно-ролевые игры для развития эмоциональной сферы ребенка, оказала положительное влияние на эмоциональную сферу детей дошкольного возраста. Использование предложенных сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие эмоциональной сферы дошкольников способствует повышению уровня развития эмоциональной сферы дошкольников.

Результаты проведенной работы доказали ее актуальность и способствовали улучшению эмоционального состояния детей.

 

Список литературы:
1. Анохин, П. К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы [Текст] / П. К. Анохин. - М.: Просвещение, 2007. - 318 с.
2. Батурина, Г. И. Введение в педагогическую профессию [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Г. И. Батурина, Т. Ф. Кузина. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 176 с.
3. Батурина, Г. И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности. - В кн. Диалектика познания и сознания. Учёные записки Ивановского пед. ин-та Иваново: Изд-во пед. ин-та, 1973 - 109 с.
4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - СПб. [и др.]: Питер, 2008. - 398 с.
5. Веккер, Л. М. Психические процессы [Текст] / Л. М. Веккер. - М.: Смысл; Академия, 2009. - 544 с.
6. Венгер, Л. А. Программа Одаренный ребенок [Текст] / Л. А. Венгер. - М.: Новая школа, 1995. - 61 с.
7. Вильям, Дж. Mind [Текст] / Дж. Вильям // Британский научный журнал. - 1884. - №3. - 47 с.
8. Выготский, Л. С. Психология развития ребёнка [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Эксмо, 2005. - 512 с.
9. Выготский, Л. С. Учение об эмоциях [Текст] / Л. С. Выготский // Собрание сочинений т.4: сб. ст. - М.: Эксмо, 2009. - 509 с.
10. Григорович, Л. А. Педагогика и психология [Текст]: учеб. пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. - М.: Гардарики, 2003. - 480 с.
11. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций [Текст]: пособие для практических работников ДОУ / Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 160 с.
12. Дарвин, Ч. О выражении эмоций у человека и животных [Текст] /Ч. Дарвин. Спб.: Питер, 2013. - 320 с.
13. Дельгадо, Х. Мозг и сознание [Текст] / Х. Дельгадо. М.: Мир, 1971. - 266 с.
14. Додонов, Б. И. Информационные теории эмоции [Текст] / Б. И. Додонов // Психологический журнал. - 2008. - № 2. - С. 45-116.
15. Доронова, Т. Н. Из детства в творчество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей пятого года жизни [Текст] / Т. Н. Доронова. - М.: ТЦ Сфера, 1997. - 207 с.