РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(244)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(244)
РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.
Актуальность темы определяется необходимостью изучения игровой деятельности современных детей и ее влияния на преодоление их эмоциональных трудностей, для разработки адекватной стратегии дошкольного образования. Как показывают исследования Л.С. Выготского, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина и др. именно игра определяет формирование главных новообразований дошкольника, задает личностные смыслы, побуждающие к деятельности.
Цель статьи: Определить значение игры для преодоление эмоциональных трудностей детей старшего дошкольного возраста.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом формирования мотивационной сферы, когда возникают личностные механизмы поведения, складывается соподчинение мотивов, складываются предпосылки к самоконтролю и саморегуляции. Наиболее интенсивно и эффективно становление мотивационной сферы и произвольности происходит в сюжетно-ролевой игре.
В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию, развитию произвольности.
Однако классические исследования игры проводились в 50-60-х годах прошлого века, когда общественные отношения и общество в целом во многом были другими. С тех пор произошли значительные изменения в жизни взрослых людей, в условиях жизни детей и в отношениях между ними. Сегодня стало актуальным исследование тех преобразований, которые претерпевает детство в связи с изменениями в современном обществе. Д.Б. Эльконин в своих научных дневниках писал, что закономерности и периодизация детства существенно меняются в процессе развития общества. С этой точки зрения, данные, полученные на детях 30-60 гг. не всегда корректно применять по отношению к современным детям.
Культурно-исторические изменения в обществе не могли не отразиться на детской игре. За последние 5-6 лет произошли определенные изменения в играх дошкольников. Однако эти изменения остаются не исследованными и не проанализированными. Характер этих изменений чрезвычайно важно понять, поскольку особенности игры современных дошкольников отражают своеобразие их психического развития, их интересов, ценностей, представлений и пр. В стремлении понять и проанализировать характер этих изменений и их влияние на психику ребенка и заключается новизна нашего исследования.
В последнее время наблюдается повышенное внимание к различным видам обучения дошкольников, что неизбежно ведет к вытеснению игровой деятельности. Исследование особенностей игр современных дошкольников и ее влияние на их личностное развитие является крайне актуальной задачей.
В дошкольном возрасте эмоции играют большую роль в жизни ребенка. Т. А. Данилина говорит о том, что в этот возрастной период эмоциональные реакции носят импульсивный и непосредственный характер. В раннем возрасте эмоции более выражены, чем в дошкольном детстве.
Это связано с тем, что ребенок не умеет управлять своими переживаниями и эмоции начинают управлять его поведением.
Из - за этого происходит более бурное и непроизвольное проявление эмоций. Взрослый легко может определить эмоции ребенка потому что они проявляются и мимике ребенка, и в его поведении в целом.
Таким образом можно сделать вывод что, эмоция – это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия.
Выделяют 2 категории эмоций: положительные и отрицательные.
Дошкольный возраст – самый важный этап в психоэмоциональном развитии личности.
Развитие эмоций и чувств дошкольника зависит от общения со сверстниками, от обстановки в семье, от специально организованной деятельности, от игровой деятельности и в процессе выполнения совместных заданий.
Игровая деятельность влияет на формирование всех психических процессов и является ведущей в формировании личности ребенка.
Проблема эмоционального развития дошкольника - традиционно актуальная в психолого-педагогической науке. Для изучения особенностей ее состояния на современном этапе развития системы образования было организовано собственное теоретическое и практическое исследование.
Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка, он характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью. Именно в этом возрасте наблюдается бурный рост в эмоциональном развитии, появляется способность детей управлять своими эмоциями, возникает потребность в общении, уважении творческой активности. Поэтому важно начинать работу по развитию эмоционально-личностной сферы именно в дошкольном возрасте, для того, чтобы в дальнейшем из наших детей выросли психологически здоровые личности, умеющие полноценно общаться и правильно выражать свои эмоции.
Работа в данном направлении должна осуществляться не только специалистом-психологом, но и педагогами, воспитателями, родителями. В детском саду знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществляется как в ходе всего учебно-воспитательного процесса, так и на специальных занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализируют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живописью, музыкой. Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям. С помощью сюжетно-ролевых игр, подвижных игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок (игр-драматизаций) мы способствуем развитию эмоциональной сферы ребенка.
Собственное теоретическое и практическое исследование позволяет констатировать:
1. В психолого-педагогической литературе накоплен значительный материал по проблеме развития эмоциональной сферы дошкольников. Выделены особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте. Доказано, что эмоции оказывают большое влияние на развитие психических процессов у ребенка.
2. Развивать, корректировать эмоциональную сферу дошкольников возможно на учебных занятиях в дошкольных учреждениях, но занятия эти специфичны.
3. Результаты диагностического анализа свидетельствуют о неблагополучии развития эмоциональной сферы дошкольников и о необходимости ее коррекции.
4. Игра - это основной вид деятельности детей в дошкольном возрасте, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Игра - это основное средство эмоционального развития детей дошкольного возраста.
5. Анализ результатов опытной работы показал, что подобранные сюжетно-ролевые игры для развития эмоциональной сферы ребенка, оказала положительное влияние на эмоциональную сферу детей дошкольного возраста. Использование предложенных сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие эмоциональной сферы дошкольников способствует повышению уровня развития эмоциональной сферы дошкольников.
Результаты проведенной работы доказали ее актуальность и способствовали улучшению эмоционального состояния детей.